Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.
Задачи работы:
1) Рассмотреть основные методы и типы денежно-кредитной политики.
Проанализировать денежно-кредитную политику в РФ в историко-правовом аспекте.
Выявить все направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Определить основные мероприятия ЦБ РФ.
Раскрыть состояние денежно-кредитной политики РФ на современном этапе.
Найти и обосновать решение по выбору оптимального пути развития денежно-кредитной политики РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные подходы к регулированию денежно-кредитных отношений 5
1.1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования 5
1.2 Основные типы денежно-кредитной политики 12
Глава 2. Денежно-кредитная политика РФ; историко-правовой аспект 13
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ 13
2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России 14
2.3 Цели деятельности Банка РФ 15
Глава 3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов 19
3.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 19
3.2 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2009 году 20
3.3 Сценарии макроэкономического развития на 2010 год и период 2011 и 2012 годов и прогноз платежного баланса
3.4 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.21 Мб (Скачать)

     Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

     По  форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в  купле-продаже ценных бумаг с  обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более  мягкий эффект их воздействия, придают  популярность данному инструменту  регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает  от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно  увидеть, что по своей сути эти  операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель.

     Причем  процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

     Операции  на открытом рынке различаются в  зависимости от:

  • условий сделки - купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - операции РЕПО;
  • объектов сделок - операции с государственными или частными бумагами;
  • срочности сделки - краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • сферы проведения операций - охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
  • способ установления ставок - определяемые центральным банком или рынком.

     Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование  более гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

     Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод  кредитного регулирования представляет суммы выданных кредитов.

     В отличие от рассмотренных выше методов  регулирования, контингентирование кредита  является прямым методом воздействия  на деятельность банков. Также кредитные  ограничения приводят к тому, что  предприятия заемщики попадают в  неодинаковое положение. Банки стремятся  выдавать кредиты в первую очередь  своим традиционным клиентам, как  правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

     Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменен.

     Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

     При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

     Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

     Таким образом, согласно, целей курсовой работы мы рассмотрели основные методы и  типы денежно-кредитной политики. Исходя из вышеизложенного, можно сделать  следующие выводы:

     Центральный Банк РФ9 по отношению к коммерческим банкам может проводить политику: обязательных резервов, рефинансирование коммерческих банков, рестрикционную или экспансионистскую политику (дорогих и дешевых денег). Постепенно методы денежно-кредитного регулирования такие, как обязательное резервирование и рефинансирование утрачивают свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики становятся интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

     Наряду  с этим центральный банк РФ может  использовать административные методы регулирования, например как использование  количественных кредитных ограничений. Наблюдается более решительный  переход в политике Банка России от административно-командных к  рыночным методам регулирования. 

 

      1.2 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег) 

     Выше  уже были упомянуты политика дорогих  денег (рестрикционная) и политика дешевых  денег (экспансионистская). В этом разделе  рассматриваются механизмы реализации основных типов денежно-кредитной  политики. Пусть экономика столкнулась  с безработицей и со снижением  цен. Следовательно, необходимо увеличить  предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых  денег, которая заключается в  следующих мерах.

     Во-первых, центральный банк должен совершить  покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным  отчислениям. В результате проведенных  мер увеличатся избыточные резервы  системы коммерческих банков. Так  как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения  коммерческими банками путем  кредитования, то можно ожидать, что  предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения  понизит процентную ставку, вызывая  рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко  доступным с тем, чтобы увеличить  объем совокупных расходов и занятость.

     В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, центральный  банк должен попытаться понизить общие  расходы путем ограничения или  сокращения предложения денег. Чтобы  решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это  осуществляется следующим образом.Центральный  банк должен продавать государственные  облигации на открытом рынке для  того, чтобы урезать резервы коммерческих банков.

     Затем необходимо увеличить резервную  норму, что автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих  резервов посредством заимствования  у центрального банка. Приведенную  выше систему мер называют политикой  дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы  слишком малы, чтобы удовлетворить  предписываемой законом резервной  норме, то есть их текущий счет слишком  велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных  резервах, банкам следует сохранить  свои текущие счета, воздержавшись  от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого  денежное предложение сократится, вызывая  повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая  инфляцию. Цель политики заключается  в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита  и увеличения его издержек для  того, чтобы понизить расходы и  сдержать инфляционное давление.

     Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в  законодательных органах власти. 

 

      Глава 2. Денежно-кредитная политика РФ; историко-правовой аспект 

     2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ 

     Центральный Банк РФ (Банк России) - государственное  кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования  денежного обращения, кредита и  валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства  при обслуживании госбюджета.

     Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска  денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную  величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет  им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача -это проведение государственной политики в области  эмиссии, кредита, денежного обращения.

     Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка  России как публично-правовой организации  законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О Центральном Банке  Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации  главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и  курса рубля по отношению к  иностранным валютам; развитие и  укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов  государственной власти. Получение  прибыли не входит в цели деятельности Банка России. Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации - проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру официальный сайт Центрального Банка РФ «Банк России сегодня» федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

     Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации) и  членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка  России и утверждает годовой отчет  Центрального банка Российской Федерации  и аудиторское заключение.

     Функции Банка России:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

Информация о работе Денежно-кредитная политика