Антимнопольная политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Девятнадцать лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г.

Работа содержит 1 файл

Анти.docx

— 72.29 Кб (Скачать)

установлением конкретных правовых последствий  – субъективных прав, обязанностей, ответственности субъектов;

завершается вынесением индивидуального  юридического акта – предписания  или решения.

Формы и методы государственного антимонопольного и ценового регулирования деятельности субъектов во всех  сферах экономики  различны, а их  совокупность составляет ценовую и антимонопольную политику.                                                                        

Агентство по защите конкуренции создано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2007 года № 425 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан».

Действующая структура Агентства состоит  из пяти департаментов и  семи территориальных подразделений (межрегиональные инспекции), которые созданы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2008 года № 141. Структура, в целом, отвечает достижению поставленных перед государственным органом задач.

 

 

 

2.2 Совершенствование  антимонопольного законодательства в сфере естественной монополий.

 

 

Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых государством для обеспечения  паритетности интересов продавцов  и покупателей товаров, работ  и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло несколько этапов.

До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды товаров и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке тарифов на уровень инфляции.

В 1992-1994 гг. регулирование цен было ослаблено. К концу 1994 г. возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на электроэнергию, природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.

С выходом постановления Правительства  от 19 октября 1994 года № 1171 "О регулировании  цен на продукцию хозяйствующих  субъектов естественных монополистов", началась работа по регулированию цен  предприятий - естественных монополистов. Было запрещено пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Установлен контроль над уровнем монопольно высокой прибыли. При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы  структуры, дублирующие основную деятельность.

 Эти меры позволили замедлить  темпы роста цен в отраслях, относящихся к сфере естественной  монополии, и в экономике в  целом. В 1995-1997 гг. отменено регулирование  цен на продовольственные товары. Прекращено регулирование уровня  рентабельности монополистов, работающих  на конкурентном рынке. Демонополизированы  национальные акционерные компании, государственные национальные компании  и другие организационно-управленческие  образования, объединяющие родственные  предприятия и ограничивающие  конкуренцию. Усилилась активная  деятельность государства, направленная  на расширение конкурентно-рыночного регулирования, что способствовало стабилизации цен и финансового положения республики. Было прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Население, в основном, стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости этих услуг. Отсутствие законодательно закрепленного понятия - "естественная монополия", не говоря уже о методических приемах определения уровня цен, ограничивало возможности регулирующего органа.

Правовую основу государственного антимонопольного регулирования в  сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан "О  естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом  Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд  нормативных актов межведомственного  характера, прошедших регистрацию  в установленном порядке в  Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том числе: "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых  при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии", "Правила закупки материальных и финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе", "Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии", "Инструкция по применению экономических  санкций за нарушение государственной  дисциплины цен", "Правила формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии  Республики Казахстан", что существенно  позволили стабилизировать экономику  Республики.

Естественная монополия - состояние  рынка услуг (товаров), при котором  создание конкурентных условий для  удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических  условий производства и предоставления данного вида услуг.

Правоотношения, возникающие на рынке  услуг субъектов естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в Республике Казахстан  относятся следующие виды деятельности:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа и газового  конденсата по магистральным  и распределительным трубопроводам;

- передача и распределение электрической  и тепловой энергии;

- эксплуатация железнодорожных  магистралей;

- услуги аэронавигации, портов, аэропортов;

- услуги телекоммуникаций с  использованием сети местных  линий;

- услуги водохозяйственной и  канализационной систем;

- услуги почтовой связи;

- иные виды, установленные законодательными  актами Республики Казахстан.

В сфере естественной монополии  действует особый субъектный состав участников правоотношений, который  включает потребителей и субъектов  естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические  лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством  товаров, работ и (или) предоставлением  услуг потребителям в условиях естественной монополии.

Стороны правоотношений наделены взаимными  юридическими правами и обязанностями, закрепленными в законодательном  порядке. В данном случае, потребитель  услуг наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным Антимонопольным  органом и обязанностью в своевременной  оплате. На субъекта естественной монополии  возлагается юридическая обязанность  по обеспечению качественного всеобщего  обслуживания потребителей услуг, предоставлению равных условий для всех и право  по установлению обязательных технических  требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного органа и  охраняются в необходимых случаях  принудительной силой. Если нарушается мера свободы правомочных или  обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению.

В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии  установлен ряд запретов. Это оказывать  услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или  на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с  предоставлением услуг, владеть  акциями других коммерческих организаций  и др.

Органы по регулированию естественных монополий наделены важными полномочиями:

1) государственное регулирование;

2) контроль за соблюдением действующего  законодательства;

3) применение мер по пресечению  нарушений.

К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций  в сфере естественных монополий, относятся следующие:

принимать решения о включении  в Государственный регистр субъектов  естественных монополий либо об исключении из него;

принимать обязательные для субъектов  естественной монополии решения  о введении, изменении или прекращении  государственного регулирования.

Политика  содействия конкуренции и антимонопольное  регулирование экономических процессов  вошли в число приоритетных направлений  экономического развития Казахстана. Долгосрочные ориентиры развития, укрепления конкурентноспособной экономики заложены в 1997 году в Стратегии развития Казахстана до 2030 года.

В 2006 году принята Программа развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 годы, разработанная  во исполнение Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира".

В настоящее время развитие государственной  антимонопольной политики вступает в новый этап. По поручению Главы  государства в октябре 2007 года создано  Агентство по защите конкуренции. На Агентство возложены задачи по борьбе с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями доминирующим и монопольным положением, по созданию необходимых условий для развития добросовестной конкуренции.

Вместе  с тем, в Республике Казахстан  еще не созданы достаточные условия для развития конкуренции. Так, удельный вес монополистов в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке с долей доминирования от 70 до 100 процентов составляет 65 %.

Наиболее  монополизированными являются топливно-энергетический комплекс, сфера транспорта и связи. Так, в Государственном реестре  субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение, 182 субъекта ТЭК, 154 – в сфере транспорта и связи.

С каждым годом увеличивается количество нарушений антимонопольного законодательства, в том числе злоупотребление  доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений и согласованных  действий, приводящих к ограничению  конкуренции на товарных рынках. Так, в 2007 году антимонопольным ведомством к административной ответственности за различные нарушения было привлечено 205 субъектов рынка (5 в 2006 году), вынесено 485 (57) предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Взысканная сумма в бюджет государства за нарушение антимонопольного законодательства составила 106,1 млн. тенге (2,8 млн. тенге).

О недостаточности принимаемых мер  по защите конкуренции свидетельствует  положение Казахстана в рейтинге Глобальной конкурентноспособности Всемирного экономического форума 2007 – 2008 годы,  по которому в 2007 году занял 81 место  по субиндексу «эффективность антимонопольной  политики», 74 место по субиндексу «интенсивность местной конкуренции» по компоненту «эффективность товарных рынков».

На  сегодняшний день отсутствует эффективная система информирования участников рынка, государственных органов, общества в целом вопросов защиты конкуренции (адвокатирование конкуренции). Эффективная защита и пропаганда конкуренции невозможна там, где нет всеобщего понимания целей и выгод конкуренции. Хотя деятельность антимонопольного органа Казахстана довольно часто освещается в прессе, это освещение имеет тенденцию быть кратким и часто ограничивается просто сообщением о предпринятом действии или принятом решении. Следствием низкой информированности общества по вопросам конкуренции может являться рост нарушений антимонопольного законодательства.

Не на должном уровне находится  антимонопольная нормативная правовая база. Отсутствует система подготовки и переподготовки кадров для антимонопольного ведомства.

В настоящее время для выявления  и пресечения ценовых сговоров, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений доминирующим и монопольным положением применяется  комплекс мер. Вместе с тем, существующие способы и методы борьбы с нарушениями  антимонопольного законодательства не способствуют их оперативному выявлению, принятию предупредительных мер. Кроме  того, с ограниченной штатной численностью антимонопольный орган может  выявлять лишь небольшую часть указанных  нарушений. Охват анализом групп товарных рынков в 2007 году составил около 3%.

Указанные факты требуют применения новых подходов в предупреждении и пресечении нарушений антимонопольного законодательства, повышении качества работы.  

При этом пресечение правонарушений антимонопольного законодательства невозможно без информационного содействия других государственных органов. Необходимая  для проведения расследований и  анализов товарных рынков информация, имеющаяся в распоряжении других государственных органов, не всегда предоставляется в антимонопольный  орган.

Своевременный и оперативный анализ товарных рынков является необходимым условием эффективного контроля концентрации и своевременного выявления нарушений с антимонопольного законодательства.

По  результатам проводимых анализов выявляются барьеры для «входа» на рынок  новых компаний, к которым можно  отнести государственное регулирование  цен, неразвитость передающих сетей  и аффилиированность субъектов, действующих на том или ином рынке.

Информация о работе Антимнопольная политика РК