Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение целевой функции фирмы
Предметом исследования курсовой работы являются цели функционирования предприятия.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых в области экономической теории, экономики предприятий, статьи научно-популярных журналов.
Введение …………………………………………………….………..…………. 3
1. Экономическая форма фирмы ………………….………………..…. ………..5
1.1. Теория фирмы………………………………………….…..………….5
1.2. Экономическая природа фирмы …………………………………….7
1.3. Основные формы предприятий ……………………………………..10
2. Цели и функции фирмы …………………………………………………... 16
2.1. Целевые установки фирмы ………………………………………...18
2.2. Система ценностей ………………………………………………….20
Заключение …………………………………………………………………...… 24
Список использованных источников ………………………...………………...27
Приложение …………..………………………………………………………
Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.
Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования [13, с.97].
Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.
Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели заключается в следующем:
Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации.
Цель - это то, что обязательно должно быть достигнуто, а целевая функция - критерий достижения цели. Хорошая формулировка цели сама по себе содержит направление ее достижения. Недаром говорится, что правильно поставить задачу - это наполовину решить ее. Т.к. для реализации цели необходимы ресурсы, а ресурсы в общем случае ограничены по определению, то цели должны ставиться только самые необходимые на данном этапе, но в то же время реальные для выполнения.
Цель обычно указывается очень расплывчато. Это объясняется тем, что интуитивно цель ясна, она связана с желанием как-то улучшить существующее положение, но выразить ее четко, а тем более в каких-то количественных мерках часто очень затруднительно. Считается, что многие факторы, особенно связанные с такими понятиями, как эстетика, репутация, престиж, долг, квалификация, имидж и т.п., не имеют естественной шкалы для измерений, а зачастую в принципе несоизмеримы. Когда же делается их оценка, то она субъективна и часто неоднозначна. Но именно эти этические, психологические и социальные понятия часто выступают как факторы мотивации цели.
Их
значимость, к сожалению, определяется
инстинктивными симпатиями и антипатиями,
которые сложились в результате воспитания,
образования и социального окружения.
2.1.
Целевые установки фирмы
Конечной целью экономической деятельности каждого отдельного человека сегодняшняя неоклассическая теория считает простую максимизацию совокупной полезности приобретаемых им так или иначе (но обязательно с принципиально фиксированными затратами) конкретных благ [8, с.62]. Например, производимых самостоятельно при фиксированной величине затрачиваемого труда и всех остальных ресурсов. Об извлекаемом же при этом выигрыше, как раз и являющемся истинной целью любого производства вообще, даже не упоминается. Он, впрочем, вынужденно признается целевой функцией для так называемых фирм, выступая при этом в форме упоминавшейся уже ранее "экономической прибыли" (т. к. иначе цель их деятельности вообще оказывается не определенной: максимизация испытываемого субъективного удовольствия по отношению к фирмам выглядит уже вроде бы прямым нонсенсом).
По
мнению современных экономистов
фирмы якобы действительно
Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.
В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.
Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия [6, с. 635].
Цикл жизни предприятия (фирмы) — это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала.
Целевая установка на этой стадии — выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей.
Целевая установка — борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными). На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.
Минимизация
убытков является оборотной стороной
максимизации прибыли как одной
из целей деятельности предприятия.
Эти два понятия неразрывно связаны между
собой. Однако следует отметить, что, будучи
ориентированной на высокий положительный
результат, в краткосрочном плане фирма
может переживать менее успешные периоды
своей деятельности. Речь идет о финансовых
потерях, возникновение которых напрямую
связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую
деятельность. Предпринимательский риск,
собственно, и определяется как вероятность
возникновения у фирмы финансовых потерь,
к которым относится и недополучение прибыли
по сравнению с прогнозируемой величиной,
и возникновение убытков.
2.2. Система ценностей
Процветающее предприятие — это предприятие, занимающее прочные позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене (рис. 2.2.1 Приложение А).
Создание ценностей - это функция фирмы. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Такое признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать прибыль и в конечном счете укреплять свои рыночные позиции.
При этом особое место отводится созданию фирмой определенной ценности (блага) для своих потребителей, так как это оказывает решающее влияние на результат ее деятельности. Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется денежной суммой, которую последние готовы заплатить за ее товары или услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все затраты, необходимые для создания ценности.
Основной инструмент фирмы в создании системы ценностей — это ее долгосрочная стратегия, которая базируется на использовании конкурентного преимущества предприятия. Конкурентное преимущество — это то, что выигрышно отличает данное предприятие от его конкурентов и обеспечивает его превосходство на рынке. Оно базируется на конкурентоспособности и обычно связано либо с более высоким, чем у конкурентов, качеством товаров, либо с более низкими издержками их производства. Различают два основных вида рыночной стратегии предприятия.
Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны или выпускать на рынок сравнимые товары с меньшими, чем у конкурентов, издержками и получать большую прибылью как разницу примерно одинаковых цен и более низких затрат (стратегия меньших издержек), или создавать для покупателя большую ценность в виде нового качества товара, особых потребительских свойств, высокого уровня сервиса, что выражается в более высокой цене и при сравнимых с конкурентами издержках соответственно в более высокой прибыли (стратегия дифференциации).
Руководство фирмы должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из двух стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью экономических (производственных) ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности. Из этого, однако, не следует, что фирма, сделавшая ставку на более низкие издержки, не должна заботиться о приемлемом для потребителей качестве своих товаров и услуг. В свою очередь, предприятие, выбравшее стратегию дифференциации, не должно несоразмерно завышать цены по сравнению с конкурентами.
Выбирая
оптимальную для своей фирмы
рыночную стратегию, ее руководство
также должно решить, в какой сфере
конкуренции будет
После
того как конкурентная рыночная стратегия
и сфера конкуренции
Первый этап планирования — анализ внешней среды, т.е. экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).
Второй этап планирования — оценка возможностей фирмы действовать в этой среде (прежде всего с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов и реальных возможностей самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведения на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений. Третий этап — выбор вариантов развития фирмы.
Заключение
Основные выводы:
1.
Фирма — это такое