Автор: Алёна Ефимова, 04 Октября 2010 в 15:51, курсовая работа
Бюро кредитных историй в том или ином виде существуют во всем мире. Для России это явление новое, но, тем не менее, в декабре 2004 г. наконец был принят Федеральный закон N 218-ФЗ, и процесс, который давно стал привычным в большинстве стран мира, начал функционировать и в России. Процесс сложный, развивается достаточно медленно, как и любой другой процесс становления нового бизнеса.
Рано или поздно к этому должны были прийти, поскольку за последние несколько лет российский рынок потребительского кредитования переживает небывалый рост. Несмотря на видимые преимущества и признание населением сектора потребительского кредитования, существуют некоторые пробелы в законодательстве, регулирующем данный вид деятельности, что негативно отражается на развитии этого сегмента. Хотя рынок потребительского кредитования растет очень быстрыми темпами, особенно в секторе экспресс-кредитования, для того чтобы он стал действительно массовым, требуется значительное снижение стоимости кредитов. Снижение процентов, в свою очередь, будет возможно при улучшении качества кредитов путем использования кредитными организациями более эффективных способов оценки финансового положения заемщика и сведений о его кредитной истории.
Сегодня мы наблюдаем, что рост спроса на потребительские кредиты ведет к заметному увеличению кредитных рисков в банковской сфере. Прежде всего, наметилась тенденция к опережающему росту просроченной задолженности по кредитам физическим лицам. Решение этой проблемы как раз и является основной целью бюро кредитных историй.
Целью данной работы являются оценка значимости анализа кредитных истории заемщика при выдачи кредита и их роли в снижении невозврата кредита.
Введение.
Глава1.Теоретические аспекты функционирования кредитных бюро.
1.1.Законодательная основа и характеристика кредитного бюро:
принципы, цели и функции
1.2.Экономическая целесообразность создания кредитного
бюро для всех ее участников
1.3.Используемые методы оценки кредитоспособности
заемщика кредитным бюро
Глава 2.Анализ влияние кредитных бюро на процесс кредитование
предприятия.
2.1 Краткая характеристика объекта.
2.2 Оценка кредитоспособности предприятия
(на примере ООО «Центрстрой»).
Глава 3. Оптимизирование деятельности участников кредитного процесса
посредствам кредитного бюро .
Заключение.
Список литературы.
б)для заемщиков:
Далее
ознакомимся с методами анализа
кредитоспособности заемщика кредитным
бюро.
1.3
Методы оценки
кредитоспособности
заемщика кредитным
бюро.
Защита
прав кредитора является необходимым
элементом функционирования кредитного
бюро. В странах, где существует слабая
законодательная и юридическая
защита прав кредиторов, заемщики могут
оказаться недобросовестными и
не возвращать займы, даже когда они
являются платежеспособными. Поэтому,
как правило, во всех странах существует
законодательное обеспечение
Кроме
предоставления стандартных отчетов
о кредитных операциях и
Кредитные бюро предоставляют разного рода отчеты о кредитных операциях в зависимости от наличия информации о потенциальном заемщике, вида предоставляемого кредита и, что наиболее важно, от степени детализации, необходимой кредитору. Самый простой отчет содержит информацию о прошлых не возвратах и просрочках ссуд - так называемые "черные" или "негативные" данные. Самые детальные отчеты - "белые" или "позитивные" содержат весь комплекс информации об активах и пассивах ссудополучателя, гарантиях, структуре задолженности по срокам и времени погашения, его занятости и истории его семьи. От степени детализации отчета зависит и его цена. Наиболее развитые кредитные бюро составляют кредитные рейтинги заемщиков, основываясь на их характеристиках и кредитной истории, а также используют данные для составления статистических моделей, способствующих продвижению финансовых инструментов, определению стоимости кредита, установлению и регулированию кредитных лимитов.
Поскольку кредитное бюро получает доход
за счет предоставления кредитных справок
и досье заемщиков, естественным стратегическим
ходом для такого бюро является вложение
капитала в разработку других информационных
продуктов. Наиболее выгоден в этом отношении
расчет рейтинга для клиентов кредитного
бюро. В условиях постоянно растущего
объема информации кредитные учреждения
вынуждены соответственно адаптировать
свою политику, интерпретируя данные по
ряду кредитных линий для того, чтобы оценить
кредитный риск по каждому клиенту. Установленный
бюро рейтинг (скоринг) обобщает информацию
по всем кредитным линиям данного клиента,
создавая единую, статистически достоверную
и объективную картину. Обычно рейтинг
представлен таким образом, что более
высокое его значение соответствует клиенту
с низким уровнем риска и наоборот. Как
правило, разработка рейтинговых моделей
активнее ведется, когда несколько кредитных
бюро конкурируют между собой, обеспечивая
повышенную выгоду для своих членов бюро,
предоставляющих информацию.
Установленный кредитным бюро
рейтинг служит последовательным и объективным
критерием оценки надежности (риска) заявителя.
Поскольку обычно значение рейтинга загружается
в хост-системы кредитных учреждений,
подавших первичную информацию о клиенте,
процесс принятия решений на основе такого
рейтинга может быть автоматизирован.
Это уменьшит объем ручного приема на
страхование и позволит оптимизировать
применение существующих страховых ресурсов
и сосредоточить внимание на определенных сегментах риска
Рейтинговая
оценка заключается в определении «веса»
каждого показателя в общем рейтинге.
С теоретической точки зрения показатели
можно разделить на объективные и субъективные.
Объективными являются показатели, характеризующие эффективность деятельности и финансовую стабильность предприятия (например, коэффициент текущей ликвидности или рентабельность продукции). Субъективные показатели не характеризуют эффективность деятельности предприятия, однако они могут влиять на эффективность работы с клиентом по внедрению системы финансового управления. К таким показателям относится, например, объем продаж, совокупные активы или число занятых, характеризующих, как правило, размер предприятия и уровень деловой активности.
Важным моментом является определение "веса" того или иного показателя в итоговой оценке предприятия. Различные кредитные бюро использует различные методы оценки и различный свод коэффициентов.
Итак, рейтинговая оценка проходит следующие этапы. На первом этапе рейтинговой оценки составляется агрегированный баланс предприятия по степени ликвидности активов и срочности обязательств, и затем по полученным данным ведется расчет системы финансовых коэффициентов.
Используются следующие коэффициенты:
Его оптимальное значение 0,2 - 0,5 показывает, какая часть обязательств может быть погашена без дополнительной мобилизации средств.
Оптимальное значение коэффициента считается равным 1, однако, он может быть и ниже, но не должен опускаться ниже 0,59.
Уровень
коэффициента зависит от отрасли
производства, длительности производственного
цикла, структуры запасов и затрат
и ряда других факторов, но нормальным
все же считается равное 2. Если его
значение ниже 1, то это означает отсутствие
способности к выполнению краткосрочных
обязательств из текущих активов. Слишком
высокое значение (3) также нежелательно
т.к. это свидетельствует о
Нормальное минимальное значение оценивается на уровне 0,5. Это означает, что сумма обязательств предприятия равна сумме собственных средств. Рост коэффициента свидетельствует об увеличении финансовой независимости, снижение риска финансовых затруднений в будущих периодах. Такая тенденция повышает гарантированность предприятием своих обязательств.
В зависимости от величины этих коэффициентов предприятия, как правило, распределяются на 3 класса кредитоспособности. Для разбивки заемщиков по классам используют следующие коэффициентов отраженные в таблице 3.1
Таблица 3.1
Разбивка заемщиков по классности 10.
Коэффициенты | Первый класс | Второй класс | Третий класс |
К а. л. | 0,2 и выше | 0,15 – 0,20 | Менее 0,15 |
К с. л. | 1,0 и выше | 0,5 – 1,0 | Менее 0,5 |
К т. л. | 2,0 и выше | 1,0 – 2,0 | Менее 1,0 |
К а. | 0,7 и выше | 0,5 – 0,7 | Менее 0,5 |
Рейтинговая
оценка предприятия-заемщика является
обобщающим выводом анализа
К первому классу относятся заемщики с суммой баллов от 100 до 150, ко второму – от 151 до 250 баллов, к третьему – от 251 до 300 баллов.
Первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную линию, выдавать в разовом порядке бланковые (без обеспечения) ссуды с установлением более низкой процентной ставки, чем для остальных заемщиков.
Кредитование второклассных ссудозаемщиков осуществляется банками в обычном порядке, т. е. при наличии соответствующих обеспечительских обязательств (гарантий, залога и т.д.). Процентная ставка зависит от вида обеспечения.
Предоставление кредитов клиентам третьего класса связанно для банка с серьезным риском. Таким клиентам в большинстве случаев банки кредитов не выдают, а если выдают, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размер уставного фонда. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне.
Класс рассчитывается на основе следующей формулы:
Категория К1*30 + Категория К2*20 + Категория К3*30 + Категория К4*20 [49], где
K1= оборот ый капитал / всего активов
K2 = (резервы + фонды спец. назнач. + целевое финан. + нерасп. Прибыль)/ всего активов
K3 = результат от реализации / всего активов
K4 = (уставный капитал / заемный капитал ) / всего активов
K5 = выручка от реализации / всего активов
Далее
проводится «Z-анализа» Альтмана. Цель
«Z-анализа» - отнести изучаемый объект
к одной из двух групп: либо к предприятиям-банкротам,
либо к успешно действующим
Необходимо еще раз подчеркнуть, что не существует каких-то единых нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и прочее.
Итак, при использовании рейтинговой оценки анализ кредитоспособности является несколько незавершенным, т. к. здесь не учитывается деятельность предприятия (является ли она эффективной или нет). Но положительной стороной является использование «Z-анализа» Альтмана, потому что он позволяет несколько точнее определить степень риска выдачи кредита: возможно ли банкротство предприятия или оно устойчиво.
Подводя итоги, данной главе следует подчеркнуть, что история кредита- история обслуживания компанией обязательств по банковским ссудам, товарным кредитам, поставкам и услугам с отсрочкой платежа. Платежные привычки определяют, в конечном счете, стоимость ресурсов для заемщика и его положение на рынке. На сегодняшний момент кредитные бюро только начинаю развиваться. Создание национальной системы информации о кредитах несет множество преимуществ как для банковской системы и экономики страны в целом, так и для отдельных кредитополучателей. За счет того, что повысится обоснованность выдачи кредитов и снизятся трансакционные издержки отдельных банков, дополнительный стимул получат относительно новые направления кредитования - потребительское, ипотечное. Увеличатся возможности доступа к кредиту для населения, малого и среднего бизнеса. Кредитное бюро поощряет добросовестных заемщиков и тем самым повышает общий уровень платежной культуры и в конечном счете этику бизнеса.
Для более эффективной организации деятельности кредитных бюро необходимо определиться по ряду важных вопросов. Первый вопрос касается порядка предоставления информации в кредитные бюро. Многие банки не желают разглашать данные о неблагополучных заемщиках, поскольку это ухудшит их финансовую отчетность или снизит вероятность возвращения средств за счет перекредитования. Поэтому вряд ли сейчас существует альтернатива закрепленному в законодательстве обязательному характеру подачи информации в кредитные бюро.
Второй, вопрос: какую информацию предоставлять. Есть два варианта - предоставлять только "негативную" информацию, касающуюся лишь неисполнения обязательств, или также и "позитивную", включающую более широкий спектр данных. Последний вариант предпочтительнее, поскольку даст больше возможностей по последующей оценке кредитоспособности заемщиков. Но в нем не заинтересовано большинство банков, не желающих терять благополучных клиентов. В российских условиях они являются важным ресурсом.