Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа
Девятнадцать лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г.
установлением конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности субъектов;
завершается вынесением индивидуального юридического акта – предписания или решения.
Формы
и методы государственного антимонопольного
и ценового регулирования деятельности
субъектов во всех сферах экономики
различны, а их совокупность составляет
ценовую и антимонопольную
Агентство по защите конкуренции создано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2007 года № 425 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан».
Действующая структура Агентства состоит из пяти департаментов и семи территориальных подразделений (межрегиональные инспекции), которые созданы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2008 года № 141. Структура, в целом, отвечает достижению поставленных перед государственным органом задач.
2.2 Совершенствование антимонопольного законодательства в сфере естественной монополий.
Ценовая политика – комплекс мер,
принимаемых государством для обеспечения
паритетности интересов продавцов
и покупателей товаров, работ
и услуг на рыночном пространстве.
Ценовое регулирование в
До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды товаров и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке тарифов на уровень инфляции.
В 1992-1994 гг. регулирование цен было ослаблено. К концу 1994 г. возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на электроэнергию, природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.
С выходом постановления
Эти меры позволили замедлить
темпы роста цен в отраслях,
относящихся к сфере
Правовую основу государственного
антимонопольного регулирования в
сфере естественных монополий составляют:
Закон Республики Казахстан "О
естественных монополиях", принятый
во второй половине 1998 года Парламентом
Республики Казахстан. В рамках реализации
этого Закона разработаны ряд
нормативных актов
Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических условий производства и предоставления данного вида услуг.
Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности:
- транспортировка нефти и
- транспортировка газа и
- передача и распределение
- эксплуатация железнодорожных магистралей;
- услуги аэронавигации, портов, аэропортов;
- услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий;
- услуги водохозяйственной и канализационной систем;
- услуги почтовой связи;
- иные виды, установленные
В сфере естественной монополии действует особый субъектный состав участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии.
Стороны правоотношений наделены взаимными
юридическими правами и обязанностями,
закрепленными в
В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии установлен ряд запретов. Это оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с предоставлением услуг, владеть акциями других коммерческих организаций и др.
Органы по регулированию естественных монополий наделены важными полномочиями:
1) государственное регулирование;
2) контроль за соблюдением
3) применение мер по пресечению нарушений.
К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:
принимать решения о включении
в Государственный регистр
принимать обязательные для субъектов естественной монополии решения о введении, изменении или прекращении государственного регулирования.
Политика
содействия конкуренции и антимонопольное
регулирование экономических
В 2006 году принята Программа развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 годы, разработанная во исполнение Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира".
В настоящее время развитие государственной антимонопольной политики вступает в новый этап. По поручению Главы государства в октябре 2007 года создано Агентство по защите конкуренции. На Агентство возложены задачи по борьбе с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями доминирующим и монопольным положением, по созданию необходимых условий для развития добросовестной конкуренции.
Вместе с тем, в Республике Казахстан еще не созданы достаточные условия для развития конкуренции. Так, удельный вес монополистов в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке с долей доминирования от 70 до 100 процентов составляет 65 %.
Наиболее монополизированными являются топливно-энергетический комплекс, сфера транспорта и связи. Так, в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение, 182 субъекта ТЭК, 154 – в сфере транспорта и связи.
С каждым годом увеличивается количество нарушений антимонопольного законодательства, в том числе злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений и согласованных действий, приводящих к ограничению конкуренции на товарных рынках. Так, в 2007 году антимонопольным ведомством к административной ответственности за различные нарушения было привлечено 205 субъектов рынка (5 в 2006 году), вынесено 485 (57) предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Взысканная сумма в бюджет государства за нарушение антимонопольного законодательства составила 106,1 млн. тенге (2,8 млн. тенге).
О
недостаточности принимаемых
На сегодняшний день отсутствует эффективная система информирования участников рынка, государственных органов, общества в целом вопросов защиты конкуренции (адвокатирование конкуренции). Эффективная защита и пропаганда конкуренции невозможна там, где нет всеобщего понимания целей и выгод конкуренции. Хотя деятельность антимонопольного органа Казахстана довольно часто освещается в прессе, это освещение имеет тенденцию быть кратким и часто ограничивается просто сообщением о предпринятом действии или принятом решении. Следствием низкой информированности общества по вопросам конкуренции может являться рост нарушений антимонопольного законодательства.
Не на должном уровне находится
антимонопольная нормативная
В настоящее время для выявления и пресечения ценовых сговоров, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений доминирующим и монопольным положением применяется комплекс мер. Вместе с тем, существующие способы и методы борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства не способствуют их оперативному выявлению, принятию предупредительных мер. Кроме того, с ограниченной штатной численностью антимонопольный орган может выявлять лишь небольшую часть указанных нарушений. Охват анализом групп товарных рынков в 2007 году составил около 3%.
Указанные факты требуют применения новых подходов в предупреждении и пресечении нарушений антимонопольного законодательства, повышении качества работы.
При этом пресечение правонарушений
антимонопольного законодательства невозможно
без информационного содействия
других государственных органов. Необходимая
для проведения расследований и
анализов товарных рынков информация,
имеющаяся в распоряжении других
государственных органов, не всегда
предоставляется в
Своевременный
и оперативный анализ товарных рынков
является необходимым условием эффективного
контроля концентрации и своевременного
выявления нарушений с
По
результатам проводимых анализов выявляются
барьеры для «входа» на рынок
новых компаний, к которым можно
отнести государственное