Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Тема "Человеческий капитал " изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики человеческий капитала.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы человеческого капитала определяют несомненную новизну данного исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность категории человеческого капитала и эволюция научных подходов к ее исследованию 5
1.1 Эволюция категории «человеческий капитал» 5
1.2 Концепция «человеческого капитала» в «новой экономике» 11
2 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки. 14
2.1 Структура, классификация и развитие человеческого капитала 14
2.2 Оценка человеческого капитала 16
3 Состояние человеческого капитала в РБ и его влияние на уровень социально-экономического развития 21
3.1 Качественные аспекты состояния человеческого капитала в Республике Беларусь 21
3.2 Роль человеческого капитала в формировании доходов населения Республики Беларусь 25
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приложения

Работа содержит 1 файл

Человеческий_капитал.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования: «Белорусский государственный  экономический университет» 

Кафедра экономической теории и истории экономических учений 

Курсовая  работа

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики 
 
 
 
 
 

Студентка                                                        (________)                 Т.В.Климец

ФЭУТ, второй курс,ДГС-1                              (__.__.____) 

Руководитель                                (________)(оценка___)           Н.М. Авдеенко                                                          (__.__.____) 
 
 
 
 

Минск 2009 

Реферат

Курсовая  работа 32 страницы,20 источников,8 таблиц,4 рисунка,1 диаграмма 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ  КАПИТАЛ, НОВАЯ ЭКОНОМИКА,КАПИТАЛ ОБРАЗОВАНИЯ, КАПИТАЛ ЗДОРОВЬЯ, КАПИТАЛ КУЛЬТУРЫ, СТОИМОСТЬ ТРУДА, ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.

Объект курсовой работы –  сущность человеческого  капитала и его роль в развитии современной экономики.

Предмет курсовой работы – развитие человеческого капитала в РБ, его влияние на доходы населения.

Цель курсовой работы - изучение теории человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.

Методы исследования: системный, аналитический, диалектический.

Исследования  и разработки: рассмотрена сущность категории «человеческий капитал», концепция данной категории в «новой экономике», структура, классификация и оценка «человеческого капитала», а так же особенности развития «человеческого капитала» в Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведённый в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции  сопровождаются ссылками на их авторов. 

___________

подпись студента 
 

 

План

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема "Человеческий капитал " изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики  человеческий капитала. 
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы человеческого капитала  определяют несомненную новизну данного исследования. 
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Человеческий капитал и его роль в экономике" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. 
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Человеческий капитал " в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.  
Тема теории человеческого капитала очень актуальна в наше время, несмотря на то, что технический прогресс все больше внедряется в нашу жизнь. Теории «человеческого капитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств. В производстве труд людей постепенно заменяется трудом машин. Но человек всегда есть и будет выше всей техники, так как он является ее непосредственным творцом. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высоко технологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества. Применение понятия «человеческого капитала» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.

Поставленные  задачи:

  1. разобраться, в чём сущность категории «человеческий капитал»
  2. понять, почему же в настоящее время этой теме государство уделяет много внимания
  3. определить, какое значение играет человеческий капитал в создании «новой экономики»
  4. определить, какую роль играет человеческий капитал в формировании доходов населения Республики Беларусь
  5. увидеть, как влияет состояние человеческого капитала на рыночную экономику Республики Беларусь

 

1 сущность категории человеческого капитала и эволюция научных подходов к ее исследованию

 

1.1 Эволюция категории  «человеческий капитал»

В современных  условиях разработка мер государственной  политики в области отношений  по поводу человеческого капитала невозможна без их теоретического осмысления и обоснования. Как известно, экономические категории являются языком экономической науки и по мере ее развития могут либо претерпевать изменения, либо в связи с потерей значимости некоторых из них для определенного этапа социально-экономического развития общества могут переставать использоваться в качестве теоретической платформы проведения экономической политики. С этих позиций весьма важным представляется терминологическое разграничение категории «человеческий капитал» и близких понятий «рабочая сила» и «человеческий потенциал», раскрытие их сущностных характеристик и значимости в процессе общественного развития.

Истоки  научного осмысления категории «человеческий  капитал» восходят к основоположникам классической политэкономии, в трудах которых отражены исходные концептуальные подходы к ее формированию. Некоторые базисные понятия и отдельные положения, характеризующие человеческий капитал, сформулировали У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, определившие проблематику и заложившие основу научных исследований человеческой способности к труду, ее формирования, накопления и эффективного использования в трудовой деятельности. Важно отметить, что в их трудах, а также в исследованиях Ф. Листа, Л. Вальраса, Дж.С. Милля, Ж.Б. Сэя и других ученых способность человека к труду рассматривалась как важнейший источник доходов и главный фактор экономического развития страны. Заслугой этой плеяды ученых явилось научное обоснование необходимости глубокого анализа человека труда, его производительной силы в качестве ресурса, приносящего его носителям доход в разнообразной форме, что фактически идентифицирует данный ресурс как капитальный. До появления теории человеческого капитала наиболее устоявшейся и отражающей роль человека труда в общественном производстве была категория «рабочая сила». Она рассматривалась как главная производительная сила, а общественное воспроизводство в широком аспекте - как воспроизводство средств производства и рабочей силы. Эти моменты неизменно привлекали внимание экономистов-классиков. А. Смит одним из первых ввел понятие человеческого капитала как накопленных знаний и умений членов общества, которые дают право на получение дохода. В понятие фиксированного капитала им включались мастерство и полезные способности «человека, получившего образование путем упорного труда...» [1. С. 208]. Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, земли и «из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества». А. Смит указывал, что «приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности, являясь частью состояния определенного лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит. Большую ловкость или умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые хотя и требуют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью» [1. С. 235].

Основываясь на методологии классической политэкономии, К. Маркс определил двойственный характер труда, создающего товар, дифференцировал понятия «труд» и «рабочая сила». Он показал, что товаром является не труд, а рабочая сила, имеющая стоимость и потребительную стоимость. Труд трактуется им как «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» [2. С. 188.]. В процессе труда потребляется рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» [2. С. 178]. Путем купли-продажи она отчуждается от работника, приобретая форму переменного капитала, принадлежащего предпринимателю. При этом он придерживается весьма жесткой позиции в отношении капитала: «Мы должны проводить следующее разграничение: рабочая сила в руках рабочего является товаром, а не капиталом; ею обусловливается доход для него лишь постольку, поскольку он может постоянно повторять ее продажу; в качестве капитала она функционирует после продажи в руках капиталиста, во время самого процесса производства». Именно купля и продажа рабочей силы увековечивают ее «в качестве элемента капитала; вследствие этого капитал представляется созидателем товаров» [3. С. 428].

Таким образом, в марксистской теории четко  разграничивались, с одной стороны, реализация способности к труду  как предпосылка любого процесса производства, а с другой - ее реализация в условиях капиталистического способа производства как отчуждаемая путем купли-продажи от работника рабочая сила, приобретающая форму переменного капитала, принадлежащего капиталисту.

Важно отметить, что марксистская теория объединяет все виды трудовой деятельности в процессе производства под категорией личного фактора производства, не выделяя фигуры предпринимателя как организатора производства, который рассматривался К. Марксом с классовых позиций лишь в качестве эксплуататора. В реальной жизни именно предприниматели, используя свой интеллектуальный потенциал в процессе организации производственной деятельности, внедрения организационно-хозяйственных инноваций, осуществляют выбор из имеющихся альтернатив распределения и использования ресурсов, или, по словам Й. Шумпетера, «новых комбинаций факторов производства» и, таким образом, выполняют важные воспроизводственные функции [4].

Определяя стоимость рабочей силы издержками ее воспроизводства, К. Маркс формально  наделил ее признаком воспроизводимости.

Один  из основоположников кембриджской школы и неоклассического направления в экономической науке А. Маршалл, синтезировав многочисленные идеи о роли человека в экономике, не только отмечал прямую связь между накоплением богатства и развитием человека, но и вполне определенно указывал на то, что богатство представляет собой средство удовлетворения потребностей человека, обеспечивающее его развитие, а сам человек служит главной целью производства богатства и развития. «...Сам человек - главное средство производства ... богатства, и он же служит конечной целью богатства...» [5. С. 246].

В ответ  на происходящие изменения в конце 50 - начале 60-х годов XX в. в русле  неоклассической парадигмы возникла современная теория человеческого  капитала, в числе основоположников которой следует назвать Т. Шульца, Г. Беккера, В. Вейсборда, Дж. Мин-цера и др. Это научное направление плодотворно развивалось в трудах Й. Бен-Порэта, М. Блауга, С. Боулса, У. Боуэна, Дж. Вейзи, М. Гроссмана, Э. Денисона, Ф. Махлупа, Дж. Кендрика, Л. Туроу, Ф. Уэлча и других известных ученых.

Важной  предпосылкой возникновения теории человеческого капитала стало общее  признание необходимости более  широкого подхода к понятию капитала по сравнению с традиционно узкой  его трактовкой. Основываясь на принципе единства исторического и логического в ходе исследования, следует учитывать процесс зарождения не только человеческого капитала, но и капитала вообще. В категории человеческого капитала, очевидно, присутствуют признаки, присущие капиталу в целом, а также специфические особенности, характерные непосредственно для человеческого капитала. Так, при переходе от потенциального элемента общественного производства (ресурса) к реально используемому (фактору производства), четко проявляются черты не просто нового фактора производства, участвующего в производстве прибавочного продукта, но и капитала. Вне производственного процесса, т. е. не принимая участия в производстве прибавочного продукта, человеческий капитал перестает быть фактором производства и остается лишь потенциальным ресурсом. Следовательно, процесс его самовозрастания и накопления непосредственно связан с его производительным использованием.

Базисные  положения современной теории человеческого  капитала изложены в работах Т. Шульца и Г. Беккера. Их исследования продолжают методологические традиции неоклассического направления в экономической теории: объяснять и оценивать экономические и внеэкономические явления и процессы, в частности вопросы формирования, накопления и использования человеческого капитала на основе принципа максимизирующего поведения индивидуумов. Классическая теория человеческого капитала была основана на микроэкономических принципах, т. е. на признании приоритета индивидуальных решений в процессах его формирования и использования.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики