Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 07:54, курсовая работа
Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования является человеческий капитал и его роль в раз-витии современной экономики.
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики в Рес-публики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие человеческого капитала и его виды
Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала: ис-точники, формы, детерминанты;
Проанализировать реализацию человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику на примере Республики Беларусь.
При написании работы использовались нормативно-правовые документы, учебные пособия, монографии и статьи по исследуемой проблеме.
Введение 3
1. Понятие человеческого капитала, его виды 5
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 5
1.2 Классификация видов человеческого капитала 10
2. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты 14
3. Реализация человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику 23
3.1 Реализация человеческого фактора и его воздействие на рыночную экономику 23
3.2 Реализация человеческого капитала в Республике Беларусь 27
3.3 Пути развития человеческого капитала 30
Заключение 37
Список использованных источников 39
Климов С.М., анализируя интеллектуальные ресурсы организации определяет человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Это качество роднит человеческий капитал с другими формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Указанный капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие.
Корогодин И.Т. исследуя механизмы функционирования социально-трудовой сферы определяет человеческий капитал как совокупность знаний, навыков, умений, других способностей человека, сформированных, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиции в процессе его жизнедеятельности, необходимых для конкретной целесообразной деятельности и содействующих росту производительной силе труда. Он считает, что важнейшим критерием, выражающим суть капитала, является его накопление. Именно капиталом во всех случаях являются накопленные средства (денежные, вещественные, информационные и др.), из которых люди рассчитывают извлечь доход. Не является из этого определения и понятие человеческого капитала. Многочисленные высказывания основоположников теории человеческого капитала сводятся к тому, что люди увеличивают свои способности производителей и потребителей путем инвестиций в самих себя, а значительный рост капитальных вложений в человека изменяет структуру его доходов. Поэтому человеческий капитал представляет собой не врожденные, а накопленные свойства человека. Человек не может родиться с уже готовым капиталом. Его необходимо создать в процессе жизнедеятельности каждого индивидуума. А врожденные свойства могут выступать лишь в качестве фактора, способствующего плодотворному формированию человеческого капитал[13, с. 197].
Социально-экономическую форму человеческого капитала и его качественную определенность характеризуют А.Н. Добрынин с С.А. Дятловым. Человеческий капитал, представляет собой форму проявления производительных сил человека в рыночной экономике, адекватную форму организации производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего, творческого фактора общественного воспроизводств.
В содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:
1)
потоковый, накопительный
2)
целесообразность
3) прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;
4)
увеличение доходов мотивирует
работника делать
Это
определение человеческого
Классификация видов человеческого капитала возможна по разным основаниям и в разных целях, что и представлено в литературе по этой проблематике. Практически все исследователи признают реальность и решающую роль интеллектуального капитала. Действительно, интеллектуальные продукты могут фиксироваться на материальных носителях (книги, отчеты, дискеты, файлы баз данных), оформляться как интеллектуальная собственность и включаться в хозяйственные операции в виде вложений в капитал, продажи лицензий, купли-продажи, учета как нематериального актива. Исследования интеллектуального капитала наиболее продвинуты и доведены до методик его эффективного использования. Это позволяет использовать результаты научного анализа интеллектуального капитала для изучения других видов человеческого капитала.
Таким образом, структуру видов человеческого капитал можно представить следующим образом (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Структура видов человеческого капитала
Неотчуждаемые
виды
человеческого капитала (неликвидный капитал) |
Отчуждаемые виды
человеческого капитала (ликвидный капитал) |
Капитал здоровья (биофизический) | Социальный капитал |
Культурно-нравственный капитал | Клиентский капитал (бренд-капитал) |
Трудовой капитал | Структурный капитал |
Интеллектуальный капитал | Организационный капитал |
Организационно- |
П р и м е ч а н и е. Источник: [1, с. 181]
На основе комбинирования различных походов к классификации человеческого капитала можно предложить более укрупненную структуру его видов по уровням и собственности. Данная классификация представлена на рис.1.1.
Данная
классификация видов
Рисунок 1.1 - Классификация видов человеческого капитала по уровням и собственности
П р и м е ч а н и е. Источник: [1, с. 182]
Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы 3. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:
ЧК = Кз + Кк + Ко (1.1)
Где ЧК - человеческий капитал;
Ко - капитал образования;
Кз - капитал здоровья;
Кк - капитал культуры.
Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капитал здоровья является национальным достоянием.
Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:
- живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
-
неживой капитал создаётся,
-
институциональный капитал
Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели - интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).
Таким
образом, человеческий капитал - капитал,
представленный в индивидууме потенциальной
способностью приносить доход, основанной
на врожденных интеллектуальных способностях
и таланте, а также знаний и практических
навыков, полученных в процессе обучения,
образования и практической деятельности
человека.
2.
ФОРМИРОВАНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
КАПИТАЛА: ИСТОЧНИКИ, ФОРМЫ, ДЕТЕРМИНАНТЫ
Система формирования конкурентоспособного человеческого капитала отражает отношения, возникающие между субъектами формирования человеческого капитала по поводу его носителя, возникающие в целях становления, накопления и использования человеческого капитала индивида для получения благ, необходимых для восстановления ресурсов членов семьи и воспроизводства качественного человеческого капитала, отвечающего требованиям народного хозяйства, и обладающего достаточным потенциалом для сохранения и совершенствования способностей его носителя на протяжении периода активной жизни, для максимизации общего количества благ, получаемых индивидом, и общего количества ресурсов, отдаваемых им, что способствует экономическому развитию как предприятия, где он работает, так и национальной экономики в целом.
Рис.
Рисунок 2.1 - Субъектно-объектная структура формирования человеческого капитала
П р и м е ч а н и е. Источник: [8, с. 236]
Взаимодействие
субъектов становления, накопления,
использования и
Таблица 2.1 - Содержание этапов формирования и использования человеческого капитала
Инвестиционные мероприятия: |
Этапы | ||||
Становление | Накопление | Использование |
Воспроизводство | ||
1 |
2 | 3 | 4 | ||
Воспитание |
1 |
Унаследованные качества индивида: здоровье, память; склонность к творчеству, науке, которые являются результатом вложений в развитие предшествующих поколений. |
Семья и государство несут издержки, связанные с воспитанием, образованием, формированием потенциала здоровья индивида. | Воспитание воздействует на эффективное использование человеческого капитала индивида. | Семья, государство, предприятия заинтересованы в здоровье работника и родителя, затрачивают средства на различные оздоровительные программы . |
Образование |
2 |
Семья тратит средства на образование своих детей, с целью увеличения получаемых благ в будущем. | Государство стремиться доинвестировать в образование индивида, если с этим не справляется семья. | Образование играет важную роль в профессиональной деятельности индивид; от его уровня зависит дальнейшее использование человеческого капитала. | Образование индивида влияет на его образ жизни и образ жизни окружающих. Воспроизводятся актуальные способности индивида. |
Обеспечение здоровья индивида |
3 |
Обеспечение благоприятных условий для родителей и ребёнка с целью получения здорового носителя человеческого капитала. | Семья, государство обеспечивают спортивное, духовное, морально-психологическое воспитание индивида, что способствует обес-печению его нравст-венной и психологичес-кой устойчивости. | Проведение предприятия-ми и государством соот-ветствующих профилак-тических мероприятий для индивида, лечения про-фессиональных заболева-ний, профессиональных стрессов. | Проведение оздоровительного лечения средствами семьи, государства и предприятий с целью продления периода работоспособной деятельности индивида и рождения здорового поколения. |
Производ- ственная подготовка |
4 |
Обеспечение условий,
позволяющих улучшить профессионально- |
Производственная
подготовка работников на фирме даёт возможность
повысить эффек-тивность производства
и повысить профессионально- |
Производственная под-готовка позволяет фирме улучшить квалификацион-ный уровень работников, затрачивая при этом меньшее количество денеж-ных средств, чем в случае приглашения специалиста со стороны. | Инвестиции в благополучие персонала, его здоровье для снижения потерь рабочего времени и обеспечения полноценного воспроизводства населения. |
Миграция и выявление информации, необходимой для использования человеческого капитала | 5 |
Семья и государство проводят определенные мероприятия с целью обеспечения здорового образа жизни родителей. | Инвестиции семьи и государства с целью выбора места обучения ребёнка с учётом его наклонностей и способностей. | Семья перемещает и трудоустраивает человека в привлекательные организации. Государство способствует трудоустройству безработных. | Миграция семьи с целью поддержания и сохранения здоровья, необходимого для работы и воспроизводства здорового поколения. |
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики