Автор: Алёна Ефимова, 04 Октября 2010 в 15:51, курсовая работа
Бюро кредитных историй в том или ином виде существуют во всем мире. Для России это явление новое, но, тем не менее, в декабре 2004 г. наконец был принят Федеральный закон N 218-ФЗ, и процесс, который давно стал привычным в большинстве стран мира, начал функционировать и в России. Процесс сложный, развивается достаточно медленно, как и любой другой процесс становления нового бизнеса.
Рано или поздно к этому должны были прийти, поскольку за последние несколько лет российский рынок потребительского кредитования переживает небывалый рост. Несмотря на видимые преимущества и признание населением сектора потребительского кредитования, существуют некоторые пробелы в законодательстве, регулирующем данный вид деятельности, что негативно отражается на развитии этого сегмента. Хотя рынок потребительского кредитования растет очень быстрыми темпами, особенно в секторе экспресс-кредитования, для того чтобы он стал действительно массовым, требуется значительное снижение стоимости кредитов. Снижение процентов, в свою очередь, будет возможно при улучшении качества кредитов путем использования кредитными организациями более эффективных способов оценки финансового положения заемщика и сведений о его кредитной истории.
Сегодня мы наблюдаем, что рост спроса на потребительские кредиты ведет к заметному увеличению кредитных рисков в банковской сфере. Прежде всего, наметилась тенденция к опережающему росту просроченной задолженности по кредитам физическим лицам. Решение этой проблемы как раз и является основной целью бюро кредитных историй.
Целью данной работы являются оценка значимости анализа кредитных истории заемщика при выдачи кредита и их роли в снижении невозврата кредита.
Введение.
Глава1.Теоретические аспекты функционирования кредитных бюро.
1.1.Законодательная основа и характеристика кредитного бюро:
принципы, цели и функции
1.2.Экономическая целесообразность создания кредитного
бюро для всех ее участников
1.3.Используемые методы оценки кредитоспособности
заемщика кредитным бюро
Глава 2.Анализ влияние кредитных бюро на процесс кредитование
предприятия.
2.1 Краткая характеристика объекта.
2.2 Оценка кредитоспособности предприятия
(на примере ООО «Центрстрой»).
Глава 3. Оптимизирование деятельности участников кредитного процесса
посредствам кредитного бюро .
Заключение.
Список литературы.
Что касается методов оценки: исходя из работы, можно заключить, что существует много коэффициентов и других показателей и характеристик, расчёт которых позволяет оценить кредитоспособность предприятия. Каждое кредитное бюро по своему усмотрению может использовать любую их комбинацию.
Каждый отдельный способ имеет свои недостатки.
Но в сумме они могут многосторонне оценить
риск кредитной сделки. Рассчитываемые
коэффициенты отражают положение дел
в прошлом.Но не всегда определяющим моментом
в положительном решении о выдаче кредита
имеет коэффициентная и рейтинговая оценка
заемщика. Важным моментом является репутация
заемщика, его платежная дисциплина и,
в большей степени, его взаимоотношения
с банком-кредитором.
Глава
2. Анализ влияние кредитных
бюро на процесс кредитование
предприятия.
2.1
Краткая характеристика
объекта.
В
российских условиях создание кредитных
бюро до настоящего момента инициировалось
преимущественно банковскими
Тем не менее, для кредитного бюро рано или поздно возникает потребность в приобретении независимого статуса. После преодоления начального этапа институционализации (примерно 2-3 года) объективно возникает потребность в расширении масштабов деятельности. В этой связи может потребоваться учреждение Кредитного бюро в качестве самостоятельного юридического лица в форме открытого или закрытого акционерного общества.
В
самом общем виде механизм деятельности
Кредитного бюро будет функционировать
по предлагаемой схеме. Отдел по приему
и обработке информации получает
данные от участников, проводит их первичную
обработку и направляет базу данных
новых записей. Отдел по работе с
заемщиками осуществляет мониторинг новых
записей, уведомляет об этом заемщиков
и по истечении установленного для
претензий срока вносит соответствующие
изменения в досье заемщика. Отдел
по работе с пользователями получает
запрос на досье заемщика, содержащий
его письменное согласие на предоставление
досье, и передает этот запрос в отдел
по работе с заемщиками. Отдел по
работе с заемщиками передает досье
в отдел по работе с пользователями
и делает запись в досье заемщика
о факте его передачи.
2.2
Оценка кредитоспособности
предприятия (на примере
ООО «Стройцентр»)
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты деятельности кредитного бюро, в том числе оценка кредитоспособности заемщика.
Далее нам бы хотелось применить вышеупомянутую теоретическую базу на практике.Проведем оценку кредитоспособности и определим кредитный рейтинг ООО «Стройцентр».
ООО «Стройцентр» представляет собой общество с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом и действует на основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет. Занимается предприятие строительной деятельностью.
Для данного предприятия ООО «Стройцентр» были рассчитан удельный вес каждой статьи баланса за два периода на 01 октября 2007 г. и 01 октября 2008 года. Из таблицы 2.1 и 2.2 видно, что по сравнению с 2007 г. удельный вес большинства статьей незначительно понизился, это произошло из-за повышения в 2008 г. валюты баланса.
Произошло уменьшение «Незавершенного строительства» приблизительно на 50% и как следствие появление в балансе статьи «Основные Средства».
В составе имущества оборотные активы уменьшились на 1038 тыс.руб. или 2,93%.
Уменьшение произошло за счет:
- дебиторской задолженности на 599 тыс.руб. или 1,3%;
Таблица 2.1
Структура активов баланса
|
- краткосрочных финансовых вложений на 67 тыс.руб. В 2008 нет статьи «Краткосрочное финансовые вложения».
Несмотря на уменьшение дебиторской задолженности в 2008г, наблюдается рост дебиторской задолженности в части сумм, выданных покупателям и заказчиком, и составляет на отчетную дату 744 тыс. руб.
Таблица 2.2
Структура пассивов баланса
|
Финансово-хозяйственная деятельность общества осуществляется на 57,7% за счет собственных средств и на 42,3% за счет заемных средств. За отчетный период уменьшение заемных средств составило около 3%.
Рост собственного капитала на 2% связан с получением прибыли в отчетном периоде от деятельности компании в сумме 3717 тыс. рублей.
В структуре заемного капитала долгосрочные кредиты отсутствуют, краткосрочные кредиты банков увеличились на 1000 тыс.рублей, краткосрочные займы уменьшилась с 44,85% до 40,3% .
В составе кредиторской задолженности числится:
Задолженность перед персоналом – возросла с 4 тыс.руб. до 8 тыс.руб.
Задолженность по налогам и сборам – 2007 г - 703 тыс. руб. Погашена до 3 тыс.руб.
Задолженность перед внебюджетными фондами – с 7 тыс.руб. сократилась до 1 тыс.руб.
Прочие
кредиторы – 2007г – 21980тыс.рублей,
2008г – 21705 тыс.рублей
Рис. 2.1 Изменение структуры баланса.
Как показывает рисунок 2.1: валюта баланса увеличилась в части активов из-за увеличения внеоборотных активов на 3 %. А в пассиве – за счет увеличения собственных средств.
Рисунок 2.2 : в структуре баланса и в 2007 и в 2008 гг. преобладают внеоборотные активы. Это и объяснимо сферой деятельности данного предприятия. ООО «Стройцентр» занимается строительной деятельностью.
Рис.2.2 Структура активов баланса.
Рисунок 2.3 Структура пассивов баланса
Рисунок 2.3 нам показывает, что в 2008 г. произошло незначительное увеличение краткосрочных обязательств, это обусловлено взятием кредитов. Также наблюдается увеличение Собственного капитала, за счет увеличения статьи «Нераспределенная прибыль».
Из таблицы 2.3 можно сделать следующие выводы:
кредиторская задолженность представляет собой задолженность предприятия за товары, работы, услуги. Этот вид задолженности возникает в результате временного лага между получением товара, работы, услуги и оплатой. Если оплата производится досрочно, то действует определенная система скидок, в то же время просрочка задолженности приводит к штрафу, сумма которого возрастает с увеличением времени просрочки.
Таблица 2.3
Структура кредиторской задолженности.
.
Показатели | На конец 2007г., тыс.руб. | Доля, в % | На конец 2008г., тыс.руб. | Доля, в % |
Поставщики и подрядчики | 0 | 0 | 0 | 0 |
КЗ перед персоналом организации | 4 |
0,018 | 8 | 0,04 |
КЗ перед государственными внебюджетными фондами | 7 | 0,03 | 1 | 0,005 |
КЗ перед бюджетом | 703 | 3,2 | 3 | 0,013 |
Авансы полученные | 0 | 0 | ||
Прочие кредиторы | 21266 | 96,75 | 20692 | 99,9 |
ИТОГО КЗ | 21980 | 100 | 20705 | 100 |
За указанный период кредиторская задолженность уменьшилась 1.06 раза. Это связано с резким ростом задолженности перед персоналом организации. Наибольший удельный вес (более 90%) занимает статья «Прочие кредиторы», которая увеличилась на 3% по сравнению с 2007 годом. Остальные показатели в целом незначительно увеличились.
Таблица 2.4
Структура дебиторской задолженности
Вид ДЗ | конец 2007г., тыс. руб. | Удельный вес, % | конец 2008г., Тыс. руб. | Удельный вес, % |
Краткосрочная,
в т.ч.
*покупатели и заказчики *авансы выданные *прочие дебиторы |
1492 173 0 0 |
100 11,5 |
893 744 0 0 |
100 83,3 |
Долгосрочная,
в т.ч.
*покупатели и заказчики *авансы выданные |
0 0 0 |
0 0 0 |
||
ИТОГО ДЗ | 1492 | 893 | 100 |