Антимнопольная политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Девятнадцать лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г.

Работа содержит 1 файл

Анти.docx

— 72.29 Кб (Скачать)

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых  странах капитала появились  начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых  предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль  и захватив прочные и монопольные  позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется  это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

1.3 Монопольная цена. Конкуренция.

 

 

Особого внимания  требует  вопрос ценовой политики монополистических  образований. Последние, как уже  говорилось выше, используя свое монополистические  положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать  их. Вследствие этого появляется новая  разновидность цены — монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена расчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

Особенность монопольной цены заключается  в том, что она сознательно  отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней  или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

Отличают монопольную высокую  и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению  к мелким производителям, которые  тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение  продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое  основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.

Структура монопольной цены может  быть представлена формулой:

Рмон.= Р1 + Р2 +Р3,

где Р1 — средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции; Р2 — обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения; Р3 — монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей. Поэтому существуют барьеры, препятствующие вступлению в отрасль других предпринимателей, например:

1. Эффект масштаба. Высокоэффективное  производство с низкими издержками  достигается в условиях крупного  производства, обусловленного монополизацией  рынка. Новым конкурентам трудно  войти в такую отрасль, т.к.  это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более  низкие издержки производства, в  состоянии на время снизить  цену продукции, чтобы уничтожить  конкурента.

2. Исключительные права. В ряде  стран Европы и Америки правительство  предоставляет фирмам статус  единственного продавца (транспортные  услуги, связь, газоснабжение). Но  взамен на эти привилегии правительство  сохраняет за собой право регулировать  действие таких монополий, чтобы  исключить злоупотребление властью,  защитить интересы немонополизированных  отраслей и население.

3. Патенты и лицензии. Правительство  гарантирует патентную защиту  новым продуктам и производственным  технологиям, что обеспечивает  производителям монопольные позиции  на рынке и на определенный  промежуток времени гарантирует  их исключительные права.

4. Собственность на важнейшие  виды сырья. Некоторые компании  являются монополистами благодаря  безраздельному владению источниками  производственного ресурса, необходимого  для производства монополизированного  продукта. Так, «Алюминиум компани  оф Америка» является владельцем  всех основных источников бокситов. Довольно длительное время канадская  компания «Инко» контролировала  около 90% известных мировых запасов  никеля. Большинство алмазных рудников  контролируется южноафриканской  компанией «Де Бирс».

Следует учитывать и то, что монополия  может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать  реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэлластичный  спрос. На и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

Одним из вариантов ценового поведения  на олигополистических рынках является “лидерство в ценах”. Существование  нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовой  конкуренции привела бы только к  общим потерям. У олигополистов  есть общий интерес для удержания  единых цен и недопущения “ценовых войн”. Это достигается с помощью  негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера. Последняя — это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что “фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен”*.(*См. Самуэльсон П. “Экономикс” с. 531)

Возможны и другие варианты ценовой  политики, не исключая прямого соглашения между олигополистами. Цена природных  монополистов находится под контролем  государства. Правительство постоянно  проверяет цены, устанавливает предельные границы, исходя из необходимости обеспечить определенный уровень рентабельности фирмы, возможностей развития и т.д.

Конкуренция

Особого рассмотрения требует соотношение  конкуренции имонополии в современной  экономике. Конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.

Может показаться, что монополия и конкуренция  совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить  свободную конкуренцию, а конкуренция  подрывает чье-либо господство на рынке.

Монополия находится  в сложной противоречивой взаимосвязи  с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической  группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество –  стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись  своей цели, начинает господствовать на рынке. Поэтому можно сделать  вывод, что монополия порождает  конкуренцию, а конкуренция –  монополию.

Конкуренции в  конце прошлого столетия нанесен  значительный удар со стороны монополий. Стремительная монополизация хозяйственной  жизни спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции  как таковой. Однако общество быстро оценило пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило перехода ее состояния в критическое положение.

В современных условиях крупные  капиталистические объединения  не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.

Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические  объединения и ведут тяжелое  противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в  числе конкурентов иностранные  компании, приникающие на внутренний рынок.

Конкуренция (лат. «конкурро» - сталкиваться) – соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие условия  производства, купли и продажи  товаров. Такое столкновение неизбежно  и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью  каждого производителя, его полной зависимостью от коньюктуры рынка, противоборством  со всеми другими товаровладельцами  в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое  процветание  - экономический закон  товарного хозяйства.

Конкуренция – это война «против  всех». На рынке сражение ведется  на 3-х фронтах.

1 фронт – конкуренция среди  продавцов. Все они хотят продать  свои продукты подороже. Но когда  соперничество между ними обостряется,  побеждает тот, кто сбывает  товары подешевле, чтобы стимулировать  покупательский спрос. Иногда  применяется демпинг – продажа  товаров по чрезвычайно низким (бросовым) ценам.

2 – между покупателями, которые  стремятся приобрести вещи по  меньшей цене. Когда между ними  разогревается острое соперничество,  то побеждает тот (покупает  больше), кто предложил более высокую  цену по сравнению с рыночной.

3 – между продавцами и покупателями, стоящими на противоположных  позициях в отношении уровня  цен. В результате борьбы в  данный момент на рынке устанавливается  общая (равная) цена на однородные  продукты, обладающие одинаковым  качеством. Конкуренция здесь  выступает как сила, уравнивающая  рыночные цены.

Свободная конкуренция, которая ведется  посредством сбивания цен, заставляет всех товаропроизводителей следовать  единой линии хозяйственного поведения. Рыночное соперничество к успеху, если товаровладелец заботится о  том, чтобы сохранить и расширить  производство, усовершенствовать его  технику и организацию. Тогда  он применяет эффективные экономические  методы борьбы с соперниками: снижает  стоимость своих товаров (путем  повышения производительности  труда  и уменьшения производственных затрат), повышает их качество, расширяет ассортимент  продукции, улучшает торговое и послеторговое  обслуживание покупателей.

Если повнимательней присмотреться  к конкурентам, то среди них можно  заметить смелых предпринимателей, которые рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования производственных ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно – техническому и экономическому прогрессу.

На Западе различают совершенную  конкуренцию (при которой никто из соперников не в состоянии влиять на рыночную цену. Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказать заметного влияния на рыночную цену, но должна соглашаться с ценой, принимать ее как заданный параметр.

Информация о работе Антимнопольная политика РК