Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инфляционных процессов в мировом масштабе и оценка эффективности различных антиинфляционных методов борьбы на примере отдельных стран.

Объект исследования – инфляционные процессы.

Предмет – процесс развития инфляции и воздействие антиинфляционной политики на развитие инфляционных процессов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Инфляция: сущность, виды и причины инфляционного роста……………..5
1.1. Понятие инфляции, её виды и последствия…………………………………5
1.2. Основные причины инфляции. Экономические и социальные последствия инфляции………………………………………………………..…...8
2. Развитие инфляционных процессов в развитых странах на примере Японии и Израиля…………………………………………………………..……12
2.1. Экономические и социальные предпосылки развития инфляции в Японии……………………………………………………………………….……12
2.2. Основные причины инфляции в Израиле…………………………………17
3. Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь……………………………………………...27
3.1. Динамика развития инфляционных процессов в Республике Беларусь..27
3.2. Зарубежный опыт борьбы с инфляцией……………………………..……33
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

курсовая работа1.docx

— 166.93 Кб (Скачать)

3. Антиинфляционная  политика: направления  регулирования   инфляционных процессов  в Республике  Беларусь

3.1. Динамика развития  инфляционных процессов  в Республике  Беларусь

 
 

     В Беларуси складывается парадоксальная ситуация, когда внутри страны цены растут, а в сфере экспортно-импортных  операций, напротив - снижаются. Так, в 2009 г. потребительские цены возросли на 13%, а средние цены экспорта снизились  на 26,2%, импорта - на 17%.

    Таблица 3.1 - Рост цен на основные товары и  услуги в Беларуси, 2006-2009 гг. в% к предыдущему  году

Товар 2009 к 2008,% 2008 к 2007,% 2007 к 2006,%
Продовольственные товары 14,0 17,7 9,8
Продукты  питания 14.3 17,0 10,1
Молоко  и молочные продукты 18,1 28,3 14,1
Мясо  и птица 14,7 17,0 9,3
Масло животное 13,8 30,2 8,0
Яйца 17,2 13,1 9,1
Рыба 18,2 8,7 4,4
Хлеб 12,5 13,5 8,7
Мука  пшеничная 19,6 23,8 7,1
Сахар 12,2 4,9 5,5
Кондитерские  изделия 14,3 14,7 6,2
Чай 29,3 13,1 8,3
Фрукты 7,4 33,0 17,7
Овощи 5,6 20,6 23,0
Картофель 28,6 12,4 -2,2
Алкогольные напитки 13,8 11,2 9,1
Табачные  изделия 14,4 7,8 8,1
Парфюмерно-косметические  товары 22,7 8,9 4,9
Мебель 5,7 5,5 4,7
Посуда 9,6 4,0 3,1
Моющие  средства 15,8 12,2 8,8
Медикаменты 27,7 10,7 4,7
Бензин 0,6 17,1 23,8
Платные услуги населению 13,9 18,2 8,8
Оплата  ЖКУ 19,7 31,4 9,4
Электроснабжение 27,8 29,4 22,3
Газоснабжение 2,8 90,9 22,3
Водоснабжение 20,4 20,7 9,9
Отопление 28,0 18,9 -7,4
Техническое обслуживание жилых помещении 15,4 14,0 5,3
Пассажирский  транспорт 11,8 12,1 15,2
Пригородный транспорт 22,0 0,0 13,3
Услуги  связи 6,0 3,3 -0,8
Услуги  дошкольных учреждении 9,1 18,7 16,6
Услуги  высшего образования 11,9 11,6 7,0
Санаторно-оздоровительные  услуги 22,0 27,5 16,2
Туристические и экскурсионные услуги 26,3 17,2 12,5

     Источник  : www.belstat.gov.by

     В текущей ситуации инфляция обусловлена  скорее немонетарными факторами, в  частности, высоким уровнем монополизма  и коррупции в экономике, административным регулированием цен, различными региональными  барьерами, а также особым менталитетом белорусских предпринимателей и  др.

     В настоящее время в состав потребительской  корзины, используемой Национальным статистическим комитетом при расчете индекса  потребительских цен (ИПЦ), входит более 400 позиций товаров и услуг. То есть в данном случае речь идет об агрегированном показателе инфляции, характеризующем  динамику среднего уровня цен в целом  по стране.

     В то же время, на наш взгляд, целесообразным выглядит расчет отдельных индексов цен для различных социально-демографических  групп населения (на основе соответствующих  потребительских корзин). С этой точки зрения практический интерес  представляет расчет субиндексов инфляции в разрезе следующих групп  домохозяйств: пенсионеры, низкооплачиваемые  наемные работники, наемные работники  с детьми, а также в региональном разрезе - домашние хозяйства, проживающие  в Минске, в городах с численностью населения до 100 тыс. чел. и в сельской местности и др. Здесь обращает на себя внимание сохранение значительной региональной дифференциации цен на ряд наиболее социально значимых товаров и услуг, что свидетельствует  о неоднородности и несогласованности  ценовой динамики в Беларуси.

     Так, по состоянию на конец января 2010 г. средняя цена реализации 1 кг пшена  в Минске (3084 руб) превышает среднюю  цену в Могилевской области (1714 руб) сразу на 79,9%. Далее следуют: яблоки - 57,5%, творог - 52,2%, сметана - 37,7%, лук репчатый - 33,7%, рыба мороженая - 32,6%, рис - 31,9%, картофель - 31,3%, капуста - 31,3%, морковь - 30,8%, хлеб - 30%, колбаса полукопченая - 23,2%, сыр  твердый - 21%, говядина - 20,4%, яйца - 17%, масло  животное - 15,4%, свинина - 15,1% и др. При  этом стоит отметить, что в разрезе отдельных районов и городов страны ценовая ситуация еще больше различается.

     Для анализа инфляции используются данные Белстата. В 2008 году рост ИПЦ в Беларуси составил 13.3% (декабрь к декабрю) и превысил показатели 2007 года (рис. 3.1). Однако, среднегодовой уровень инфляции достиг 14.8%, что является достаточно высоким показателем, оказывающим отрицательно влияние на макроэкономическую стабильность. Тенденция ускорения инфляции наблюдается второй год подряд.

     Это связано со следующими факторами:

  1. Рост цен на поставляемые энергоносители;
  2. Рост цен импорта;
  3. Высокий темп роста доходов населении, опережающий рост производительности труда;
  4. Государственное регулирование цен.
 

     

     Рис.3.1. Индекс потребительских цен в Беларуси 

     Одним из основных факторов, оказывающих  стабилизирующее воздействие на общее состояние экономики Беларуси, долгое время оставалась политика стабильного курса национальной валюты по отношению к доллару США. С учетом инфляции, в последние годы происходило существенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к основным валютам. Однако, в условиях хронического дефицита платежного баланса, данная политика привела к появлению серьезных диспропорций (рис 3.2). В условиях разразившегося экономического кризиса и резкого падения спроса на продукцию традиционного белорусского экспорта и снижения поступления валютной выручки, правительство Беларуси вынуждено было провести одномоментную 20% девальвацию национальной валюты по отношению к доллару США. 

     

     Рис. 3.2 Валютный курс 

     С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ.

     Темп  потребительской инфляции достиг 4-летнего максимума в середине 2008 г.

     Тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка (14% с начала 2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции. (рис. 3.3)

     

     Рисунок 3.3. Ставка рефинансирования и ИПЦ

     

   Рис 3.4 Изменение потребительских цен 2008-2010 гг в РБ 

   В октябре 2010 г. по сравнению с сентябрем  текущего года в топливной

   промышленности  цены выросли в торфяной промышленности на 1,6%.

   В черной металлургии цены выросли  в производстве черных металлов

   на 5,5%, метизов производственного назначения – на 1,9%, труб – на 1,4%.

   В химической промышленности в октябре 2010 г. цены выросли в азотной

   промышленности  на 10%, производстве фосфатных удобрений  и другой

   продукции неорганической химии – на 2,7%.

   В нефтехимической промышленности цены выросли в шинной

   промышленности  на 3,7%, производстве резиновой обуви  – на 1,7 %.

   В подотраслях машиностроения в октябре 2010 г. по сравнению с сентябрем

   текущего  года цены увеличились в производстве предметов личного пользования

   на 10%, кабельной промышленности – на 4,8%, производстве металлической

   транспортной  тары – на 4,2%, подшипниковой промышленности – на 4,1%,

   производстве  контейнерных и сборно-разборных  зданий и помещений,

   хозяйственной посуды и кухонного инвентаря, электроизмерительных приборов,

   кузнечно-прессового оборудования, промышленной трубопроводной арматуры

   на 2-2,9%, электротехнических машин, оборудования, аппаратуры,

   дизелестроении, железнодорожном машиностроении, производстве

   оборудования  для коммунального хозяйства, строительных стальных

   конструкций, машиностроении для животноводства и кормопроизводства,

   промышленности  средств связи, производстве санитарно-технического

   оборудования  и изделий, газового оборудования и  аппаратуры, насосов,

   радиоизмерительных  приборов, строительных металлоизделий, металлического

   инвентаря для физической культуры и спорта 1,1-1,9%. Снизились цены в

   холодильном машиностроении на 2,1%.

   В лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности

   в октябре 2010 г. по сравнению с сентябрем 2010 г. цены увеличились в

   производстве  спичек на 7,9%, фанеры – на 6%, производстве и ремонте

   деревянной  тары – на 3,2%, производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги

   и картона, бумажной и картонной тары, мебельной промышленности,

   производстве  изделий u1080 из бумаги и картона –  на 2,1-2,9%.

   В промышленности строительных материалов в октябре 2010 г. цены

   выросли в производстве известняковой и  доломитовой муки на 9,2%,

   промышленности  теплоизоляционных материалов –  на 4,6%, цементной

   промышленности  – на 3,9%, производстве стеновых блоков – на 3,4%.

   В стекольной, фарфоро-фаянсовой промышленности цены увеличились в

   производстве  строительного и технического стекла на 9%.

     Чтобы остановить рост цен и дальнейшее возрастание инфляции необходимо:

     1. Восстановить доверие к национальной  валюте, как внутри страны, так  и за ее пределами путем  неограниченной, а затем полной  конвертации.

     2. Стабилизировать белорусский рубль  посредством:

  • полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;
  • снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка.
  • проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.

     3. Законодательно запретить использования кредитно-денежной эмиссии для финансирования дефицита бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного и особенно долгосрочного кредитования народного хозяйства;

     4. Проводить политику «дорогих денег» путем активизации рынка ценных бумаг, включения купли-продажи земли и осуществления других мер в целях замедления скорости обращения рубля;

     5. Либерализировать денежно-кредитный и валютный рынок, отказавшись от системы множественности валютных курсов, а также практики изъятия части валютной выручки у предприятий по фиксированному официальному курсу;

     6. Применять процедуры санации  и банкротств предприятий для  оздоровления экономики и повышения  уровня их конкурентоспособности;

     9. Разработать систему мер, гарантирующих  внутренним и внешним инвесторам сохранность их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Беларуси (имеется ввиду установления доверия к правительству. Несмотря на принятие декрета Президента о сохранности вкладов)

Информация о работе Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь