Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:08, курсовая работа
Тема "Человеческий капитал " изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики человеческий капитала.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы человеческого капитала определяют несомненную новизну данного исследования.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность категории человеческого капитала и эволюция научных подходов к ее исследованию 5
1.1 Эволюция категории «человеческий капитал» 5
1.2 Концепция «человеческого капитала» в «новой экономике» 11
2 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки. 14
2.1 Структура, классификация и развитие человеческого капитала 14
2.2 Оценка человеческого капитала 16
3 Состояние человеческого капитала в РБ и его влияние на уровень социально-экономического развития 21
3.1 Качественные аспекты состояния человеческого капитала в Республике Беларусь 21
3.2 Роль человеческого капитала в формировании доходов населения Республики Беларусь 25
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приложения
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение
образования: «Белорусский государственный
экономический университет»
Кафедра экономической
теории и истории экономических учений
Курсовая работа
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Человеческий
капитал и его роль в развитии современной
экономики
Студентка
ФЭУТ, второй курс,ДГС-1
Руководитель
(________)(оценка___)
Минск 2009
Реферат
Курсовая
работа 32 страницы,20 источников,8 таблиц,4
рисунка,1 диаграмма
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, НОВАЯ ЭКОНОМИКА,КАПИТАЛ ОБРАЗОВАНИЯ, КАПИТАЛ ЗДОРОВЬЯ, КАПИТАЛ КУЛЬТУРЫ, СТОИМОСТЬ ТРУДА, ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.
Объект курсовой работы – сущность человеческого капитала и его роль в развитии современной экономики.
Предмет курсовой работы – развитие человеческого капитала в РБ, его влияние на доходы населения.
Цель курсовой работы - изучение теории человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
Методы исследования: системный, аналитический, диалектический.
Исследования и разработки: рассмотрена сущность категории «человеческий капитал», концепция данной категории в «новой экономике», структура, классификация и оценка «человеческого капитала», а так же особенности развития «человеческого капитала» в Республики Беларусь.
Автор работы подтверждает,
что приведённый в ней аналитический материал
правильно и объективно отражает состояние
исследуемого процесса, а все заимствованные
из литературных и других источников теоретические,
методологические положения и концепции
сопровождаются ссылками на их авторов.
___________
подпись
студента
План
Тема "Человеческий
капитал " изучается на стыке сразу
нескольких взаимосвязанных дисциплин.
Для современного состояния науки характерен
переход к глобальному рассмотрению проблем
тематики человеческий капитала.
Высокая значимость и недостаточная практическая
разработанность проблемы человеческого
капитала определяют несомненную новизну
данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме
"Человеческий капитал и его роль в
экономике" необходимо в целях более
глубокого и обоснованного разрешения
частных актуальных проблем тематики
данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена,
с одной стороны, большим интересом к теме
"Человеческий капитал " в современной
науке, с другой стороны, ее недостаточной
разработанностью. Рассмотрение вопросов
связанных с данной тематикой носит как
теоретическую, так и практическую значимость.
Тема теории человеческого капитала очень
актуальна в наше время, несмотря на то,
что технический прогресс все больше внедряется
в нашу жизнь. Теории «человеческого капитала»
стало придаваться большое значение, так
как она позволяла с общих позиций изучать
многие явления рыночных отношений, выявлять
эффективность вложенных в человеческий
фактор финансовых средств. В производстве
труд людей постепенно заменяется трудом
машин. Но человек всегда есть и будет
выше всей техники, так как он является
ее непосредственным творцом. Техника,
создающая богатства, приходит в жизнь
через технологические знания и организационные
усовершенствования. И только опытная
квалифицированная рабочая сила способна
управлять высоко технологическим процессом.
Кроме этого, необходимо знание деловой
конъюнктуры, рыночных возможностей, способов
их практического применения, но и в этом
случае нам необходимы знания человека,
его «капитал», используемый в процессе
производства для создания богатства
общества. Применение понятия «человеческого
капитала» позволяет понять роль социальных
институтов, выяснить не только социальные
параметры, но и провести экономический
анализ влияния социального фактора на
рыночную экономику.
Поставленные задачи:
1.1 Эволюция категории «человеческий капитал»
В современных условиях разработка мер государственной политики в области отношений по поводу человеческого капитала невозможна без их теоретического осмысления и обоснования. Как известно, экономические категории являются языком экономической науки и по мере ее развития могут либо претерпевать изменения, либо в связи с потерей значимости некоторых из них для определенного этапа социально-экономического развития общества могут переставать использоваться в качестве теоретической платформы проведения экономической политики. С этих позиций весьма важным представляется терминологическое разграничение категории «человеческий капитал» и близких понятий «рабочая сила» и «человеческий потенциал», раскрытие их сущностных характеристик и значимости в процессе общественного развития.
Истоки научного осмысления категории «человеческий капитал» восходят к основоположникам классической политэкономии, в трудах которых отражены исходные концептуальные подходы к ее формированию. Некоторые базисные понятия и отдельные положения, характеризующие человеческий капитал, сформулировали У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, определившие проблематику и заложившие основу научных исследований человеческой способности к труду, ее формирования, накопления и эффективного использования в трудовой деятельности. Важно отметить, что в их трудах, а также в исследованиях Ф. Листа, Л. Вальраса, Дж.С. Милля, Ж.Б. Сэя и других ученых способность человека к труду рассматривалась как важнейший источник доходов и главный фактор экономического развития страны. Заслугой этой плеяды ученых явилось научное обоснование необходимости глубокого анализа человека труда, его производительной силы в качестве ресурса, приносящего его носителям доход в разнообразной форме, что фактически идентифицирует данный ресурс как капитальный. До появления теории человеческого капитала наиболее устоявшейся и отражающей роль человека труда в общественном производстве была категория «рабочая сила». Она рассматривалась как главная производительная сила, а общественное воспроизводство в широком аспекте - как воспроизводство средств производства и рабочей силы. Эти моменты неизменно привлекали внимание экономистов-классиков. А. Смит одним из первых ввел понятие человеческого капитала как накопленных знаний и умений членов общества, которые дают право на получение дохода. В понятие фиксированного капитала им включались мастерство и полезные способности «человека, получившего образование путем упорного труда...» [1. С. 208]. Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, земли и «из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества». А. Смит указывал, что «приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности, являясь частью состояния определенного лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит. Большую ловкость или умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые хотя и требуют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью» [1. С. 235].
Основываясь на методологии классической политэкономии, К. Маркс определил двойственный характер труда, создающего товар, дифференцировал понятия «труд» и «рабочая сила». Он показал, что товаром является не труд, а рабочая сила, имеющая стоимость и потребительную стоимость. Труд трактуется им как «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» [2. С. 188.]. В процессе труда потребляется рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» [2. С. 178]. Путем купли-продажи она отчуждается от работника, приобретая форму переменного капитала, принадлежащего предпринимателю. При этом он придерживается весьма жесткой позиции в отношении капитала: «Мы должны проводить следующее разграничение: рабочая сила в руках рабочего является товаром, а не капиталом; ею обусловливается доход для него лишь постольку, поскольку он может постоянно повторять ее продажу; в качестве капитала она функционирует после продажи в руках капиталиста, во время самого процесса производства». Именно купля и продажа рабочей силы увековечивают ее «в качестве элемента капитала; вследствие этого капитал представляется созидателем товаров» [3. С. 428].
Таким образом, в марксистской теории четко разграничивались, с одной стороны, реализация способности к труду как предпосылка любого процесса производства, а с другой - ее реализация в условиях капиталистического способа производства как отчуждаемая путем купли-продажи от работника рабочая сила, приобретающая форму переменного капитала, принадлежащего капиталисту.
Важно отметить, что марксистская теория объединяет все виды трудовой деятельности в процессе производства под категорией личного фактора производства, не выделяя фигуры предпринимателя как организатора производства, который рассматривался К. Марксом с классовых позиций лишь в качестве эксплуататора. В реальной жизни именно предприниматели, используя свой интеллектуальный потенциал в процессе организации производственной деятельности, внедрения организационно-хозяйственных инноваций, осуществляют выбор из имеющихся альтернатив распределения и использования ресурсов, или, по словам Й. Шумпетера, «новых комбинаций факторов производства» и, таким образом, выполняют важные воспроизводственные функции [4].
Определяя стоимость рабочей силы издержками ее воспроизводства, К. Маркс формально наделил ее признаком воспроизводимости.
Один из основоположников кембриджской школы и неоклассического направления в экономической науке А. Маршалл, синтезировав многочисленные идеи о роли человека в экономике, не только отмечал прямую связь между накоплением богатства и развитием человека, но и вполне определенно указывал на то, что богатство представляет собой средство удовлетворения потребностей человека, обеспечивающее его развитие, а сам человек служит главной целью производства богатства и развития. «...Сам человек - главное средство производства ... богатства, и он же служит конечной целью богатства...» [5. С. 246].
В ответ
на происходящие изменения в конце
50 - начале 60-х годов XX в. в русле
неоклассической парадигмы
Важной предпосылкой возникновения теории человеческого капитала стало общее признание необходимости более широкого подхода к понятию капитала по сравнению с традиционно узкой его трактовкой. Основываясь на принципе единства исторического и логического в ходе исследования, следует учитывать процесс зарождения не только человеческого капитала, но и капитала вообще. В категории человеческого капитала, очевидно, присутствуют признаки, присущие капиталу в целом, а также специфические особенности, характерные непосредственно для человеческого капитала. Так, при переходе от потенциального элемента общественного производства (ресурса) к реально используемому (фактору производства), четко проявляются черты не просто нового фактора производства, участвующего в производстве прибавочного продукта, но и капитала. Вне производственного процесса, т. е. не принимая участия в производстве прибавочного продукта, человеческий капитал перестает быть фактором производства и остается лишь потенциальным ресурсом. Следовательно, процесс его самовозрастания и накопления непосредственно связан с его производительным использованием.
Базисные положения современной теории человеческого капитала изложены в работах Т. Шульца и Г. Беккера. Их исследования продолжают методологические традиции неоклассического направления в экономической теории: объяснять и оценивать экономические и внеэкономические явления и процессы, в частности вопросы формирования, накопления и использования человеческого капитала на основе принципа максимизирующего поведения индивидуумов. Классическая теория человеческого капитала была основана на микроэкономических принципах, т. е. на признании приоритета индивидуальных решений в процессах его формирования и использования.
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики