Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.
Задачи работы:
1) Рассмотреть основные методы и типы денежно-кредитной политики.
Проанализировать денежно-кредитную политику в РФ в историко-правовом аспекте.
Выявить все направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Определить основные мероприятия ЦБ РФ.
Раскрыть состояние денежно-кредитной политики РФ на современном этапе.
Найти и обосновать решение по выбору оптимального пути развития денежно-кредитной политики РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные подходы к регулированию денежно-кредитных отношений 5
1.1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования 5
1.2 Основные типы денежно-кредитной политики 12
Глава 2. Денежно-кредитная политика РФ; историко-правовой аспект 13
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ 13
2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России 14
2.3 Цели деятельности Банка РФ 15
Глава 3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов 19
3.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 19
3.2 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2009 году 20
3.3 Сценарии макроэкономического развития на 2010 год и период 2011 и 2012 годов и прогноз платежного баланса
3.4 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.21 Мб (Скачать)

    В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных  актов и предписаний Банка  России, непредоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.

    Взаимодействуя  с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

    Банк  России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Банк  России также вправе обслуживать  клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

    Банк  России не имеет права:

    • осуществлять банковские операции с  юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

    • приобретать доли (акции) кредитных  и иных организаций, за исключением  случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 указанного Федерального закона;

    • осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

    • заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

    • пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

    Банк  России не вправе предоставлять кредиты  Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

    Банк  России не вправе предоставлять кредиты  на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации,

    местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

    Банк  России несет ответственность в  порядке, установленном федеральными законами.

    Средства  федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

    Банк  России без взимания комиссионного  вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.

    Полномочия  Банка России по обслуживанию государственного долга определяются федеральными законами.

    Банк  России и Министерство финансов РФ в необходимых случаях заключают  соглашения о проведении указанных  операций по поручению Правительства РФ.

    Банк  России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона. Закон о ликвидации Банка России определяет и порядок использования его имущества.

 

      

Глава 3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов 

3.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу  

В предстоящий  трехлетний период главной целью  единой государственной денежно-кредитной  политики остается снижение инфляции до 9—10% в 2010 году и 5—7% в 2012 году. При  сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном  периоде в значительной степени  будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику  и банковский сектор.

Банк  России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних  и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и  на период до 2012 года. В предстоящий  период Банк России усилит акцент на удержании  инфляции на траектории ее последовательного  снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся  в его распоряжении инструменты  денежно-кредитной политики.

В предстоящий  период Банк России предполагает завершить  создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.

Установленный в январе 2009 года широкий диапазон допустимых значений рублевой стоимости  бивалютной корзины позволяет Банку  России значительно сократить свое участие на внутреннем валютном рынке  с целью курсообразования. Динамика обменного курса рубля будет  определяться главным образом действием  фундаментальных макроэкономических факторов. В рамках выбранного режима валютной политики Банк России будет  использовать валютные резервы, обеспечивая  сохранение их объема на уровне, необходимом  для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.

Сокращение  объема интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке может  существенно повлиять на динамику международных  резервов Российской Федерации и  уменьшить влияние чистых иностранных  активов органов денежно-кредитного регулирования на рост денежного  предложения. С целью обеспечения  соответствия объема денежной массы  спросу на деньги Банк России продолжит  использовать операции по рефинансированию банков. Это даст возможность более  эффективно контролировать динамику денежного  предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции, формировании монетарных условий функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов.

На успешность денежно-кредитной политики будет  влиять проведение консервативной бюджетной  политики при улучшении внутригодовой  равномерности расходования бюджетных  средств.

По мере замедления инфляционных процессов  Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. Все большее  влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут  оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.

В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит расширять доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка  и его инфраструктуры это будет  способствовать более эффективному перераспределению денежных средств  в экономике.

В то же время решения по использованию  инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься  в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России будет применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

Банк  России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования  для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь  поддерживая достаточный уровень  ликвидности в банковском секторе.

Для обеспечения перехода к режиму таргетирования инфляции Банк России будет развивать систему экономического прогнозирования и анализа мер денежно-кредитной политики, совершенствовать методы моделирования экономических процессов. Особое значение Банк России придает обеспечению прозрачности проводимой денежно-кредитной политики путем разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер.

* Одобрено  Советом директоров Банка России 11 ноября 2009 года. 

3.2 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2009 году  

  Инфляция и экономический  рост  

Условия развития российской экономики в  январе—сентябре 2009 года были значительно  хуже, чем в предыдущем году. Под  влиянием кризисных явлений в  мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского  экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых  цен на нефть и чистого оттока частного капитала объем ВВП в  первом полугодии 2009 года сократился на 10,4%. Среди основных видов экономической  деятельности наибольшее снижение выпуска  продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве.

Сокращение  объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых  в экономике и ростом числа  безработных. На конец сентября численность  безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению с 6,2% годом ранее.

Реальные  располагаемые денежные доходы населения  в январе—сентябре 2009 года по сравнению  с аналогичным периодом 2008 года сократились  на 1,1%. Расходы населения на покупку  товаров и оплату услуг в реальном выражении уменьшились в этот период, по оценке, на 5,8%. Снижение производства и ухудшение условий заимствований  сказались на объемах инвестиций в основной капитал, которые сократились  на 18,9% (в январе—сентябре 2008 года отмечался  рост на 16,5%). Таким образом, происходило  заметное сокращение внутреннего спроса.

Проводимая  государственная политика, направленная на реализацию мероприятий по поддержанию  внутреннего спроса, отразилась на увеличении расходов на конечное потребление  органов государственного управления. В целом расходы федерального бюджета в январе—сентябре были выше аналогичного показателя в 2008 году и превышали его доходы. Дефицит  федерального бюджета составил, по оценке, 4,7% ВВП.

Произошедшая  под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и  возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие  на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Отмечавшееся с конца I квартала укрепление рубля  также ограничивало рост цен на потребительском  рынке. 

\ 

рис.1 Инфляция на потребительском рынке и базовая инфляция ( в % к соответствующему месяцу предыдущего года) 
 

В этих условиях в октябре 2009 года по отношению  к декабрю 2008 года потребительские  цены выросли на 8,1%, что на 3,5 процентного  пункта меньше, чем в сопоставимый период 2008 года, базовая инфляция сократилась  на 3,9 процентного пункта — до 7,6%. В годовом выражении в октябре  потребительские цены повысились на 9,7% (в октябре 2008 года — на 14,2%), а  товары и услуги, учитываемые при  расчете базовой инфляции, подорожали оценочно на 9,6% (на 13,7%). (рис.1)

      Динамика  инфляции на потребительском рынке  и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, %)

Несмотря  на то что в январе—октябре 2009 года в целом рост потребительских  цен замедлился, их динамика по отдельным  группам товаров и услуг была различной. Заметно снизились темпы  прироста цен на продовольственные  товары — до 5,2% по сравнению с 13,9% за январь—октябрь 2008 года. Удорожание услуг населению составило 10,9%, что  на 3,2 процентного пункта меньше соответствующего показателя в предыдущем году. Однако прирост цен на непродовольственные  товары ускорился на 1,7 процентного  пункта — до 9,0%.

В целом  по итогам 2009 года инфляция на потребительском  рынке может составить заметно  меньше 11%. 

 Платежный баланс  

Платежный баланс Российской Федерации в январе—сентябре 2009 года формировался в условиях сжатия внешнего и внутреннего спроса, ухудшения  условий внешней торговли, что  явилось причиной заметного изменения  пропорций в трансграничном движении товаров, услуг и капитала. Снижение объемов внешней торговли сопровождалось вывозом капитала за рубеж частным  сектором экономики. Итоговый показатель чистого движения частного капитала в январе—сентябре 2009 года сложился отрицательным.

Положительное сальдо торгового баланса в январе—сентябре 2009 года по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года уменьшилось  до 74,8 млрд. долларов США вследствие опережающего по отношению к импорту  падения стоимости экспорта товаров (в январе—сентябре 2008 года сальдо торгового баланса составило 155,0 млрд. долларов США). Профицит счета  текущих операций сократился в 2,9 раза — до 32,1 млрд. долларов США. (рис.2)

Информация о работе Денежно-кредитная политика