Антимнопольная политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Девятнадцать лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г.

Работа содержит 1 файл

Анти.docx

— 72.29 Кб (Скачать)

Участники конкурентного рынка  имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление  о цене, технологии производства, возможной  прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может  начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Колебания цены могут быть довольно интенсивными – сравните цену яблок  в конце лета и весной – но разница в цене это не результат  действия отдельных продавцов, а  процесс взаимодействия спроса и  предложения на рынке.

Несовершенная конкуренция (когда  лишь несколько крупных фирм –  обычно четыре в основном производят определенный товар). Монополии имеют  большее влияние на рыночную цену, чем все конкуренты.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется  хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве рынков большая часть  продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие  в своих руках значительную часть  рыночного предложения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок-1 Типы конкуренций.

Несовершенную конкуренцию делят  на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

В развиты капиталистических странах  и развивающихся странах, достигших  значительного индустриального  уровня (Южная Корея, Сингапур, Гонконг  и другие) имеет место внутриотраслевая конкуренция между монополиями, производящими однородные продукции. В такую борьбу ввязываются сильные  иностранные соперники. Конкуренция  ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым фронтом столкновений является соперничество монополий с немонополизированными  предприятиями (которые получили название «аутсайдеры»). Аутсайдеры не могут  на равных бороться с крупными объединениями  за более выгодные условия изготовления и реализации товаров.

Высокие цены, по которым в отрасли  сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют  и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия  по столь выгодным ценам. А в итоге  соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями  ведут к некоторому снижению отраслевых цен.

Внутриотраслевое противоборство развертывается и между немонополизированными  фирмами, в том числе  между  массой мелких собственников.

Соперничество небольших фирм возможно в виде традиционной свободной  (или  совершенной) конкуренции. Однако конкуренция  между аутсайдерами в развитых странах  охватывает лишь незначительную долю народного хозяйства удельный вес  немонополизированного сектора  в общем выпуске продукции  сравнительно невелик. Поэтому соперничество  здесь оказывает ограниченное влияние  на совершенствование производства продукции.

Между крупными объединениями ведется  межотраслевая конкуренция, в результате которой капитал переходит из менее доходных видов производства в более прибыльные. Крупный капитал  стремится укрепить свое положение  в экономике путем захвата  позиций в других подразделениях хозяйства. В результате усиливается  межотраслевая конкуренция и  подрывает позиции монополий  старожилов, а установленные ими  высокие цены несколько снижаются.

Конкуренция между монополиями  порождает обостренные формы  противоборства. Так монополистические  объединения могут лишить противников сырья, рынков сбыта, кредитов и т.д. Нередко применяются и недозволенные приемы (вплоть до применения динамита, физической расправы, с помощью гангстеров). Все больше используются неэкономические методы конкурентной борьбы: переманивание специалистов, финансовые махинации, борьба за правительственные  заказы, промышленный шпионаж и многое другое.

В современное время широко распространена неценовая конкуренция. Неценовая  конкуренция. В странах Запада государство  вмешивается в хозяйственную  деятельность монополий. Оно устанавливает  контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень  цен в высококонцентрированных  отраслях, где сильнее всего развита  монополизация. Специальные государственные  органы наблюдают за  ценами, объемами производства, входом и выходом из отраслей. Они способствуют выполнению антимонопольного законодательства.

В результате  в экономике преобладают  олигополии (греч. олигос- немногий, полео  – продаю), т.е. основная масса товаров  сосредоточена у нескольких фирм. Например: автомобильная промышленность США, где 3 гиганта – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» производят свыше 90% всей продукции.

Олигополия нередко различными путями (посредством лидерства в  ценах, тайного соглашения) обходят  антимонопольные  законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают выгодные им цены. В силу этого в  ход пускается неценовая конкуренция. Соперничество ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более  эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг  и гарантий   покупателям, условий  оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось  воздействие научных достижений на  характер  и качество выпускаемой  продукции и возросла общественная роль и значимость торговой рекламы. Необычная состязательность вызывает дифференциацию продуктов (изготавливается  множество видов колбасы, макарон  и др. продуктов), а  покупатель получает возможность выбора среди большинства  одноименных товаров.

Ценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи  и стоимости, т.к. на рынке господствует  установленная олигополией высокая  цена, то она не может совершать  прежнее движение вокруг стоимости  товара.

Рост  рыночных цен обусловлен увеличением  расходов на торговую рекламу. Реклама  широко используется для искусственной  дифференциации продуктов, вызывается интересами конкурентной борьбы крупных  фирм. Каждая с их помощью рекламы  создает рынок на производимую ею разновидность  продукта.

Реклама фирм призвана навязать потребителю  определенную марку изделия, создать  у него устойчивое предпочтение и  привязанность к определенной товарной марке. Если фирма рассчитывает, что  потребитель не сможет определить качество вещи (например, фармацевтических препаратов), то она широко использует практику намеренной фальсификации, ухудшения ее качества.

 

 

 

 

2.Антимонопольная политика на современном этапе

 

2.1 Антимонопольное законодательство

 

 

Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

Антимонопольное законодательство в  Республике Казахстан имеет недолгую историю и находится на пути становления. Практически во всех сферах  экономики  оно требует доработанности. В  настоящее время правовую  основу антимонопольного законодательства составляют:

Конституция Республики Казахстан;

Закон Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической  деятельности» от 11 июня 1991г.;

Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998г.;

Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г.;

Закон  Казахской ССР «О защите прав потребителей» от 5 июня 1991г.;

Кодекс Республики Казахстан «Об  административных правонарушениях»;

Указы Президента Республики Казахстан;

Постановления Правительства Республики Казахстан, нормативные документы  межведомственного характера.

Указанные нормативно-правовые акты обеспечивают антимонопольное регулирование, формами  которого является  нормативное  и правовое воздействие. Нормативное  регулирование - это правовой режим  поведения хозяйствующих субъектов  на рынке и государственный контроль за ним. Правовое воздействие состоит в воздействии на правоотношения между субъектами предпринимательской деятельности с помощью правовых норм.

Так, ст.26 Конституции РК утверждает правовые основы, регулирующие  развитие конкуренции, определяет, что «каждый  имеет право на свободу предпринимательской  деятельности, свободное использование  своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается».

11 июня 1991г. в Казахстане принят  Закон «О развитии конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности». Данный закон принят  в целях поддержания и развития  конкуренции, защиты интересов  потребителей.

Антимонопольное законодательство Казахстана, естественно, отличается от аналогичного законодательства развитых стран. Это  обусловлено спецификой переходного  периода к рыночной экономике. Антимонопольные  Законы в Западной Европе,  решают в основном задачи по охране конкуренции. В Казахстане, как и других странах  СНГ, помимо «Классических» задач антимонопольной  политики решают задачу создания условий  для развития конкуренции. По своим  целевым установкам Антимонопольный  закон наиболее близок к  моделям  антимонопольного законодательства стран  бывшего СССР. С помощью антимонопольного законодательства  предполагается  противодействовать имеющим место  противоправным проявлениям, в частности, по предупреждению и ограничению  монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство действует  на всей территории Республики Казахстан. Он регулирует отношения, в которых  участвуют органы государственной  власти и управления, организационно-управленческие образования, хозяйствующие субъекты, независимо от форм их собственности  и подчиненности. Закон не распространяется  на отношения, связанные с  объектами  исключительных прав: изобретениями, промышленными  образцами, товарными знаками, авторскими правами, за исключением случаев, когда  эти права используются в целях  ограничения конкуренции.

Антимонопольное законодательство включает в себя нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные  по содержанию отношения, с использованием норм материального и процессуального  права. Нормы материального права  устанавливают права и обязанности  участников правоотношений, определяя  их содержательную сторону. Нормы же процессуального права  устанавливают  права и обязанности уполномоченных органов государственной власти  и управления, хозяйствующих субъектов  по реализации норм материального права, в частности вынесения и исполнения предписаний, решений антимонопольного органа. Предписания и решения  выносятся антимонопольным органом с целью ограничения, пресечения и предупреждения    противоправных действий  субъектов правоотношений.

Исходя из этого, можно сделать  вывод, что антимонопольное законодательство Республики Казахстан несет в  себе ограничительную, предупредительную  и пресекательную функции.  Вместе с тем, закон предусматривает  и созидательные меры: нормы, предусматривающие  формы и порядок разукрупнения  монополистических структур и организационно-управленческих образований.

Акты антимонопольного законодательства  регулируют отношения в различных  сферах экономики: в сфере естественной монополии, конкурентной сфере и  государственной монополии.

Так, Закон Республики Казахстан  «О естественных монополиях», принятый Парламентом Республики Казахстан 9 июля 1998г. регулирует деятельность субъектов  естественной монополии. Закон Республики Казахстан   «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г. определяет действия, признающиеся недобросовестной конкуренцией, устанавливает механизм предотвращения и устранения недобросовестной конкуренции, а также ответственность  за недобросовестные действия. Закон  Республики Казахстан «О защите прав потребителей» закрепляет правовые, экономические и социальные основы, а также гарантии защиты прав потребителей. 

Таким образом, антимонопольное законодательство - это совокупность нормативно-правовых актов, целью реализации которых  является развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, регулирование деятельности субъектов  естественной монополии и защиты прав потребителей.

Антимонопольное регулирование  имеет  следующие признаки:

осуществляется уполномоченным органом  – Агентством Республики Казахстан  по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержки  малого бизнеса, который наделен  функциями государственного управления;

Информация о работе Антимнопольная политика РК