Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение целевой функции фирмы
Предметом исследования курсовой работы являются цели функционирования предприятия.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых в области экономической теории, экономики предприятий, статьи научно-популярных журналов.
Введение …………………………………………………….………..…………. 3
1. Экономическая форма фирмы ………………….………………..…. ………..5
1.1. Теория фирмы………………………………………….…..………….5
1.2. Экономическая природа фирмы …………………………………….7
1.3. Основные формы предприятий ……………………………………..10
2. Цели и функции фирмы …………………………………………………... 16
2.1. Целевые установки фирмы ………………………………………...18
2.2. Система ценностей ………………………………………………….20
Заключение …………………………………………………………………...… 24
Список использованных источников ………………………...………………...27
Приложение …………..………………………………………………………
Содержание:
Введение
…………………………………………………….………..…………
1. Экономическая форма фирмы ………………….………………..…. ………..5
1.1.
Теория фирмы………………………………………….…
1.2. Экономическая природа фирмы …………………………………….7
1.3.
Основные формы предприятий ………
2. Цели и функции фирмы …………………………………………………... 16
2.1. Целевые установки фирмы ………………………………………...18
2.2. Система ценностей ………………………………………………….20
Заключение …………………………………………………………………...… 24
Список использованных источников ………………………...………………...27
Приложение …………..………………………………………………………….
В ходе экономических реформ коренным образом изменилось само понятие "предприятие". Если в условиях командно-административной системы предприятия были государственными, то в процессе реформирования они превратились в самостоятельные субъекты рыночной экономики.
С принятием Гражданского кодекса рядом с понятием "предприятие" появилось понятие "фирма". В экономической литературе и правовых актах до сих пор нет четкого размежевания этих понятий. В публикациях и официальных документах используется как понятие "предприятие", так и понятие "фирма", т. е., по существу, их отождествляют.
С научной точки зрения, рассматривать понятия "предприятие" и "фирма", видимо, следует как два аспекта одного и того же явления - первичного звена народного хозяйства, субъекта экономики [3, с. 45]. Исходно определим, что анализ фирмы раскрывает социально-экономическую, субъектную сторону первичного звена народного хозяйства, а анализ предприятия - конкретно-экономическую, объектную сторону.
Многие ученые в области экономической теории утверждают, что по значимости цели занимают одно из первых мест среди других компонентов организации. Можно привести множество примеров, когда простое смещение целей фирмы или даже неопределенность в их формулировке приводят к серьезным негативным последствиям в организации.
Результатом неправильного определения целевых функций компании становятся значительные материальные потери, нарушение коммуникаций внутри предприятия, ослабление интеграции внутри структурных подразделений, появление сложностей в мотивации сотрудников организации, и другие серьезные проблемы. Таким образом, целевые функции фирмы оказывают самое непосредственное влияние практически на все компоненты её деятельности.
Актуальность изучения целевых функций фирмы связана с тем, что цели оказывают самое непосредственное влияние практически на все компоненты деятельности фирмы.
Целью
курсовой работы является изучение целевой
функции фирмы
Предметом исследования курсовой работы
являются цели функционирования предприятия.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых в области экономической теории, экономики предприятий, статьи научно-популярных журналов.
1. Экономическая
форма фирмы
1.1.
Теория фирмы
Рассматривая ход экономических процессов, мы постоянно сталкивались с предприятием или фирмой в качестве их главного субъекта.
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Фирма — это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию) [1, с. 1155]. Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.
Стихийный
и планомерный порядок.
Рынок предполагает обособление средств производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
Существование фирм в рыночной экономике требует научного объяснения. Если рыночный механизм является достаточно совершенным, то почему возникают фирмы?
Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства.
Основные типы контрактов. В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов: а) классический, б) неоклассический, в) отношенческий или имплицитный [5, с. 95].
Классический контракт — это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.
Неоклассический контракт — это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.
Отношенческий, или имплицитный контракт — это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.
Природа фирмы. В современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов.
Общие ресурсы — это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково. Специфические ресурсы — это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.
Интерспецифические ресурсы — взаимодополняемые ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.
Сердцевину
фирмы составляет долговременный отношенческий
контракт, заключенный между
Такая
трактовка природы фирмы
Понятие
фирмы не идентично понятию предприятие.
1.2.
Экономическая природа фирмы
Потребитель и фирма являются основными агентами рыночных отношений, представляют два полюса этих отношений. С другой стороны, сама фирма является продуктом рыночных отношений. Как указывается в научной литературе, фирма возникает из рыночного обмена, подобно тому как "появляются сгустки масла в бадье с пахтой"[5, с. 135].
В
чем же проявляется связь между
фирмой и рынком? Чтобы получить
более ясное представление об этом, вначале
выделим основные, наиболее существенные
признаки таких институтов координации
хозяйственных действий людей.
Рынок
Предполагает обособление средств производства (принадлежность факторов производства тем или иным собственникам) Господство косвенных (опосредованных) форм связей между людьми — через цены, деньги Использование экономических (материальных) стимулов; исключаются прямой диктат, приказ |
Фирма
Основывается на концентрации (объединении) факторов производства Господство прямых (непосредственных) форм связей между сотрудниками Предполагает единоначалие, основывается на административных методах управления |
Отмеченные признаки показывают, что рынок — это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Фирмы же это участки сознательной координации (кооперации) между людьми. В противоположность рынку они представляют собой плановую, или иерархическую, систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками. Таким образом, фирмы и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.
В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирмы.
Наиболее глубокое объяснение причин возникновения фирмы, получившее широкое признание в научном мире, дал американский экономист, Р. Коуз. С выходом в 1937 г. его знаменитой статьи "Природа фирмы" началось развитие нового и, как сейчас признано всеми весьма важного раздела экономической теории — институциональной экономики.
Если говорить кратко, то суть открытия Р. Коуза состоит в следующем - фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации производители.
Механизм рыночной координации обладает целым рядом неоспоримых достоинств с точки зрения как отдельного потребителя, так и общества в целом. Вместе с тем общество не может пользоваться рыночным механизмом бесплатно. Это требует подчас весьма внушительных затрат. Такие затраты обусловлены непосредственно не технологией производства (издержками на материалы, оборудование, оплату труда рабочих и т. д.), а самим процессом взаимодействия рыночных агентов в ходе совершения ими различных сделок. Р. Коуз назвал их трансакционными затратами (от лат. transactio — сделка)[5, с. 105].
Люди, конечно, давно знали о них, учитывали их на практике, но не подозревали, что они имеют важнейшее значение в возникновении фирм, банков, бирж и других институтов экономической жизни. Подобно трению в физике, которое порождает механическое сопротивление, возникающее в плоскости касания двух тел при их относительном перемещении, трансакционные издержки затрудняют функционирование рыночного механизма. Фирмы и другие экономические институты как раз и призваны минимизировать эти издержки. Не будь трансакционных затрат, фирм вообще бы не существовало.
Р. Коуз выделил четыре категории трансакционных затрат. [5, с. 106].