Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 07:54, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования является человеческий капитал и его роль в раз-витии современной экономики.
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики в Рес-публики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
 Изучить понятие человеческого капитала и его виды
 Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала: ис-точники, формы, детерминанты;
 Проанализировать реализацию человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику на примере Республики Беларусь.
При написании работы использовались нормативно-правовые документы, учебные пособия, монографии и статьи по исследуемой проблеме.

Содержание

Введение 3
1. Понятие человеческого капитала, его виды 5
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 5
1.2 Классификация видов человеческого капитала 10
2. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты 14
3. Реализация человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику 23
3.1 Реализация человеческого фактора и его воздействие на рыночную экономику 23
3.2 Реализация человеческого капитала в Республике Беларусь 27
3.3 Пути развития человеческого капитала 30
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

     П р и м е ч а н и е. Источник: [8, с. 236]

    Субъектами  формирования человеческого капитала выступают семья, государство, предприятие и инфраструктура рынка, вступающие в социально-экономические отношения друг с другом по поводу целенаправленных влияний на носителя врождённой способности[8, с. 236].

    Следует отметить взаимосвязь и взаимозависимость  всех субъектов формирования конкурентоспособного человеческого капитала, особенно учебных заведений, служб занятости и предприятий. Государство не может самостоятельно устанавливать связи между производством и образованием. В свою очередь, бизнес не может даже при его глубокой заинтересованности в высококвалифицированной рабочей силе разрабатывать чёткое стратегическое направление развития образования, хотя может оказать серьёзное влияние на совершенствование ресурсной базы учебных заведений, модернизацию программ и используемых технологий обучения. Вступая в контакт с учебными заведениями, бизнес в каждом конкретном случае решает свои собственные проблемы, зачастую это краткосрочные производственные задачи. Поэтому эффективность функционирования всей системы образования зависит от направлений государственной политики в области образования, занятости и степени согласованности деятельности учебных заведений с производственными структурами. В свете сказанного особенно актуальным становится согласование целевых установок и мероприятий государственной политики на рынке труда и политики в области образования, то есть стремление к соответствию профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов и повышения их квалификации с учётом требований рынка труда сегодняшнего дня.

    Следует отметить, что существуют противоречия между социальными, профессиональными ориентациями молодых специалистов и реальными потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе; между существующей системой вузовской подготовки и реальным содержанием будущей профессиональной деятельности и ожиданиями работодателей, между теоретической подготовкой выпускников и слабыми практическими навыками и умениями использования знаний.

    Для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, выпускники и молодые специалисты должны соответствовать новым требованиям, учитывать при планировании своего образования и карьеры современные реалии и тенденции рынка, быть в курсе происходящих изменений. Общество идет к тому, что практически каждый работоспособный человек должен будет сочетать свои жизненные планы с постоянно меняющимися обстоятельствами. Успехов в поиске работы в столь динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению.

    Для конкурентоспособности на рынке  труда, сейчас, зачастую, уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной области: требуются знания в смежных областях, второе, третье высшее образование. Помимо опыта работы и других требований необходимым условием является сочетание базового образования в области специализации компании-работодателя (например: строительство, телекоммуникации, химия, транспорт) с дипломом одной из ведущих бизнес - школ.

    Следует отметить, что активная роль в формировании конкурентоспособного человеческого капитала страны принадлежит государству. Государство обеспечивает инвестирование в здоровье членов семьи, что является залогом формирования полноценного нового носителя человеческого капитала, и развития в дальнейшем его потенциала, участвует в профессиональном обучении, переобучении, переподготовке носителя человеческого капитала, так как он является решающим фактором интенсивного развития экономической системы.

    Возглавляемая государством политика развития рабочей  силы разделяется на два этапа:

    1) подготовка трудовых ресурсов  в системе формального образования;

    2) предполагающий дальнейшую профессиональную  специализацию и переподготовку кадров через научные и учебные центры, специальные курсы, организованные в фирмах или субсидируемые государством[6, с. 178].

    Государственная политика в области рабочей силы реализуется при широком финансовом, организационном и ином участии деловых кругов и социальных институтов. Данная политика способствует формированию квалифицированной гибкой рабочей силы.

    Важный  источник формирования человеческого  капитала – накопление опыта в  процессе работы. Обучение выступает  как побочный продукт накопления капитала. Этот источник накопления человеческого капитала исключительно трудно поддается измерению. В этом отношении упомянутая выше модель Нельсона – Фелпса рассматривает человеческий капитал, накопленный в процессе образования, как предпосылку развития навыков, необходимых для приспособления к технологическим изменениям. С такой точки зрения человеческий капитал становится основой для производственного обучения и понимания технологического развития.  Образованные люди становятся хорошими инноваторами, поэтому образование ускоряет процесс технологической диффузии. Высокотехнологичная структура капитала положительно связана с ростом количества «белых воротничков». Выяснилось, что технологические инновации изменяют спрос в пользу более высокообразованных работников, поскольку последние имеют сравнительное преимущество при использовании новых технологий. В ходе исследования экономических последствий инвестиций в обучение и переобучение было обнаружено существование положительной обратной связи между внедрением тренинговых программ и ростом производительности труда не только на индивидуальном уровне, но и на уровне организации. Обучение оказывает и существенное влияние на рост зарплаты, что отражается в росте нормы прибыли компании. Кроме того, норма прибыли от инвестиций в обучение, как правило, превышает ту, что обычно характерна для инвестиций в школьное образование, поэтому производственное обучение остается прибыльным для фирм даже в периоды растущей мобильности трудовых ресурсов.

    Экономисты  дают и другое определение человеческому  капиталу (Гальперин): величина человеческого капитала, есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда. То есть, Гальперин применяет экономическую оценку человеческого капитала, его способностей.

    Накопление  человеческого капитала состоит  из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:

    - на поддержание здоровья;

    - на получение общего или специального  образования;

    - на поиск работы;

    - на профессиональную подготовку  и переподготовку на производстве;

    - на миграцию по зависимым и  независимым от человека причинам;

    - на рождение и воспитание детей;

    - на поиск приемлемой информации  о ценах и заработках и т.п. [4, с. 172].

    Динамика  накопления человеческого капитала определяется индивидуальными решениями; при этом образование – основная (но не единственная) компонента запаса человеческого капитала. Принятие индивидом решений об инвестициях в образование во многом аналогично инвестиционным решениям компании. Индивидуальные инвестиции в образование можно рассматривать как издержки в терминах прямых затрат и альтернативных издержек. Поскольку инвестиции в человеческий капитал повышают индивидуальную производительность, выгоды от получения образования равны текущей ценности ожидаемых высоких доходов после получения образования.

    Общепринято, что для расчета экономической  эффективности вложений средств в человеческий капитал необходимо учитывать жизненно важные показатели, характеризующие социально-экономическую обстановку в стране (регионе). Таким показателем выступает ВВП для страны в целом или ВРП - для региона.

    Человеческий  капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда.

    Конкурентоспособный человеческий капитал позволяет  получать наибольший доход в выбранной его владельцем сфере деятельности, то есть обладает наибольшей эффективностью. Для целенаправленной деятельности по формированию и использованию человеческого капитала необходимо определиться с критериальным выражением его эффективности. Эта задача усложняется тем, что существует множество факторов, влияющих на эффективность человеческого капитала, вместе с тем не представляется возможным охарактеризовать её одним критерием. Определение критериального выражения эффективности человеческого капитала возможно путем выявления частных критериев эффективности и объединения их в один обобщённый. Выражение обобщенного критерия эффективности позволит определить детерминанты, соответствующие частным критериям эффективности и детализировать характеристики, от которых они зависят.

    В качестве основных показателей человеческого  капитала исследователи выделяют образование, здоровье, производственную подготовку и миграцию, то есть отмечают их значимость как частных критериев эффективности человеческого капитала. Так А. Добрынин и др. отмечают, что уровень общеобразовательной и специальной подготовки является одним из наиболее значимых критериев, характеризующих совокупный человеческий капитал. Этот критерий позволяет выявить типологические квалификационные особенности совокупной рабочей силы и определить их роль в системе экономического роста. Общее и специальное образование улучшают уровень и количество знаний человека, тем самым повышают качество человеческого капитала. Высшее образование способствует формированию высококвалифицированных специалистов, высокопроизводительный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста. Высокий уровень здоровья индивида способствует эффективному использованию квалифицированных специалистов в той или иной сфере производства. Вместе с тем миграция способствует перемещению индивида в регионы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. туда, где человеческий капитал применяется более производительно и цена его использования выше. Ю. Быченко обращает внимание на уровень здоровья и уровень образования. При прочих равных условиях чем лучше физическое и психологическое состояние работника, тем выше его производительность и заработки, тем более высокий уровень сформированного у него человеческого капитала. Уровень образования – это умения, навыки, квалификационная подготовка, которые используются или могут быть использованы в целях получения дохода. Уровень образования воздействует на процесс совершенствования человеческого капитала индивида, способствует росту производительности труда и производства в целом[6, с. 179].

    Все характеристики критериев эффективности  человеческого капитала сведены  в Таблицу 2.2, с определением их на уровне индивида, фирмы и государства. Следует отметить, что данные характеристики человеческого капитала были получены на основе анализа существующих источников.

    Обобщённый  критерий эффективности человеческого  капитала, который является функцией частных критериев (образования, здоровья, профессиональной подготовки, миграции), может быть представлен в следующем виде.

    W = f (W1, W2, W3, W4),                                            (2.1)

    где W – обобщённый критерий эффективности человеческого капитала; W1, – частный критерии эффективности образования в интегративном эффекте человеческого капитала; W2, W3, W – соответственно частные критерии здоровья, профессиональной подготовки и миграции.

Таблица 2.2 - Критерии эффективности человеческого капитала

Критерии эффективности

человеческого капитала

Характеристики  критериев эффективности

человеческого капитала

Индивид Фирма Государство
1.Образование 1.Уровень формального образования (количество лет обучения).2.Знания и интеллект.

3.Научные  результаты и статус.

1.Численность  и доля специалистов с высшим образованием.

2.Образовательная  ёмкость производства.

1.Численность выпускников учебных заведений.

2.Доля лиц с высшим и средним специальным образованием.

3.Средняя продолжительность обучения.

2.Здоровье 1.Наследственность.

2.Образ жизни.

3.Экологические условия.

4.Эффективность системы здравоохранения.

1.Количество оздоровительных и спортивных мероприятий для сотрудников.

2.Число мероприятий по охране труда.

1.Средняя ожидаемая продолжительность жизни.

2.Экологические условия жизни.

3.Масштабы профилактичес-ких мероприятий.

4.Уровень развития массовой физической культуры и спорта.

3.Производственная  подготовка 1.Уровень грамотности

2.Продолжительность обучения на производстве.  

1.Фонд времени подготовки на рабочем месте. 1.Профессионально-квалификационная структура.

2.Ожидаемая продолжительность трудовой жизни.

4.Миграция 1.Личная мобильность (профессиональная, межотраслевая, территориальная).

2.Средний стаж работы на одном месте.

1.Внутрифирменная мобильность (ротация кадров) – горизонтальная и вертикальная.

2.Текучесть кадров. 3.Средний производственный стаж персонала.

1.Масштабы профессиональ-ной, межотраслевой, территориальной мобильности.

2.Масштабы международной мобильности (эмиграция, иммиграция, «утечка умов»).

3.Средняя продолжительность работы на одном рабочем месте.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики