Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.
Задачи работы:
1) Рассмотреть основные методы и типы денежно-кредитной политики.
Проанализировать денежно-кредитную политику в РФ в историко-правовом аспекте.
Выявить все направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Определить основные мероприятия ЦБ РФ.
Раскрыть состояние денежно-кредитной политики РФ на современном этапе.
Найти и обосновать решение по выбору оптимального пути развития денежно-кредитной политики РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные подходы к регулированию денежно-кредитных отношений 5
1.1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования 5
1.2 Основные типы денежно-кредитной политики 12
Глава 2. Денежно-кредитная политика РФ; историко-правовой аспект 13
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ 13
2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России 14
2.3 Цели деятельности Банка РФ 15
Глава 3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов 19
3.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 19
3.2 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2009 году 20
3.3 Сценарии макроэкономического развития на 2010 год и период 2011 и 2012 годов и прогноз платежного баланса
3.4 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.21 Мб (Скачать)

В первом варианте прогноза, предусматривающем  ухудшение конъюнктуры рынка  энергоносителей, в 2010 году экспорт  товаров и услуг может сократиться  до 305,9 млрд. долларов США, а положительное  сальдо баланса торговли товарами и  услугами — до 53,0 млрд. долларов США.

      Прогноз платежного баланса Российской Федерации  на 2010—2012 годы (млрд. долларов США)  

Сценарные условия второго и третьего вариантов  предусматривают рост объемов экспорта товаров и услуг до 348,5—384,0 млрд. долларов США, положительное сальдо торговли товарами и услугами в 2010 году составит в этом случае 77,2—98,3 млрд. долларов США. В сценарии с наиболее благоприятной внешнеэкономической  конъюнктурой сырьевых рынков (четвертый  вариант) экспорт товаров и услуг  оценивается в 425,5 млрд. долларов США, а активное сальдо торговли товарами и услугами — в 128,5 млрд. долларов США.

Дефицит баланса доходов и текущих  трансфертов в 2010 году ожидается в диапазоне 31,4—44,3 млрд. долларов США.

Отрицательное сальдо счета операций с капиталом  и финансовыми инструментами  в 2010 году снизится по всем вариантам  прогноза. Согласно четвертому варианту оно составит 14,5 млрд. долларов США, что в 2,2 раза меньше показателя 2009 года. Наращивание внешних обязательств экономики в больших объемах, чем в 2009 году, предполагается во всех, кроме первого, вариантах прогноза. На фоне относительно меньших темпов прироста иностранных активов это  обусловит снижение чистого вывоза частного капитала за рубеж до уровня от 25 до 10 млрд. долларов США в зависимости  от варианта прогноза.

Положительное сальдо счета текущих операций в  первом варианте прогноза будет недостаточным  для компенсации отрицательного сальдо финансового счета, что вызовет  превышение спроса на иностранную валюту над предложением на внутреннем рынке  и необходимость корректирующего  воздействия Банка России на курсовую динамику. Объем сокращения валютных резервов составит в этом случае 8,0 млрд. долларов США. При более благоприятном  развитии ситуации на мировых рынках во втором—четвертом вариантах будет  наблюдаться рост валютных резервов на 15,5—69,7 млрд. долларов США.

Прогноз платежного баланса до 2012 года охватывает широкий спектр потенциальных изменений  среднегодовых цен на нефть сорта  “Юралс”: в пределах 45—87 долларов США за баррель в 2011 году и 45—95 долларов США за баррель в 2012 году.

В 2011—2012 годах во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо. В 2012 году в условиях низких цен на нефть  в первом варианте оно составит 1,8 млрд. долларов США. Согласно второму  варианту прогноза профицит счета текущих  операций составит 16,9 млрд. долларов США. В третьем и четвертом вариантах  прогноза при умеренном росте  дефицита баланса доходов и текущих  трансфертов в 2012 году ожидается  положительное сальдо счета текущих  операций в размере 48,0—83,2 млрд. долларов США.

Отрицательное сальдо финансового счета в 2011 году в первых трех вариантах прогноза значительно сократится по сравнению  с 2010 годом, а в четвертом варианте станет положительным. В 2012 году на фоне активизации привлечения капитала банковским сектором сальдо финансового  счета будет положительным.

В условиях первого варианта прогноза в 2011 году предполагается небольшое увеличение валютных резервов — на 3,7 млрд. долларов США. Согласно второму и третьему вариантам профицит текущего счета  существенно превысит дефицит финансового  счета, что приведет к росту резервов на 21,6—51,2 млрд. долларов США. В четвертом  варианте положительные сальдо счета  текущих операций и финансового  счета обеспечат рост резервов на 88,9 млрд. долларов США. В 2012 году кумулятивный эффект положительного сальдо счета  текущих операций и финансового  счета обусловит устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом и соответствующее  увеличение резервных активов на 10,2—106,7 млрд. долларов США.

В зависимости  от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается  в диапазоне 2,4—5,5%. 

3.4 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов  

Количественные  ориентиры денежно-кредитной  политики и денежная программа  

В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными  параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов  Правительство Российской Федерации  и Банк России определили задачу снизить  инфляцию в 2010 году до 9—10%, в 2011 году —  до 7—8%, в 2012 году — до 5—7% (из расчета  декабрь к декабрю). Указанной  цели по общему уровню инфляции на потребительском  рынке соответствует базовая  инфляция на уровне 8,5—9,5% в 2010 году, 6,5—7,5% в 2011 году и 4,5—6,5% в 2012 году.

Согласно  прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному  в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также  возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В связи с этим диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8—18%.

Предполагаемое  постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов  прогноза диапазон темпов прироста денежного  агрегата М2 может составить 10—20 и 12—21% соответственно.

Денежная  программа на 2010—2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих  вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010—2012 годы.

Расчеты по программе на 2010—2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста  ВВП и его составляющих, а также  динамике валютного курса, заложенного  в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных  вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8—17%, в 2011 году — 11—19%, в 2012 году — 13—19%.

Для первого  варианта денежной программы на протяжении всего прогнозного периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы. Второй—четвертый варианты программы  разработаны в предположении  о росте чистых международных  резервов (ЧМР) в 2010—2012 годах, который  по этим вариантам станет основным источником увеличения денежной базы.

В рамках первого варианта денежной программы  в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,2 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита  расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может  вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем  чистого кредита банкам — снизиться  на 1,2 трлн. рублей.

Исходя  из прогноза платежного баланса в  условиях этого варианта ЧМР увеличиваются  в 2011 году на 0,1 трлн. рублей, в 2012 году —  на 0,3 трлн. рублей. При этом чистые внутренние активы увеличиваются ежегодно на 0,5 трлн. рублей. В 2011—2012 годах для обеспечения  такой динамики предусматривается  ежегодное повышение объема чистого  кредита расширенному правительству  примерно на 0,6 трлн. рублей при незначительном увеличении чистого кредита банкам.

По второму  варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,5 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА  на 0,2 трлн. рублей. Ожидается, что в  структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей.

В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что  потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,2 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита  расширенному правительству на 0,8 трлн. рублей чистый кредит банкам может  сократиться на 0,3 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,9 трлн. рублей и ЧВА —  на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре  прироста чистых внутренних активов  изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита  банкам ожидается примерно таким  же, как в 2011 году.

По третьему и четвертому вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010—2012 годах превышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.

Согласно  третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,2 трлн. рублей при  снижении ЧВА на 0,4 трлн. рублей. В  этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,7 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,5 и 2,0 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,5 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011—2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,3 трлн. рублей в 2011 году и на 0,2 трлн. рублей в 2012 году.

Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,2 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,9 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что  повлечет за собой сокращение ЧВА  на 1,5 и 1,8 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста  бюджетных доходов по сравнению  с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году — на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого  кредита банкам составит 0,4 трлн. рублей в 2011 году и 0,3 трлн. рублей в 2012 году.

Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние  денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В  целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной  сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной  политики Банк России будет применять  весь спектр инструментов, имеющихся  в его распоряжении. 

 Политика валютного курса  

Политика  валютного курса Банка России в 2010—2012 годах будет направлена на сглаживание существенных колебаний  курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной  политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого  вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной  политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и  обеспечению условий для диверсификации экономики.

По мере снижения участия Банка России в  курсообразовании на внутреннем валютном рынке повышается актуальность задачи обеспечения необходимого качества управления валютными рисками участниками  рынка. Решение задач в данной сфере будет осуществляться как  за счет содействия созданию механизмов управления валютным риском, так и  путем нормативного регулирования  деятельности кредитных организаций.

В качестве операционного ориентира при  проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного  курса Банк России продолжит использование  бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. При этом сохранится действующий механизм ограничения  волатильности валютного курса, включающий правило автоматического  изменения границ плавающего интервала  допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимости от объема интервенций, осуществленных Банком России.

В течение  переходного периода подобный подход позволит постепенно повышать степень  зависимости курса рубля от изменений  рыночной конъюнктуры, что даст возможность  участникам рынка адаптироваться к  плавающему валютному курсу.

На протяжении переходного периода порядок  проведения интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке будет  включать совершение операций как на границах, так и внутри плавающего интервала значений стоимости бивалютной корзины. Направление и объем интервенций внутри плавающего интервала стоимости бивалютной корзины будут определяться с учетом факторов формирования платежного баланса, проводимой бюджетной политики и состояния внешних и внутренних финансовых рынков. Применение указанного механизма будет направлено на сглаживание воздействия внешних конъюнктурных шоков и возникающих диспропорций платежного баланса на динамику курса рубля.

Информация о работе Денежно-кредитная политика