Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.
Задачи работы:
1) Рассмотреть основные методы и типы денежно-кредитной политики.
Проанализировать денежно-кредитную политику в РФ в историко-правовом аспекте.
Выявить все направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Определить основные мероприятия ЦБ РФ.
Раскрыть состояние денежно-кредитной политики РФ на современном этапе.
Найти и обосновать решение по выбору оптимального пути развития денежно-кредитной политики РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные подходы к регулированию денежно-кредитных отношений 5
1.1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования 5
1.2 Основные типы денежно-кредитной политики 12
Глава 2. Денежно-кредитная политика РФ; историко-правовой аспект 13
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ 13
2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России 14
2.3 Цели деятельности Банка РФ 15
Глава 3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов 19
3.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 19
3.2 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2009 году 20
3.3 Сценарии макроэкономического развития на 2010 год и период 2011 и 2012 годов и прогноз платежного баланса
3.4 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.21 Мб (Скачать)

—  дальнейшее совершенствование отчетности, составляемой и представляемой кредитными организациями, в том числе на консолидированной  основе, в целях получения полной информации о характере и размерах принимаемых рисков и процедурах управления ими, позволяющей осуществлять постоянный мониторинг основных рисков (кредитного, ликвидности, странового, операционного и др.); 

—  уточнение  полномочий Банка России по осуществлению  консолидированного надзора за деятельностью  кредитных организаций, а также  требований по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности с учетом международно признанных подходов. 

Будет продолжена работа по реализации подходов, предусмотренных документом Базельского  комитета по банковскому надзору  “Международная конвергенция измерения  капитала и стандартов капитала: новые  подходы” (Базель II).

На основе изучения международной практики предполагается рассмотреть подходы к контрциклическому  регулированию на предмет возможного внедрения его отдельных элементов. В качестве одного из элементов контрциклического  регулирования будет рассмотрена возможность формирования кредитными организациями динамических резервов. Создание данных резервов будет осуществляться банками в период фазы экономического роста, что позволит в благоприятный период их деятельности обеспечить определенный “запас прочности” банковской системы и снизить волатильность финансовых результатов деятельности кредитных организаций на различных стадиях экономического цикла и, соответственно, смягчить их негативное влияние на величину собственных средств (капитала) кредитных организаций.

Банк  России продолжит работу по следующим  направлениям.

В целях  поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов предполагается продолжить разработку и законодательное закрепление  норм, предусматривающих: 

—  создание механизма оценки деловой репутации  руководителей и владельцев кредитных  организаций, расширение надзорных  полномочий Банка России по сбору  информации и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела  к нарушениям законодательства Российской Федерации и нанесению ущерба финансовому положению кредитной  организации; 

—  закрепление  за Банком России права на обработку  персональных данных, полученных Банком России в рамках выполнения возложенных  на него функций; 

—  совершенствование  процессов слияния и присоединения, предусматривающих возможность  участия в реорганизации юридических  лиц (в том числе кредитных  организаций) различных организационно-правовых форм; 

—  обязанность  номинальных держателей предоставлять  кредитной организации сведения о владельцах акций кредитной  организации и о владельцах акций  акционерных обществ, оказывающих  косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые  органами управления кредитной организации, включая третьих лиц, посредством  которых осуществляется косвенно существенное влияние на решения, принимаемые  органами управления кредитной организации, что позволит своевременно как Банку  России, так и кредитным организациям — эмитентам акций получать информацию о лицах, участвующих в уставных капиталах последних; 

—  упрощение  эмиссии ценных бумаг в части  итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска  ценных бумаг), отмену ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных  актов Банка России, в частности, путем установления дополнительных мер воздействия в отношении  приобретателей, нарушивших требования законодательства Российской Федерации  и нормативных актов Банка  России; 

—  привлечение  организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных  технологических операций, связанных  с осуществлением банковских операций.

Также будет проведена работа по определению  на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в  кредитных организациях, включая  определение перечня вопросов, относимых  с учетом особенностей банковской деятельности к компетенции наблюдательного  совета (совета директоров) кредитных  организаций, требований к составу  совета директоров (наблюдательного  совета) в кредитных организациях и процедурам принятия решений советом  директоров (наблюдательным советом).

Учитывая  необходимость поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации продолжит работу, направленную на реализацию положений Федерального закона от 18 июля 2009 года № 181-ФЗ “Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков”.

Продолжится работа по созданию правовых условий  для взаимодействия Банка России и аудиторских организаций по вопросам деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, а также законодательного закрепления  полномочий Банка России по регулированию  деятельности кредитных организаций  по доверительному управлению средствами общих фондов банковского управления.

Будет продолжена работа по совершенствованию  макропруденциального анализа на основе расчета и публикации совместно  с МВФ показателей финансовой устойчивости, а также оценки системных  рисков методами стресс-тестирования.

В целях  дальнейшего повышения степени  защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков и эффективности функционирования системы страхования вкладов  при условии сохранения на адекватном уровне средств фонда обязательного  страхования вкладов предполагается рассмотреть вопрос о расширении круга лиц, на которых распространяется действие Федерального закона “О страховании  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” (за счет физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица).

Инспекционная деятельность в 2010—2012 годах будет  сосредоточена прежде всего на выявлении  в деятельности кредитных организаций  признаков неустойчивого финансового  положения и ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и  законным интересам вкладчиков и  кредиторов кредитных организаций. При этом в ходе инспекционных  проверок повышенное внимание будет  уделяться: 

—  оценке банками кредитного риска (включая  достоверное отражение в учете  и отчетности просроченной задолженности, адекватное формирование резервов на возможные потери по ссудам), его  влияния на капитал и в целом  финансовую устойчивость кредитных  организаций; 

—  анализу  состояния ликвидности в кредитных  организациях и используемых методов  оценки и инструментов управления риском потери ликвидности; 

—  проверке состояния расчетной дисциплины, своевременности проведения кредитными организациями платежей клиентов; 

—  выявлению  сомнительных операций, в том числе  на предмет наличия многоступенчатых схем проведения расчетов, направленных на увеличение собственных средств (капитала) кредитных организаций  за счет ненадлежащих активов в целях  “регулирования” величины капитала и значений обязательных нормативов; 

—  соблюдению требований законодательства и нормативно-правовых актов в области противодействия  легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 

—  проверке использования кредитными организациями  средств государственной поддержки  и выполнения требований нормативных  актов Банка России, регламентирующих порядок предоставления кредитов Банка  России.

Продолжится проведение эксперимента по централизации  инспекционной деятельности в Северо-Западном федеральном округе, который принципиально  меняет организационную структуру  инспектирования. Предполагается дальнейшая апробация предоставляемых экспериментом возможностей: повышение независимости инспекторов, маневрирование инспекционными ресурсами, обмен опытом, взаимное повышение требований подразделений инспектирования и надзора к качеству работы.

Продолжится развитие системы внутреннего контроля качества инспекционной деятельности, включающей текущий мониторинг хода и результатов проверок структурообразующих  кредитных организаций и кредитных  организаций, имеющих признаки проблемности, а также оперативный анализ качества актов таких проверок.

Также предполагается развитие взаимодействия Банка России с другими государственными контролирующими органами по вопросам подтверждения достоверности отчетности заемщиков и учредителей (участников) кредитных организаций.

В 2010 году и в период 2011 и 2012 годов будет  продолжена работа по совершенствованию  процедуры ликвидации кредитных  организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в части принятия норм, позволяющих при ликвидации кредитных  организаций применять неденежные формы расчетов с кредиторами  в ходе конкурсного производства, а именно — передачу имущественного комплекса несостоятельного должника вместе с его обязательствами  и применение для расчетов с кредиторами  иных форм прекращения обязательств, предусмотренных гражданским законодательством  Российской Федерации.

Банк  России продолжит работу по исполнению законодательства в сфере противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уделяя особое внимание поддержанию  на необходимом качественном уровне условий, обеспечивающих эффективную  реализацию кредитными организациями  норм соответствующего законодательств. 
 

Мероприятия Банка России по совершенствованию  финансовых рынков в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов  

В рамках выполнения задач по повышению эффективности  функционирования инфраструктуры российского  финансового рынка и развитию его инструментария Банк России в 2010—2012 годах будет осуществлять деятельность по следующим направлениям: 

—  выполнение плана мероприятий по созданию в  Москве международного финансового  центра; 

—  совершенствование  нормативной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО, в том числе  внесение в законодательство всестороннего  определения операции РЕПО, отражающего  как стандартные для российского  рынка, так и новые элементы, в  целях развития денежного рынка  и повышения его ликвидности; 

—  внедрение  механизмов предоставления ценных бумаг  на возвратной основе под завершение расчетов в целях повышения устойчивости финансовых рынков и их ликвидности; 

—  участие  в совершенствовании налогового законодательства для урегулирования вопросов, связанных с налогообложением операций РЕПО и операций по предоставлению ценных бумаг на возвратной основе — в частности, расширение возможностей по управлению обеспечением при проведении сделок РЕПО, внедрение института  РЕПО до востребования и создание механизма изменения ставки РЕПО, вопросов по налогообложению дивидендов по ценным бумагам, составляющим обеспечение  по РЕПО, а также создания резервов и проведения переоценки по операциям РЕПО; 

—  введение в законодательство механизма ликвидационного  неттинга (в первую очередь для  производных финансовых инструментов) и распространение его на операции РЕПО; 

—  внесение изменений в нормативные акты для допуска государственных  ценных бумаг к вторичному обращению  на российских фондовых биржах; 

—  продолжение  работы по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности в  целях повышения эффективности  управления рисками по сделкам, проводимым участниками финансовых рынков через  организатора торгов; 

—  продолжение  работы по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность по организации торговли для повышения  степени защиты прав и интересов  инвесторов; 

Информация о работе Денежно-кредитная политика