Антимнопольная политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Девятнадцать лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г.

Работа содержит 1 файл

Анти.docx

— 72.29 Кб (Скачать)

Развитию добросовестной конкуренции  и ограничению монополистической  деятельности препятствует должное взаимодействие между центральными и местными исполнительными органами. Опасными для конкуренции являются внутренние действия государственных центральных и местных исполнительных органов, носящие селективный характер. Органы государственной власти могут наносить серьезный ущерб конкуренции, создавая для определенных предприятий различные барьеры доступа на рынок, дискриминационные или, наоборот, льготные условия деятельности компаний, предоставляя необоснованные эксклюзивные права или поддерживая неэффективные предприятия.

В связи с изложенным, Агентство  стратегическим направлением для себя определяет создание условия для развития конкуренции.

Принимаются меры по укреплению и повышению профессионального  уровня кадрового состава органа. На постоянной основе проводятся семинары с привлечением международных экспертов  Европейского союза, Европейского Банка  Реконструкции и Развития, проходят курсы повышения квалификации государственных  служащих в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Проводится  работа по гармонизации, совершенствованию антимонопольного законодательства.  Разработан проект Закона Республики Казахстан прямого действия  «О конкуренции», внесение которого в Парламент произошло в 2008 году.

Укрепляется сотрудничество с антимонопольными ведомствами зарубежных стран и  международными организациями по защите конкуренции.  Внедряется система информирования (адвокатирование конкуренции), направленная на пропаганду защиты и развития конкуренции в практику работы государственных органов, в обычаи делового оборота субъектов рынка, путем публикации информационных материалов, проведения курсов, семинаров, конференций.

Реализация  стратегического направления в  области защиты конкуренции требует  концентрации усилий не только Агентства, но и других местных и центральных  исполнительных органов. Становится необходимым  усиление межсекторального и межведомственного  взаимодействия в вопросах развития и защиты конкуренции. В данном направлении  Агентством проводится работа по разработке и принятию совместных приказов с  центральными государственными органами. Разрабатывается рейтинг местных  исполнительных органов по развитию конкуренции в регионах.

По  результатам анализов товарных рынков вносятся предложения центральным  государственным исполнительным органам  по развитию конкуренции и устранению барьеров доступа на рынок. В правоохранительные органы направляются  материалы  по фактам нарушений антимонопольного уголовного законодательства.

Стратегическое

направление

Мероприятия, требующие  межотраслевой координации

Создание условий для развития конкуренции

МЮ, МЭБП – проведение инвентаризации законодательства на предмет выявления барьеров для развития конкуренции

АРЕМ, АИС – усиление контроля по предоставлению доступа к инфраструктуре субъектов естественной монополии

МЭМР, МТК, МСХ, МИТ, АИС, АРЕМ – принятие мер по развитию конкуренции в отраслях, устранение барьеров Акиматы областей и городов Алматы, Астана - принятие мер по развитию конкуренции в регионах


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, за сравнительно небольшой  срок перехода Республики Казахстан  к цивилизованному рынку, законодательство обогатилось достаточно стройной системой правовых норм, регулирующих деятельность субъектов всех сфер экономики, множественность  и специфичность которых позволяют  выделить их в самостоятельную подотрасль.

Система государственного антимонопольного регулирования формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. И в нашем  государстве решена задача правового  регулирования субъектов всех сфер экономики. В сфере естественной монополии государственное правовое регулирование осуществляется посредством  установления цен (тарифов) и особым порядком формирования затрат на оказываемые  услуги. Государственное регулирование  в конкурентной сфере экономики  сводится лишь к ограниченному набору действий, направленных на обеспечение  соблюдение правил свободной конкуренции  всеми субъектами рынка независимо от форм собственности и структурно-правовых форм организации деятельности. Деятельность учреждений сферы государственных  монополий находится под жестким  контролем Антимонопольных органов, а порядок утверждения тарифов  устанавливается в строгом соответствии с ценовой и антимонопольной  политикой.                Центральной проблемой, общей для большинства субъектов естественных монополий независимо от сектора, в котором они осуществляют свою деятельность, является недостаточное инвестирование в модернизацию активов предприятий. Отчасти это обусловлено существующим нестимулирующим подходом государственного регулирования, отчасти связано с общими для переходной экономики институциональными проблемами корпоративного управления и собственности. 
Экономическая теория и опыт развитых стран говорят о том, что предприятия инфраструктуры и коммунальной сферы не могут обойтись без активного участия государства в финансировании объектов инфраструктуры на базе эффективных механизмов государственно-частного партнерства. 
В связи с этим очень актуальным вопросом является разработка государственных целевых программ по развитию систем водо- и теплоснабжения городов, по примеру программы питьевой воды для сельской местности, а также разработка специального законодательства, регулирующего данную сферу. 
Несмотря на недоработки, антимонопольное регулирование включает в себя комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государством с целью обеспечения условий по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закрепление механизмов, позволяющих регулирование деятельности субъектов естественных монополий.

Наличие такой системы правового  регулирования  дает мне основание  считать, что  современное антимонопольное  законодательство необходимо, чтобы выделилось в самостоятельную  подотрасль. Обоснованием для этого служит, в первую очередь то, что регулирование общественных отношений во всех сферах экономики  охватывается правовыми отраслями - отраслью уголовного, гражданско-правового и административного законодательства. При этом, в каждой отрасли права имеются обособленные нормы, персонально регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности. Кроме того, антимонопольное законодательство включает в себя  нормы материального и процессуального права, которые устанавливают права и обязанности участников правоотношений, определяя их содержательную сторону, и одновременно порядок деятельности антимонопольных органов по реализации норм материального права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Законы и другие нормативно-правовые акты
  2. Конституция Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 21.05.2007 г).
  3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года, № 411-I ЗРК. – Астана: Издательский дом «Lem», 2005. – 140 с.
  4. Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть(по состоянию на 20 января 2010 года)
  5. Казахстан: конкуренция и Государственный Комитет по антимонопольной политике. / Подготовлено USAID – Агентством Соединенных Штатов по международному развитию.
  6. Бондарь А.В., Воробьёв В.А. Микроэкономика - 2007
  7. Врублевский Б.И. Практикум по основам предпринимательства : учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / Врублевский Бронислав Иванович, В.Б. Врублевский, И.В. Сенько; Центр науч.-техн. услуг "Развитие". - Гомель: Развитие, 2005
  8. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса: Учебник для вузов по спец. 351000 "Антикризисное управление" / Круглова Наталья Юрьевна. - М.: РДЛ, 2005. - 558 с. - Библиогр.: с. 558
  9. О государственном регулировании естественных монополий / Астапов  К.// Общество и экономика 2003 -№4-5 с. 274-287
  10. О роли монополизма в современной экономике / В. А. Волконский, Т. И. Корягина // Банковское дело. - 2005. - N 2. - С. 4-14.
  11. Качалин В.В. Международные аспекты антимонопольного регулирования / Владимир Викторович; В. Качалин // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - N 2. - С. 49-56
  12. Ходов Л. Государственное регулирование национальной экономики».Учебник, 2005
  13. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  14. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / под ред. Т.Г.Морозова. - М., 2001. - 255с.
  15. Тарасевич. Макроэкономика. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005
  16. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. – М.: Логос, 2005.
  17. Муратбек Макулбеков, "Общая проблема естественных монополий – недостаточные инвестиции в модернизацию" / КАЗИНФОРМ

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Антимнопольная политика РК