Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 07:54, курсовая работа
Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования является человеческий капитал и его роль в раз-витии современной экономики.
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики в Рес-публики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие человеческого капитала и его виды
Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала: ис-точники, формы, детерминанты;
Проанализировать реализацию человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику на примере Республики Беларусь.
При написании работы использовались нормативно-правовые документы, учебные пособия, монографии и статьи по исследуемой проблеме.
Введение 3
1. Понятие человеческого капитала, его виды 5
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 5
1.2 Классификация видов человеческого капитала 10
2. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты 14
3. Реализация человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику 23
3.1 Реализация человеческого фактора и его воздействие на рыночную экономику 23
3.2 Реализация человеческого капитала в Республике Беларусь 27
3.3 Пути развития человеческого капитала 30
Заключение 37
Список использованных источников 39
Таблица 3.1 - Экономическая активность, занятость и безработица по основным возрастным группам и уровню образованию, 2008, %
Показатели | Возрастные группы** | Высшее профес-сиональ-ное | Неполное высшее профес-сиональ-ное | Среднее профес-сиональ-ное | Начальное профес-сиональ-ное | Среднее (полное) общее | Основное общее | Начальное общее, не имеют начального общего |
Уровень экономической активности | Молодежь | 89,7 | 25,7 | 83,3 | 84 | 32,7 | 17,2 | 13,7 |
Лица зрелого возраста | 94 | 82 | 91,8 | 90,5 | 85 | 75,7 | 39,5 | |
Лица предпенсионного возраста | 89,2 | 80,9 | 83,6 | 80,8 | 77,5 | 68,7 | 46,7 | |
Лица пенсионного возраста | 38,7 | 24,2 | 27,9 | 22,3 | 20,1 | 13,4 | 8,7 | |
Все население | 83,3 | 47 | 79,4 | 80,6 | 60,7 | 33,9 | 14 | |
Уровень занятости | Молодежь | 80,7 | 21,2 | 72,5 | 71,4 | 25,7 | 12,6 | 9,9 |
Лица зрелого возраста | 90,5 | 75,9 | 86,4 | 82,7 | 76,4 | 65,3 | 32,3 | |
Лица предпенсионного возраста | 85,9 | 73,6 | 78,9 | 76,1 | 71,9 | 62,5 | 42,9 | |
Лица пенсионного возраста | 37,3 | 22,8 | 26,6 | 21,5 | 19 | 12,7 | 8,5 | |
Все население | 79,9 | 42 | 74,3 | 73,3 | 53,8 | 28,9 | 12,4 | |
Уровень безработицы | Молодежь | 10 | 17,6 | 12,9 | 15 | 21,4 | 26,6 | 27,4 |
Лица зрелого возраста | 3,7 | 7,4 | 5,8 | 8,6 | 10,1 | 13,7 | 18,3 | |
лица предпенсионного возраста | 3,7 | 9 | 5,6 | 5,9 | 7,2 | 9 | 8,1 | |
Лица пенсионного возраста | 3,5 | 5,9 | 4,8 | 3,6 | 5,4 | 5,2 | 1,6 | |
все население*** | 4,1 (0,5) | 10,7 (1,2) | 6,5 (1,0) | 9,1 (1,7) | 11,3 (2,9) | 14,6 (6,6) | 11,4 (9,1) |
П р и м е ч а н и е. Источник: [9, с. 14]
В табл. 3.1 приведены соответствующие показатели и для других возрастных групп - молодежи, лиц предпенсионного и пенсионного возраста. В целом для всего населения, с точки зрения уменьшения опасности быть вытесненным с рынка труда, "выигрыш" тех, кто имел высшее образование, по сравнению с лицами со средним образованием составлял 2,4 процентного пункта (0,5% против 2,9%).
Однако со специфическим человеческим капиталом ситуация была не столь однозначной. Стандартным показателем, измеряющим объемы накопленного специфического человеческого капитала, является специальный стаж, то есть время, в течение которого человек работает на данном рабочем месте, в данной фирме. В Беларуси он составляет сейчас около 7 лет против 10-12 лет в странах Западной Европы или Японии. Это означает, что белорусская экономика продолжает жить с рабочей силой, которая имеет недостаточные по международным меркам запасы специфического человеческого капитала. Оборотная сторона этого явления - высокая текучесть.
В целом Республика Беларусь относится к странам со средним уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП = 0,788) и занимает 29-е место среди 36 европейских государств и 56-е место из 173 стран мира. Кроме того, Беларусь стабильно, на протяжении пяти лет, держит 1-е место по данному показателю среди стран СНГ.
Уровень
ожидаемой продолжительности
Проведенный анализ показывает, что достаточно высокий уровень накопленного человеческого капитала Республики Беларусь является одним из основных факторов интеграции республики в Европейское экономическое сообщество.
Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.
Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.
Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.
Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.
К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей.
Культура (в том числе религиозная культура) накладывает свой отпечаток на процесс воспроизводства человеческого капитала, затрагивая прежде всего его психологическую составляющую. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются и не исчезают со смертью конкретного человека знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуру.
Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.
И главным условием роста продуктивности труда наемных работников должно стать повышение оплаты труда. Приведенные выше соображения об изменении роли труда в процессе производства создают теоретические предпосылки для того, чтобы рассматривать такую цель как стратегически важнейшую с точки зрения обеспечения высоких темпов роста. Статистика также говорит о том, что в развитых странах, которые уже вступили в эпоху раннего постиндустриализма доля зарплаты в ВВП значительно выше, чем в Беларуси. Однако нормальное функционирование закрытой экономики при высоком уровне оплаты труда, который в западных странах превышает 70% ВВП, невозможно из-за низкого уровня доходности капитала. Очевидно, что в условиях глобализации мировой экономики капитал развитых стран «дополучает» прибыль, используя более дешевый труд работников в бедных странах. Правительства развитых стран активно поддерживают в этом свои национальные (по признаку получения прибыли и структуре управления) компании, которые формально считаются транснациональными.
По
нашему мнению, для оценки возможностей
повышения оплаты труда наемного
работника путем изменения
Другим важным фактором развития человеческого капитала является институт образования, которое в современном мире выходит за рамки традиционной образовательной системы, превращаясь в «обучение в течение всей жизни». Белорусская система государственного образования оказывается неспособной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В белорусских вузах ведется всего 4,5% исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. Когда государство снижает свое участие в перераспределении ресурсов общества, оно обязано обеспечить перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. Поэтому при финансировании исследовательских работ надо использовать гранты специальных фондов и стимулировать предприятия к вложению средств в образовательные программы.
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики