Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.
Задачи работы:
1) Рассмотреть основные методы и типы денежно-кредитной политики.
Проанализировать денежно-кредитную политику в РФ в историко-правовом аспекте.
Выявить все направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Определить основные мероприятия ЦБ РФ.
Раскрыть состояние денежно-кредитной политики РФ на современном этапе.
Найти и обосновать решение по выбору оптимального пути развития денежно-кредитной политики РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные подходы к регулированию денежно-кредитных отношений 5
1.1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования 5
1.2 Основные типы денежно-кредитной политики 12
Глава 2. Денежно-кредитная политика РФ; историко-правовой аспект 13
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ 13
2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России 14
2.3 Цели деятельности Банка РФ 15
Глава 3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов 19
3.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 19
3.2 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2009 году 20
3.3 Сценарии макроэкономического развития на 2010 год и период 2011 и 2012 годов и прогноз платежного баланса
3.4 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.21 Мб (Скачать)

Таким образом, долгосрочные тенденции изменения  курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а  также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом в среднесрочной  перспективе существенную роль в  формировании указанных составляющих продолжит играть конъюнктура мировых  рынков энергоносителей — основных товаров российского экспорта, изменение  которой будет определять величину притока иностранной валюты от экспортных операций и ожидания внешних инвесторов. В то же время высокая волатильность  потоков капитала и их зависимость  от состояния внешних финансовых рынков будут обусловливать неопределенность курсовой динамики. В этих условиях тенденция к росту валютных рисков повысит эффективность использования  процентной политики Банка России и  ее вклада в достижение установленных  целей денежно-кредитной политики. 

Инструменты денежно-кредитной  политики и их использование  

В среднесрочной  перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка  России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям  предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут  определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей  производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора  Банк России продолжит использование  всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как  операций по предоставлению ликвидности  под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так  и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены  Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко  управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие  на кредитную активность банковского  сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

При этом в среднесрочной перспективе  политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму  рефинансирования кредитных организаций  с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для  кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения  по операциям рефинансирования.

При формировании избыточного денежного предложения  Банк России будет использовать в  качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже  государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит  проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного “связывания” свободной ликвидности кредитных  организаций. При этом будут применяться  рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности — депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия — депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

В 2010—2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в  области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств  на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал  данного инструмента существенно  ограничивается параметрами федерального бюджета.

Кроме того, Банком России совместно с  Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию  рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению  эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования  денежного предложения.

Банк  России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использованиеобязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

В зависимости  от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных  организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости  может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает  дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным  организациям при выполнении ими  обязательных резервных требований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В данной курсовой работе проведена попытка последовательного анализа деятельности ЦБ России в направлении осуществления денежно-кредитного регулирования, не претендуя на полноту (учитывая обширность вопроса), приведенного анализа по традиционным методам осуществления денежно-кредитного регулировании, и как следствие - изменений в экономике страны в общем, вышеизложенный материал позволяет выделить основные, характерные моменты текущего периода в рамках рассматриваемого вопроса:

     Высокая степень взаимосвязи динамики по механизмам осуществления денежно-кредитного регулирования и динамики процессов  в экономике РФ позволяет говорить об увеличении действенности мер  принимаемых ЦБ в данной области;

     Следует отметить более решительный переход  в политике Банка России от административно-командных  к рыночным методам регулирования;

     Сочетание мер принимаемых ЦБ в области  валютной политики и в области  дисконтной политики по национальной валюте позволили добиться определенных успехов в процессе обеспечения  устойчивости рубля, повышения размеров золотовалютных резервов.

     Сложившаяся динамика макроэкономических показателей  свидетельствует об адекватности денежно-кредитной  политики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при  наиболее полной реализации потенциала экономического роста.

     Однако, следует отметить, что на фоне неопределенности ситуации на внешнем рынке с ценами на нефть и с реструктуризацией  внешнего долга России дальнейшая динамика событий в этих областях, судя по всему, будет в будущем, определять действия Банка России в области  денежно-кредитного регулирования, и  накладывать определенные ограничения  в выборе им тех или иных механизмов действия.

     Когда речь идет о выделении надзорных  функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые  имеются у государства по контролю над банковской системой.

     Второе, с моей точки зрения, важное направление - это сближение системы российского  банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.

     Согласно  поставленным целям можно рассмотреть: основные методы и типы денежно-кредитной политики, проанализировали денежно-кредитную политику в РФ в историко-правовом аспекте, выявили все направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ, раскрыли состояние денежно-кредитной политики РФ на современном этапе. 

 

      Список использованных источников и литературы 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть  первая. Глава 7. О ценных бумагах.
  2. Конституция Российской Федерации. Статья 71,75.
  3. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».
  4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Статья 2, 6.
  5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на        

           2009 год и период 2010 и 2011 годов

  1. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2000.
  2. Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин,А.А. Тарабцева. - С-Пб.: СпецЛит, 2000.
  3. Гончаров Д.. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2000, №1, стр.52.
  4. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.
  5. Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.-М.: КИОРУС, 2006.
  6. Кожухарь Л.И. Основы общей теории и статистики - М.: Финансы и статистика, 2000.
  7. Лаврушин О.И. Деньги Кредит Банки. - М.: Финансы и статистика, 2001
  8. Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. - 2005.
  9. Общая теория денег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. - М.: ЮНИТИ, 2003.
  10. Олейник. О.М. Основы банковского права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 2000.
  11. Семенюта О.Г.Основы банковской деятельности в Российской Федерации. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  12. Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности: учебник для вузов.- М.,2001.
  13. Финансы. Денежное обращение и кредит. Под ред. Г.Б. Полякова. М., 2001.
  14. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной. М., «Финансы», издательское объединение «Юнити», 2000.
  15. Яни П.С. Правоохранительные органы и предприниматель. - Приложение к журналу «Юридический бюллетень предпринимателя». - М: АО «Бизнес-школа». - 2004.
  16. http://www.cbr.ru - Правовой статус Центробанка - официальный сайт

            Центрального банка РФ «Банк России сегодня»; «Меры денежной политики».

  1. http://www.gov.ru - сервер органов государственной власти РФ.

            «Законодательные акты РФ».

  1. http://www.consultant/ru/law/review/fet - Правовая система «Консультант-плюс». «Положение о денежно-кредитной политике РФ 2009-2011гг.»
  2. http://www.budgetrf.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Приложение  

 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов  

В 2010—2012 годах деятельность Банка России в соответствии с Федеральным  законом “О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)”  будет направлена на поддержание  стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского  регулирования и банковского  надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных  рисков. Соответствующая работа в  сфере банковского регулирования  и банковского надзора будет  проводиться в русле выполнения принятых Российской Федерацией на высшем уровне обязательств по реализации решений  “Группы 20”.

В рамках развития риск-ориентированного надзора  предстоит обеспечить: 

—  дальнейшее развитие содержательных подходов к  организации надзора, в том числе  на консолидированной основе, направленных на повышение качества надзорной  оценки экономического положения банков, выявление проблем в их деятельности на ранних стадиях их возникновения, своевременное и адекватное применение корректирующих мер; 

—  развитие подходов к надзору за кредитным  риском, включая совершенствование  оценок активов; 

—  совершенствование  подходов к надзору за риском ликвидности, ориентированных прежде всего на оценку состояния систем управления риском ликвидности в кредитных  организациях, уровня и характера  риска ликвидности в российском банковском секторе; 

—  совершенствование  подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных  информационных систем, в том числе  систем дистанционного банковского  обслуживания, для предотвращения случаев  нанесения ущерба интересам клиентов этих организаций и вовлечения таких  организаций в противоправную деятельность; 

Информация о работе Денежно-кредитная политика