Бизнес-планирование как способ укрепления позиций предприятия сферы услуг города на рынке физкультурно – оздоровительных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:29, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основании изучения теоретических и практических аспектов разработке бизнес плана дать конкретные рекомендации по его совершенствованию в целях укрепления финансовых позиций предприятия.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты бизнес плана;
2. дать организационно – экономическую характеристику предприятия и раскрыть основные направления деятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Сущность, роль и функции планирования в финансово - хозяйственной деятельности предприятия 7
1.2. Значение бизнес - проектов. Структура бизнес плана и его характеристика 19
1.3. Особенности ценообразования на физкультурно-оздоровительные услуги 26
Выводы 31
2. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ФИТНЕС КЛУБ ОЛИМПИК» 32
2.1. Характеристика и основные направления деятельности ООО «Фитнес клуб Олимпик» 32
2.2. Анализ эффективности использования кадров ООО Фитнес клуб «Олимпик» 40
2.3. Оценка результатов деятельности ООО фитнес клуб «Олимпик» 48
Выводы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа (фитнес клуб).doc

— 906.00 Кб (Скачать)

    Основным  инструментом корпоративного стратегического планирования является бизнес –  план финансово-хозяйственной деятельности предприятия.  Корпоративное стратегическое планирование и разработка бизнес-плана характеризуются как соотношение целого и части. Бизнес-план разрабатывается в целях разработки программы по реализации долго-, средне- и краткосрочных целей и задач. 

    Таблица 2

    Итоговые (результирующие) параметры бизнес-плана

    Группа     Расчетные параметры
Показатели  коммерческой эффективности     Чистый  дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма рентабельности (IRR), индекс прибыльности (IP), период окупаемости (PB) и др.
Показатели  бюджетной эффективности     Объем налоговых поступлений в бюджеты, чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб), внутренняя норма рентабельности и индекс прибыльности (при реализации проекта за бюджетные средства), индекс доходности гарантий (ИДг) и д
Показатели  социальной эффективности     Показатели  увеличения занятости населения  от реализации проекта, объем отчислений в фонды социального страхования, расходы фирмы на социальное обеспечение и др.
Финансовые  коэффициент     Показатели  финансовой устойчивости, коэффициенты платежеспособности,  коэффициенты деловой активности, коэффициенты рентабельности
 

    Основными целями разработки бизнес-плана,  как  основного элемента в системе  корпоративного планирования, являются:

  • спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов;
  • определить конкретные направления деятельности фирмы,  целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;
  • определить лиц, ответственных за реализацию стратегии,  а также выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;
  • оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;
  • выявить соответствие имеющихся кадров фирмы,  условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
  • предусмотреть трудности и  «подводные камни», которые могут помешать практической реализации намеченных стратегических целей.

    Пренебрегая составлением бизнес-плана, российский менеджер может оказаться не готовым  к тем неприятностям, которые  ждут его на пути к успеху. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана и в трех случаях, когда ситуация на рынке меняется достаточно быстро, поскольку планирование деятельности фирмы сулит немало выгод:

  • заставляет руководителей фундаментально изучать перспективы фирмы;
  • позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
  • определяет показатели деятельности фирмы,  необходимые для последующего контроля реализации стратегии;
  • побуждает руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
  • делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;
  • четко формализует обязанности и ответственность всех линейных менеджеров.

    Главным достоинством бизнес - планирования является то, что бизнес-план дает однозначный и правильный ответ на самый важный для предпринимателя вопрос: стоит ли вкладывать в это деньги, принесет ли данный бизнес доходы, которые окупят все затраты ресурсов и усилий.

    В рамках бизнес - планирования деятельности или развития фирмы решаются следующие основные задачи:

  • осуществляется текущая оценка состояния фирмы с позиции организационно-управленческого и финансово-экономического подходов;
  • проводится стратегический анализ деятельности фирмы и перспектив ее развития с позиции оценки потенциальных возможностей;
  • осуществляется стратегическое целеполагание;
  • обосновывается целесообразность и экономическая эффективность конкретных вариантов развития фирмы;
  • обосновываются объемы и потребности в материальных, трудовых, финансовых ресурсах при реализации намеченных вариантов развития;
  • обосновывается модель поведения фирмы на рынке, учитываются возможные риски и факторы внешней среды.

    В зависимости от основных задач, закладываемых  в разработку бизнес-плана, могут  подразделяться цели его разработки, вид представления материалов и субъекты, заинтересованные в его разработке и реализации. В частности основными потребителями  (заинтересованными лицами) бизнес-плана могут быть:

  1. потенциальные инвесторы (как частные, так и институциональные);
  2. потребители продукции, которую производит фирма;
  3. стратегические партнеры и поставщики;
  4. сторонние организации,  предоставляющие фирме определенные услуги  (например,  лизинговые компании, консультационные фирмы, аудиторские фирмы и др.);
  5. потенциальные зарубежные и отечественные партнеры (в том числе и те партнеры,  с которыми планируется слияние или производственное кооперирование);
  6. государственные органы и структуры (при участии фирмы в конкурсе на размещение государственных инвестиционных средств,  государственных и муниципальных заказов, при необходимости получения лицензий и сертификатов и т.д.);
  7. внутренние потребители (сам менеджмент фирмы, линейные и функциональные менеджеры, фирменные филиалы и представительства и т.д.)

    Планирование  является неотъемлемой частью процесса управления и в концентрированном виде выражает будущее видение фирмы и те цели и задачи,  к которым она стремится. Очевидно, что каждый руководитель  (предприниматель) постоянно осуществляет планирование, связанное с определением перспективных потребностей фирмы в финансовых,  трудовых, производственных и материальных ресурсах.  Поэтому от качества планирования, его гибкости, учета внешних и внутренних факторов зависит будущий успех и эффективность принимаемых управленческих решений.

    Таким образом, планирование в рыночной экономике  имеет существенное значение с позиции  формирования долгосрочной программы  (стратегии) развития предприятия, через  увязывание внутренних ресурсов и возможностей организации с факторами внешней  среды, через прогнозирование рисков.

    Формы планирования.

    Субъекты  микроэкономики  (предприятия,  организации  и фирмы)  не только подчиняются  законам рынка  (например, закону стоимости,  спроса и предложения,  рыночного равновесия и др.), но и  стремятся к самостоятельному принятию решений, их поведение в большей мере является осознанным. Одним из инструментов осознанного поведения рыночных субъектов является планирование деятельности. \

    С точки зрения микроэкономики, планирование – это способ осуществления действий, основанный на сознательных,  волевых решениях микроэкономических субъектов; механизм, дополняющий рыночные законы.

    По  мнению многих специалистов,  хозяйственное  планирование заключается в обосновании  принятых фирмой экономических целей, выборе оптимальных путей их реализации, обосновании видов хозяйственной деятельности, объемов и сроков производства,  используемых технологий,  использования ограниченных производственных ресурсов. Таким образом,  планирование хозяйственной деятельности фирмы служит основой для реализации таких функций менеджмента, как целеполагание, организация, учет, контроль, регулирование и стимулирование.

    Сущность  и специфика хозяйственного планирования позволяет выделить две формы  планирования:

  • планирование деятельности фирмы на рынке (внешнее);
  • внутрифирменное (внутрикорпоративное) планирование.

    Эти два аспекта планирования тесно  взаимосвязаны.

    Планирование  деятельности фирмы на рынке связано  с учетом рыночных законов и законов  микроэкономики, их интерпретацией в  соответствии с целевыми установками и задачами фирмы, ее положением на рынке, особенностями и характеристиками целевого рынка  (конкретной рыночной ниши, в которой работает фирма). Рыночное планирование деятельности фирмы направлено на внешних субъектов – потребителей, конкурентов, поставщиков. В концентрированном виде оно выражается в разработке и реализации маркетинговой стратегии.

    Внутрифирменное планирование основано на том, что во внутренней среде фирмы механизм цен почти полностью вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями предпринимателей и менеджеров. Предприниматель осознанно определяет основные направления внутрифирменной деятельности в соответствии с целями и задачами деятельности фирмы на рынке. То есть, внутренняя природа фирмы в целом основывается на системе плановых решений. Работники как участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий,  характерную для самостоятельных и независимых друг от друга субъектов рынка. Их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.  Планирование как система волевых,  сознательно принимаемых решений,  вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы. Это происходит из-за того, что ограниченные размеры фирмы позволяют контролировать действия, происходящие внутри ее, и таким образом сводить к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия.

    Используя внешнее и внутреннее планирование,  фирма устраняет неоправданные  дополнительные издержки, оптимизирует структуру использования внутренних ресурсов, более успешно адаптируется к изменениям внешней среды.

    Место планирования в управленческом цикле.

    Планирование  представляет собой одну из стадий управленческого цикла  (рис. 2), который  можно разбить на три ключевых стадии: анализ – планирование –  исполнение. Все стадии управленческого цикла включают как внешнее, так и внутреннее планирование, в результате чего становится возможным сопоставление внутренних возможностей и резервов фирмы и факторами внешней среды.

    

    Рис. 2. Стадии управленческого цикла

    В западных методиках управленческий цикл рассматривается как цикл PDCA (plan – do – check – act), определяющий последовательность шагов и принятии управленческих решений и в целом при осуществлении процесса управления фирмой.

    Модель PDCA включает следующую последовательность шагов:

  1. планирование – на данном этапе разрабатывается план действий, иногда может быть сформулирована просто цель, которую необходимо достичь;
  2. выполнение разработанного плана действий (поставленной цели);
  3. контроль – проверка выполняемости намеченного плана (реализуемости цели) в процессе его практического воплощения;
  4. действие – разработка мероприятий в области стандартизации и закреплению достигнутых положительных изменений (поддержка запланированных улучшений).

    Управленческий  цикл PDCA направлен и ориентирует  фирму на генерирование постоянных улучшений. Это модель управления для интеллектуальных организаций, находящихся в постоянном совершенствовании и адаптирующиеся к факторам внешней среды.

    Для поддержки запланированных улучшений  используется также цикл SDCA (standardize – do – check – act)2. Данный управленческий цикл используется для углубления управленческих инноваций, полученных в результате реализации цикла PDCA. В частности в качестве стартового этапа в цикле SDCA используется уже стандартизированное и закрепленное улучшение. На его основе создаются новые улучшения и усовершенствования в деятельности фирмы.

    Модель SDCA включает следующие шаги:

  1. стандартизация улучшений, достигнутых в результате завершения цикла PDCA (в результате реализации намеченного плана действий);
  2. повторное выполнение (повторение) управленческой операции уже с учетом нового стандарта (нового улучшения) для его закрепления;
  3. проверка соответствия новых полученных результатов в результате повторного выполнения управленческой операции на предмет соответствия новому стандарту;
  4. действие, направленное либо на поддержку и дальнейшее использование управленческой операции, либо ее корректировка до соблюдения нового стандарта.

Информация о работе Бизнес-планирование как способ укрепления позиций предприятия сферы услуг города на рынке физкультурно – оздоровительных услуг