Целевая функция фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение целевой функции фирмы
Предметом исследования курсовой работы являются цели функционирования предприятия.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых в области экономической теории, экономики предприятий, статьи научно-популярных журналов.

Содержание

Введение …………………………………………………….………..…………. 3
1. Экономическая форма фирмы ………………….………………..…. ………..5
1.1. Теория фирмы………………………………………….…..………….5
1.2. Экономическая природа фирмы …………………………………….7
1.3. Основные формы предприятий ……………………………………..10
2. Цели и функции фирмы …………………………………………………... 16
2.1. Целевые установки фирмы ………………………………………...18
2.2. Система ценностей ………………………………………………….20
Заключение …………………………………………………………………...… 24
Список использованных источников ………………………...………………...27
Приложение …………..………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

целевая функция фирмы .doc

— 155.00 Кб (Скачать)

      1. Затраты на сбор и обработку  информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг).

      2. Затраты на проведение переговоров  и принятие решений (заключение контрактов).

      3. Затраты по контролю за соблюдением  условий договора.

      4. Затраты по юридическому обеспечению  контракта.

     Если  бы можно было представить себе экономику  в виде "сплошного

рынка, состоящего из одних только физических лиц, бремя трансакционных затрат было бы столь велико, что многие товаропроизводители отказались бы от участия в рыночном обмене. Вместо рыночного обмена они нашли бы другие, альтернативные способы координации своих действий.

     Фирмы и становятся такими альтернативными организациями, которые

вытесняют ценовый (рыночный) механизм и заменяют его системой административного  контроля. Этот процесс состоит в  том, что многие операции осуществляются внутри фирмы, без посредничества рынка, что обходится дешевле. В пределах фирмы сокращаются затраты на поиск экономической информации, исчезает необходимость непрерывного продления контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость. Вот почему при незначительных, а тем более нулевых трансакционных издержках (если бы это было возможно) фирмы попросту были бы не нужны. 

     1.3. Основные формы предприятий  

     Основными формами предприятий являются частнопредпринима-тельские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыльные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы [6, с. 512]. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.

     Частнопредпринимательская фирма — это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам, т.е. является субъектом неограниченной ответственности.

     Собственник классической фирмы является центральной  фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и увольнения, т. е. контролирует поведение всех остальных работников фирмы. Поэтому он получает весь остаточный доход — всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.

     Обычно  собственником классической фирмы  является владелец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал. Например, в проектно-конструкторских организациях или в рекламном бюро и т. д. роль человеческого капитала чрезвычайно высока, поэтому владельцами фирмы являются талантливые работники.

     Несомненными  достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:

  • простота организации (учреждения, управления и т. д.);
  • свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т. д.);
  • сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).

     Среди недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:

  • ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);
  • отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций;
  • существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).

     Партнерство — это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права здесь принадлежат всем партнерам. Они осуществляют эффективный контроль над деятельностью друг друга. Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников.

     В ряде случаев возникают партнерства  с ограниченной ответственностью. Это  означает, что наряду с основными  участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью).

     Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредпринима-тельской фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время, они обладают рядом преимуществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.

     Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обладают рядом недостатков:

  • скудость финансовых средств;
  • неограниченная ответственность;
  • разделение функций, в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов;
  • угроза потенциального распада партнерства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).

     Иногда  по типу партнерства организованы большие  трудовые коллективы. Так возникли самоуправляющиеся фирмы югославского типа. В этом случае владельцами предприятия являются все — как владельцы интерспецифических, так и общих ресурсов. Все они имеют одинаковые права.

     Поскольку все стратегические вопросы решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и в ущерб будущему (инвестициям в производство). «Проедание» средств создает инвестиционный голод и, как следствие, медленные темпы научно-технического прогресса и развития производства.

     Корпорация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности).

     Более глубокая специализация, широкое привлечение  высококвалифицированных кадров способствуют росту эффективности корпорации. Благодаря корпорациям стало  возможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.

     Корпорация — это специфический тип деловых предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (форма юридического лица). Корпорация существует независимо от ее владельцев — акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.

     Наряду  с несомненными достоинствами корпорации обладают и вполне ощутимыми недостатками. Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенного контроля. В корпорации происходит размывание прав собственности, поскольку возможности контроля над деятельностью команды ослабляются. Держатели контрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляющими. Возможности оппортунистического поведения расширяются. Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, перелив капитала в дочерние компании, сомнительная производственная деятельность и т. д.). Однако, как правило, такие злоупотребления возможны лишь в определенных пределах. Сдерживающим фактором выступает сам рынок. Если корпорация начинает работать плохо, опасность вмешательства акционеров в повседневные дела компании возрастает, возникает угроза «поглощения» данной фирмы другой и полной смены команды. К тому же падает престиж менеджеров компании на рынке менеджерского труда, что может в перспективе привести к резкому сокращению их доходов.

     Другим  крупным недостатком деятельности современной корпорации является двойное налогообложение. Дело в том, что часть дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом как часть дохода держателя акций. В результате большая часть прибыли превращается в налоги, уплачиваемые государству.

     Регулируемая и государственная фирмы. Деятельность ряда фирм регулируется государством. В этом случае государство вводит ограничения на размеры прибыли, т. е. регулирует остаточный доход. Такая политика государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращается в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного премирования и т. д.), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции.

     Государство не только регулирует деятельность частных фирм. Ряд фирм находится в собственности государства. Государственная собственность означает отсутствие права на свободную продажу имеющихся правомочий. Таким образом, деятельность менеджеров не получает прямой рыночной оценки. Менеджеры государственных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний. Ослабление контроля открывает широкие возможности для оппортунистического поведения и различных злоупотреблений. Срок службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию своих предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет налогоплательщиков.

     Неприбыльные (некоммерческие) организации — широко распространенная форма в условиях современной рыночной экономики. К ним относятся профсоюзы, клубы, церкви, благотворительные фонды и другие организации, которые не стремятся к получению прибыли. Некоторые из них полностью зависят от пожертвований, другие получают доходы от своей деятельности — продажи товаров и услуг. Многие из этих организаций имеют статус корпораций.

     Однако  это специфический вид корпораций. Это корпорации без акционеров. Обычно они управляются советом попечителей, выбранных или сформированных в соответствии с уставом данной организации. Если в результате деятельности такой организации появляется прибыль, то она обычно вкладывается в дело.

     Кооперативы образуются путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Членство в кооперативе основывается на личном трудовом или ином участии. Число членов кооператива не может быть меньше пяти. Решения принимаются по принципу «один член — один голос» независимо от величины индивидуального пая. Члены кооператива несут субсидиарную коллективную ответственность по его обязательствам.

     Кооперативы могут быть потребительскими или сбытовыми. В первом случае покупатели приобретают возможность получать товары по оптовым ценам, во втором — контролировать продажу произведенной ими продукции. Прибыль обычно не является целью деятельности таких организаций, хотя появление ее не исключено.

     2. Цели и функции фирмы 

     "Прибыль  - одна из самых распространенных  категорий современной экономики.  Каждый человек имеет слово  "прибыль" в своем активном  словарном запасе... Целевая функция  фирмы - это максимизация именно  прибыли. Прибыль - это и одна  из самых неоднозначных категорий в экономической науке.

     Четкой, принимаемой всеми экономистами трактовки прибыли сегодня нет. Причем экономисты спорят не об определении  прибыли как таковой - с этим как  раз вроде бы уже все ясно. Прибыль - это "нечто", остающееся в выручке  предприятия после вычета из нее всех затрат. Различные толкования вызывает другой вопрос - о происхождении прибыли. Откуда берется этот остаток, эта разница между выручкой и затратами? Современные взгляды на происхождение прибыли, к великому сожалению, ...не представляют собой единой строгой концепции" [6, с.225.]. А между тем все в данном вопросе становится предельно ясным, если учесть истинную сущность фигурирующего здесь выигрыша - ведь речь идет в действительности вовсе не о реальном, а именно "альтернативном выигрыше", определяемом, соответственно, как разность того же эффекта и принципиально альтернативных же затрат!

Информация о работе Целевая функция фирмы