Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инфляционных процессов в мировом масштабе и оценка эффективности различных антиинфляционных методов борьбы на примере отдельных стран.

Объект исследования – инфляционные процессы.

Предмет – процесс развития инфляции и воздействие антиинфляционной политики на развитие инфляционных процессов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Инфляция: сущность, виды и причины инфляционного роста……………..5
1.1. Понятие инфляции, её виды и последствия…………………………………5
1.2. Основные причины инфляции. Экономические и социальные последствия инфляции………………………………………………………..…...8
2. Развитие инфляционных процессов в развитых странах на примере Японии и Израиля…………………………………………………………..……12
2.1. Экономические и социальные предпосылки развития инфляции в Японии……………………………………………………………………….……12
2.2. Основные причины инфляции в Израиле…………………………………17
3. Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь……………………………………………...27
3.1. Динамика развития инфляционных процессов в Республике Беларусь..27
3.2. Зарубежный опыт борьбы с инфляцией……………………………..……33
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

курсовая работа1.docx

— 166.93 Кб (Скачать)

      Борьба  с инфляцией и разработка специальной  антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы  должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер  экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

      Возможны  два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается  в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

      Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной .способности денег.

      История знает много вариантов адаптационной  политики правительства. В 60-70-х гг. XX века в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп - вперед», т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

      В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

      В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

      Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

      Фирмы также изменяют свою экономическую  политику в условиях инфляции. Это  выражается, например, в том, что  они берутся лишь за реализацию краткосрочных  проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.

      В условиях инфляции фирмы вынуждены  изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать  средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду  того, что в условиях инфляции поток  доходов уменьшается, а поток  расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить  сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

      Сторонники  кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

      Одним из вариантов государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.

      Ортодоксальная  программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой  программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

      На  практике борьба с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ.

      Посмотрим на основные экономические меры, предпринятые в Соединенных Штатах Америки в период президентства Рейгана. Антиинфляционная политика предусматривала заметное сокращение социальных программ и хозяйственных государственных расходов, ликвидацию дефицита государственного бюджета и последовательное проведение жестко ограничительной кредитно-денежной политики. Целью программы провозглашалась борьба и с высокой инфляцией и с высокой безработицей. Таким образом, «рейганомика» сочетала методы и концепции «экономики предложения», монетаристской и кейнсианской. В результате галопирующая инфляция была снижена до уровня 4-6% годовых при ускорении научно-технического прогресса и роста производительности труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Подводя итог рассмотрения существующего положения  дел по проблематике инфляционных процессов  в Республике Беларусь, можно сделать  следующие выводы: инфляция представляет собой весьма сложное явление, в  котором тесно переплетаются  и преломляются экономические, политические и социальные элементы. Она связана  с изменением денежной массы и  зарождается на денежном рынке.

     Причины возникновения инфляции: монополия  крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях; монополия  профсоюзов, которая ограничивает возможности  рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень  заработной платы; сокращение реального  объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует  прежнее количество денег; рост государственных  расходов, для финансирования которых  государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу  сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные  периоды.

     Различают следующие типа инфляции - спроса и  издержек. Инфляцию, вызванную изменениями  совокупного спроса, принято называть инфляцией спроса. Данный вид инфляции порождается избытком совокупного  спроса, за которым по тем или  иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Негативно на объем производства, и занятость оказывает гиперинфляция, в условиях которой усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную  деятельность. Предприятиям более выгодно  накапливать сырье и готовую  продукцию в предвидении будущего повышения цен, однако несоответствие количества сырья и готовой продукции  спросу на них ведет к усилению инфляционного давления. Вместо того чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители и отдельные  лица, защищаясь от инфляции, приобретают  непроизводительные материальные ценности - ювелирные изделия, золото, недвижимость.

     Таким образом, инфляция означает прямые экономические  издержки для всего общества. Инфляция может вызвать сокращение как  производства, так и занятости. В  условиях инфляции, обусловленной ростом издержек, при существующем уровне совокупного спроса реальный объем  продукции сократится. Инфляция в  различной степени влияет на перераспределение. Это зависит от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры для  того, чтобы предотвратить или  уменьшить ее негативные последствия, которые в противном случае отразятся  на его реальном доходе. Инфляция перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей  фиксированных доходов.

     В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

     Управление  инфляцией представляет важнейшую  проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

 
 
 
 
  1. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.
  2. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380с.
  3. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь,  С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с.
  4. Словарь современных экономических и правовых терминов/Авт.-сост. В.Н. Шимов, А.Н. Тур, Н.В. Стах и др.; Под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. – Мн.: Амалфея, 2002. – 816с.
  5. Ценообразование: учеб.-метод. комплекс / сост. и общ. ред. Т.Н. Середы. – Новополоцк: ПГУ, 2006. – 280с.
  6. Полещук И.И., Терёшина В.В. Ценообразование: Учебник / Под общ. ред. И.И. Полещук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 303с.
  7. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775с.
  8. Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2006. - №2.-с.71-77
  9. В. Комков, И. Беляцкий, Макромодель для анализа и прогнозирования инфляции издержек / В. Комков, И. Беляцкий // Банкаўскi веснiк. –– 2007 . - №16. – с.19-23.
  10. Ермак Д. Цены под контролем: были, есть и будут / Д. Ермак //Экономическая газета. – 2007. – 31 августа (№65). – с.1.
  11. Василега В. Тенденции и перспективы: ценовая политика / В. Василега // Экономическая газета. – 2006. – 16 июня (№46). – с.4.
  12. Головачев А.С. Макроэкономика: курс лекций / А.С Головачев, И.В. Головачева. – 2-е изд., стер. – Мн.: Акад. упр. при  Президенте РБ, 2005. – 255с.
  13. Государственное регулирование ценообразования /А. С. Морозова// Экономика. Финансы. Управление. – 2005. - №8. –с. 69-76
  14. Емельянова Т.В. Ценообразование: учеб. пособие для студ. экон. спец. учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Т.В. Емельянова. – 2-е изд. – Мн.: Высш. шк.,  2005. – 247с.
  15. Заико Л.Ф. Экономика Беларуси: через реформы к развитию / Л.Ф. Заико. – Мн.:Б.И., 1998. -53 с.
  16. Козаченко Л.Д. Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь / Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2007. - №2.-с.53-59
  17. Криворотов Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе / Банкаўскi веснiк. –– 2007 . - №1. – с.25-31.
  18. Маслова Г.Г. Рыночная экономика / Г.Г. Маслова. – Мн.: Агенство САДИ, 1997. – 53с.
  19. Морозова А.С. Государственное регулирование ценообразования/ А.С, Морозова// Экономика, Финансы. Управление.-2005. - №8.-с.69-76
  20. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика: Учеб пособие / Р.М. Нуреев.- Мн.: Финстатинформ, 1995. – 128с.
  21. Поиск путей преодоления инфляции в начале ХХ века / Г.В. Носова // Финансы. - 2005. - №7. – с. 65-67.
  22. Полещук И.И. Ценообразование: Учебник / И.И Полещук, В.В. Терешина. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 303с.
  23. Роль инфлятогенных факторов в нац. экономике / В.Л. Клюня // Веснiк БДУ. Серыя 3. – 2007. - №1. – с.88-93.
  24. Рост инфляции и ВВП / По материалам исследований аналитической группы экономического агентства «ПРАЙМ-ТАСС»//Экономика, Финансы. Управление.-2007. - №3.-с.74-75
  25. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2006 (Стат. сб.) Минстат Республики Беларусь. – Минск, 2006. – 615с.
  26. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие / В.И. Тарасов. – Мн.: Мисанта, 2005. – 511с.
  27. Трацевский И.П. Ценообразование: Учеб.пособие / И.П. Трацевский, И.Н. Грекова. – Мн.: Новое знание, 2000. – 159с.
  28. Фетисов В.Г. Инфляция и рост регулируемых цен / В.Г Фетисов // Финансы. 2005. - №7. – с.15-18.
  29. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Моногр. / В.Н. Шимов. 2-е изд. – Мн.-БГЭУ, 2003. – 229с.
  30. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб пособие / Н.Я.Яковлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2000. – 105с.
  31. Авраменко, А.И. Экономическая теория 2-ое изд. / А.И. Авраменко. - Минск: Академия МВД РБ, 2004. - 252 с.
  32. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Минск: Книжный дом, 2004. - 608 с.
  33. Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.П. Зенькова. - Минск: ООО "Новое знание", 2002. - 289с.
  34. Камаев, В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) / В.Д. Камаев. - Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2005. - 384 с.
  35. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория Ч.3). Учебное пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2004. - 576 с.
  36. Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2002. - 632 с.
  37. Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. - Минск: ОДО "Равноденствие", 2004. - 377 с.
  38. Макроэкономика: Социально-ориентированный подход: Учеб. пособие / Э.А. Лотухина [и др.] ; Под ред. Э.А. Лотухиной. - Минск: Тесей, 2003. - 320 с.
  39. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Минск: Вышэйшая школа, 2007. - 480 с.
  40. Макроэкономика: Учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; под. ред. Л.П. Зеньковой. - Минск: Новое знание, 2002. - 244 с.
  41. Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий. - Минск: Книжный Дом "Мисанта", 2005. - 407 с.
  42. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред.Э.И. Лобковича. - Минск: ООО Новое знание, 2000. - 664 с.
  43. Васильев, И. Инфляция растет, не слушаясь правительства / И. Васильев // Журнал Финансовый контроль. - 2006. - № 1. - С.30-36.
  44. Казаченко, Л.Д. Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь / Л.Д. Казаченко // Вестник БГЭУ. - 2007. - № 6. С.5-11.
  45. Панфилова, Е. Подходы к моделированию инфляции: теория, опыт, направления развития / Е. Панфилова // Веснiк БДЭУ. - 2003. - № 6. - С.24-28.
  46. Швайко, П.А. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ / П.А. Швайко // Банкаускi веснiк. - 2003. - № 40. - С.34-39.

Информация о работе Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь