Антимнопольная политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Девятнадцать лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г.

Работа содержит 1 файл

Анти.docx

— 72.29 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Девятнадцать лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г. Верховным Советом Казахской ССР принят Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты Законы «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции».

Актуальность темы исследования. Появление  антимонопольного законодательства в  нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер  по предотвращению и ограничению  монополистической деятельности, поощрения  конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование  включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных  мер, осуществляемых государством. Такое  законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской  деятельности всех сфер экономики и  между субъектами и государственными органами.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является  изучение правовой основы государственного антимонопольного регулирования, практики работы Антимонопольных  органов, осуществляющих надзорные  функции за соблюдением законодательства во всех сферах экономики, раскрытие  механизма реализации антимонопольного законодательства.

Реализация намеченной цели осуществляется путем решения следующих  задач:

1) Исследование основ антимонопольного  законодательства Республики Казахстан  и зарубежных стран;

2) Раскрытие сущности и содержания  антимонопольной политики Республики  Казахстан;

3) Исследование деятельности антимонопольных  органов Республики Казахстан;

Практическое значение имеет проблема эффективности реализации норм антимонопольного законодательства, то есть соотношение  между результатом их действия и  целями, для достижения которых эти  правовые нормы были приняты.

Антимонопольное законодательство в  Республике Казахстан   имеет  недолгую историю и находится  в стадии постоянного совершенствования.

Реализация антимонопольного законодательства возложена на специально созданный  государственный орган – Агентство  Республики Казахстан по регулированию  естественных монополий, защите конкуренции  и поддержке малого бизнеса и  его территориальные органы –  Департаменты, деятельность которых  носит функциональный характер.

Государственная политика перехода к рыночным отношениям предопределила изменение форм и  методов управленческой деятельности. Вместо прямого властного воздействия  стали применяться методы согласования и контроля за исполнением нормативных  актов общегосударственного значения. В формах управления антимонопольной  деятельностью важная роль отводится государственным отраслевым и межотраслевым программам и планам развития. За 1994—1999 годы в республике было принято несколько общегосударственных программ экономического развития. Среди таких программ можно выделить утвержденную Президентом Республики Казахстан "Программу действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса". В рамках этой Программы в сфере антимонопольной деятельности и конкурентной политики предполагалось осуществить ряд мер, нацеленных на демонополизацию торговли, грузоперевозок, внешней торговли и пр. С этой целью намечено прежде всего провести либерализацию цен и товарных рынков.

Эти меры явились своего рода первым шагом в том комплексе мер по развитию конкурентной среды и ограничению монополистической деятельности, которые Правительство наметило осуществить в дальнейшем.

В программе стратегического развития 2030 Президент Казахстана Н.А. Назарбаев  определил одним из приоритетных направлений - создание  конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования  как один из важных факторов стабилизации цен и повышения  качества товаров и услуг.

 

 

1.1Возникновение и сущность монополий.

 

 

В конце XIX столетия рынок  чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции  — этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции  в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.

Что представляют собой монополистические  образования? Если обратить внимание на промышленное производство, то это  отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности  влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более  высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком  монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое  дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями  ограничивать конкуренцию на рынке  определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия. Оно позволяет  им избежать целый ряд проблем  и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию  на рынке, концентрируя в своих руках  определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций  силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

 

 

1.2Формы и виды монополий.

 

 

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает  вследствие объективных причин. Она  отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени  удовлетворяется одной или несколькими  фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает  вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке, как один хозяйственный  субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего  Советского Союза принадлежала к  наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия  всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию  и управление экономикой, которая  основывалась на господствующей государственной  собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление  обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей  хозяйственного развития. Речь идет о  предпринимателях, которые сумели завоевать  монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Особый вид монополий – международные  монополии. Экономической основой  возникновения и развития международных  монополий является высокая степень  обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной  жизни. Существуют две разновидности  международных монополий. Первая –  транснациональные монополии. Они  национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн  «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей  их суммы, объем продаж 68%, прибыли  52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию. Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д.

Что является причиной появления и  развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической  литературе существуют две точки  зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному  хозяйству. Что касается другой точки  зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения  своих прибылей.  Одной из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом , можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей  силой действий предпринимателей в этом направлении  является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его  двигателем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы  средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они  выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между  ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на  дифференциации продукта.

 

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается  в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Информация о работе Антимнопольная политика РК