Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инфляционных процессов в мировом масштабе и оценка эффективности различных антиинфляционных методов борьбы на примере отдельных стран.

Объект исследования – инфляционные процессы.

Предмет – процесс развития инфляции и воздействие антиинфляционной политики на развитие инфляционных процессов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Инфляция: сущность, виды и причины инфляционного роста……………..5
1.1. Понятие инфляции, её виды и последствия…………………………………5
1.2. Основные причины инфляции. Экономические и социальные последствия инфляции………………………………………………………..…...8
2. Развитие инфляционных процессов в развитых странах на примере Японии и Израиля…………………………………………………………..……12
2.1. Экономические и социальные предпосылки развития инфляции в Японии……………………………………………………………………….……12
2.2. Основные причины инфляции в Израиле…………………………………17
3. Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь……………………………………………...27
3.1. Динамика развития инфляционных процессов в Республике Беларусь..27
3.2. Зарубежный опыт борьбы с инфляцией……………………………..……33
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

курсовая работа1.docx

— 166.93 Кб (Скачать)

     Инфляционное  обесценение иены в послевоенный период явилось одним из главных  факторов падения ее валютного курса. Курс иены периодически пересматривался  и приводился в относительное  соответствие с его реальным паритетом. Так, 1 долл. США был равен: с сентября 1945 г. — 15 иенам, с марта 1947 г. — 50 иенам, с июля 1948 г. — 270 иенам. При этом Япония практиковала множественность валютных курсов1. В апреле 1949 г. был установлен единый валютный курс: 360 иен = 1 долл. США. I Он сохранился до 1971 г. Однако если вначале единый курс иены к доллару был искусственно завышен, то в дальнейшем он стал более или менее соответствовать реальному соотношению валют, а в 60-х гг. наблюдалось занижение курса иены, так как доллар обесценивался в большей степени, чем иена. В связи с кризисом доллара правительство Японии ввело в августе 1971 г. «плавающий» курс иены. В конце 1971 г. иена впервые за послевоенный период была ревальвирована, в феврале 1973 г. была проведена вторая ревальвация.

     Во  второй половине 60-х — начале 70-х  гг. в условиях начавшегося пересмотра Бреттон-Вудской валютной системы  и падения курса доллара наблюдалось  резкое увеличение притока иностранных  капиталов, в том числе краткосрочных  спекулятивных. Платежный баланс стал сводиться к активным сальдо, наблюдался рост золотовалютных резервов.

     В дальнейшем в обстановке структурных  кризисов, прежде всего энергетического, стоимость японского импорта  значительно возросла в связи  с удорожанием ввозимых энергоносителей  и сырья. В результате конкурентоспособность  японских товаров понизилась, но одновременно усилился вывоз японских капиталов  за границу. В результате в 1973—1975 гг. платежный баланс был дефицитен, а золотовалютные резервы сократились.

     В последующие годы конкурентоспособность  японских товаров заметно повысилась не только за счет научно-технического прогресса, в том числе снижения материале- и трудоемкости производства, но и в немалой степени в  результате товарного демпинга. Доходы от внешней торговли перекрывали  отрицательное сальдо по другим статьям  платежного баланса, хотя экспансия  Японии и натолкнулась на противодействие  со стороны США и стран Западной Европы. В результате золото­валютные  резервы достигли в 1978 г. 33 млрд долл. (против 13 млрд долл. за период 1973—1975 гг.). 

     Одновременно  расширился вывоз японских капиталов  за границу. В результате в 1979 г. платежный  баланс был сведен с большим дефицитом, а резервы снизились до 20 млрд долл. В 1,80-х — начале 90-х гг. золотовалютные резервы стали быстро расти и превысили 80 млрд долл., прежде всего в результате огромного активного сальдо торгового баланса.

     Дефицит США в торговле с Японией уменьшился в середине 1995 г. до 5,29 млрд долл. Положительное  сальдо Японии в экспортно-импортных  операциях с США остается самым  высоким.

       Демпинг (от англ. dumping — сбрасывание) — вывоз товаров из страны за границу по ценам, значительно более низким, чем цены внутри страны или на мировом рынке, так называемый бросовый экспорт.

     Япония  превратилась в крупнейшего кредитора  в мире. К началу 90-х гг. вывоз  долгосрочного капитала из Японии приблизился  к 500 млрд долл., краткосрочного — более 250 млрд долл.

     Поскольку Япония вышла на второе место в  мире после США по уровню экономического развития, иена стала одной из резервных  валют. В настоящее время она  используется как международное  резервное и платежное средство преимущественно в азиатском  регионе.

     Япония  усиленно форсирует свою внешнеэкономическую  экспансию. В связи с этим в  США были введены протекционистские  барьеры в отношении ряда товаров  японского экспорта, и прежде всего  автомобилей.

     Спад  в японской экономике в начале 1997 г. и влияние кризиса в Азии на положение в Японии вызвали  падение соотношения иена/доллар. Так, уже в середине 199.8 г. курс японской денежной единицы по отношению к  американскому доллару достиг рекордно низкого за последние 7 лет уровня — 138,78 иены за 1 долл. США.

     Существенно воспрепятствовать падению японской денежной единицы не смогло даже массированное  вмешательство Банка Японии, который  потратил на поддержание курса иены в апреле 1998 г. 21,35 млрд. долл., или 10% своих валютных резервов. Правда, Банк Японии, как это ни странно, на практике одновременно способствует снижению курса  иены.

     Объясняется это тем, что после краха в  ноябре 1997 г. брокерской компании «Ямаичи» не менее важной задачей Центробанка  является недопущение банковского  кризиса. Нынешнее состояние крупнейших японских банков не может не вызывать озабоченности Токио. Сразу два  крупных рейтинтовых агентства  — «Мудис» и «Фитч Ибка»  понизили недавно кредитные рейтинги семи круп­нейших банков Японии. Одной  из главных причин этого стало  наличие многомиллиардных рискованных  обязательств этих банков в охваченных кризисом азиатских государствах.

     Чтобы избежать в данный ситуации кризиса, банковской системы, Банк Японии на протяжении первого полугодия 1998 г. производит эмиссию на уровне 10 — 11% в месяц; часть дополнительно выпущенных иен банк при этом скупает сам, но остающаяся масса давит на курс в сторону понижения.

     Против  японской иены играет и такой внешний  фактор, как привлекательное с  точки зрения относительно быстрого получения доходов состояние  американского рынка на фоне стагнирующей японской экономики. Результат —  бегство японских капиталов в  США.

     Дальнейшее  снижение курса иены грозит нарастанием  торгового дефицита США с Японией. По некоторым оценкам, нынешнее падение  японской денежной единицы может  привести к снижению ее курса до 160 и даже до 180 иен за 1 долл.

     Такое развитие событий тревожит и азиатские  государства, экономика которых  тесно связана с японской, а  именно: Таиланд, Республику Корея, Гонконг, поскольку национальные валюты этих стран рискуют оказаться под  возрастающим давлением при снижении курса иены.

     Хотя  в структуре денежного обращения  доминируют депозитные деньги, с помощью  эмиссии наличных денег Банк Японии оказывает определенное воздействие  на динамику денежного обращения. В  этих же целях используются различные  меры кредитного регулирования. Однако политика «перекредитования», проводившаяся  Банком Японии в послевоенный период и заключавшаяся в предоставлении на льготных условиях кредитов банкам, которые в свою очередь кредитовали  другие корпорации в размерах, превышающих, сумму их депозитов, сужала возможности  маневрирования с помощью налично-денежной эмиссии. В том же направлении  до осуществления финансово-административной реформы действовала и практика размещения государственных ценных бумаг в центральном банке. Указанные  ограничения в период высоких  темпов роста экономики компенсировались прежде всего с помощью административных форм регулирования. С конца 70-х гг. в Японии сократились выпуски  государственных ценных бумаг в  целях финансирования бюджетных  дефицитов.

     В первые послевоенные годы инфляция в  Японии приняла огромные размеры: масса  денег в обращении выросла  в 15 раз, а оптовые цены — в 343 раза. Покупательная способность иены сократилась на 99%. С 50-х гг., когда  восстановление экономики было завершено, инфляция замедлилась. Усилия властей  были направлены на контроль за денежной массой и на стабилизацию денежного  обращения, которое в итоге было нормализовано. В 80-е гг. среднегодовой  прирост цен составил 0,2%, в том  числе оптовые цены снижались  на 2,2%, а розничные росли на 1,6%. Преодолению развертывания инфляционных процессов в условиях высокой  топливно-сырьевой зависимости страны от внешних источников способствовало снижение цен на •нефть и основные виды сырья в 80-е гг. Существенное значение имела и финансово-административная реформа, сопровождавшаяся уменьшением  эмиссии госзаймов как средства бюджетного финансирования. Размеры  «перекредитования» также сократились (с 30% активов Банка Японии в 70-е  гг. до 19% к концу 80-х гг.). Вместе с  тем розничные и потребительские  цены возросли прежде всего в связи  с увеличением цен на продовольствие и различные услуги, а также  с ростом косвенных налогов.

      Несмотря  на явные успехи, японская экономка имеет т свои слабости. Конечно, обрабатывающая промышленность Японии успешно выдерживает  конкуренцию со стандартами мирового рынка. Речь идет, прежде всего, о продукции трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности, особенно в части сборки, и высокотехнологичном производстве. Другие же отрасли и секторы хозяйства Японии и по уровню производительности труда, и по техническому уровню производства, как правило, существенно отстают от США и стран Западной Европы. В первую очередь это относится к сельскому хозяйству, пищевой, бумажной, цементной, химической, алюминиевой, добывающей, фармацевтической, авиационной отрасли промышленности. То же можно сказать т относительно большинства отраслей сферы услуг.

      Помимо  сказанного для Японии характерны так  называемые врожденные слабости: прежде всего определенные перекосы в структуре  экономики, сравнительная угроза внутреннего  рынка, развитие которого хронически отстает  от роста производства. В результате усиливается зависимость страны от внешнего рынка, что еще больше усугубляется из-за отсутствия собственной  сырьевой и энергетической базы, недостаточного развития сельского хозяйств и растущего  импорта продовольствия. Отрицательное  влияние на японскую экономику оказывает  неразвитость жилого фонда и социальной инфраструктуры, слабая социальная поддержка  со стороны государства в области  пенсий, пособий, здравоохранения, продолжительный  рабочий день.

      В связи с некомплексностю структуры  экономики и растущей зависимостью от внешнего рынка Японии отличается невысокими показателями социального  благополучия. Сложился низкий размер пенсий по старости, растет число разводов и обращений в полицию, наблюдается, высокий уровень преступности, особенно детской. По числу самоубийства Япония занимает едва ли не первое место в  мире.

      Отметим также огромную скученность населения  и недостаток рекреационных зон  в стране. Не решается жилищная проблема. Дело не только в том, что жилая  площадь  в расчете на одного человека по японским традициям крайне мала. Качество самих строений и внутренней планировки, а также оборудование японских жилищ существенно уступают уровню, типичному для США и  стран Западной Европы.

      По  сравнению с другими развитыми  странами в Японии весьма короткий оплачиваемый отпуск и высокая интенсивность  труда.

      Таким образом, японская экономика обладает как сильными, так и слабыми  сторонами. Тем не мене, ранее отсталая страна сумела за короткий исторический срок занять одно из ведущих мест в  мире по экономической мощи.  
 
 
 

2.2. Основные причины   инфляции в  Израиле

 
 

     К началу двадцатых годов XX-го века одной  из важнейших целей руководства  еврейской общины (ишува) в подмандатной Палестине стало создание т. н. «государства в пути» — формирование независимых, насколько возможно, от британской администрации органов власти. Действуя на правах общественно-политических организаций  эти структуры осуществляли реальное управление делами ишува, и по замыслу  создателей (прежде всего Бен-Гуриона) смогли бы превратится в органы государственного управления в момент провозглашения независимости.

     Аналогичный подход был принят и в экономической  сфере — ставилась задача создания жизнеспособной, автономной экономики  с централизованным управлением. Инструментом для проведения этой линии стал «Гистадрут» (Генеральная Федерация Трудящихся Израиля) организованный в 1920 году. Формально  профсоюзное объединение, «Гистадрут»  на деле занимался широким спектром вопросов — от инвестиционной деятельности до организации системы безопасности[8]. Под эгидой этой организации были созданы один из крупнейших банков Палестины («Банк ха-Поалим» —  «Рабочий банк»), «Хеврат xa-Овдим» («Общество  трудящихся») — фонд для финансирования и управления крупными индустриальными  и аграрными проектами, крупнейшие строительная компания и сельскохозяйственный кооператив. В конце 20-х, начале 30-х  годов, когда экономический кризис охватил Британию и колонии многие частные предприниматели были вынуждены  обратиться к «Гистадруту» за помощью, что бы пережить трудные времена[9].

       Палестинский фунт. 1939 г.

     Успехи  в экономической области послужили  почвой для обвинений в адрес  Бен-Гуриона, что он увлекся реализацией  своих социалистических идей, в ущерб  основной цели движения — борьбе за создание государства.

     Как ни парадоксально, но Вторая мировая  война оставившая в руинах целые  страны и принесшая катастрофу европейскому еврейству благоприятно повлияла на экономическую ситуацию в Палестине  — местная экономика, а в особенности  еврейский ишув стали крупнейшими  поставщиками для частей британской армии действовавших на африканском  и ближневосточном ТВД.

     K моменту провозглашения независимости  государство получило основу  функционирующей, современной по  ближневосточным меркам того  времени экономики. В совокупности  с унаследованной от британской  администрации эффективной административной  системой она стала хорошей  отправной точкой для дальнейшего  развития и послужила одним  из факторов позволивших государству  выстоять в Войне за независимость  1948 года. Несмотря на то, что около  40 % трудоспособного населения было  мобилизовано, уровень производства практически не упал по сравнению с предыдущим 1948 годом[10].

Информация о работе Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь