Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инфляционных процессов в мировом масштабе и оценка эффективности различных антиинфляционных методов борьбы на примере отдельных стран.

Объект исследования – инфляционные процессы.

Предмет – процесс развития инфляции и воздействие антиинфляционной политики на развитие инфляционных процессов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Инфляция: сущность, виды и причины инфляционного роста……………..5
1.1. Понятие инфляции, её виды и последствия…………………………………5
1.2. Основные причины инфляции. Экономические и социальные последствия инфляции………………………………………………………..…...8
2. Развитие инфляционных процессов в развитых странах на примере Японии и Израиля…………………………………………………………..……12
2.1. Экономические и социальные предпосылки развития инфляции в Японии……………………………………………………………………….……12
2.2. Основные причины инфляции в Израиле…………………………………17
3. Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь……………………………………………...27
3.1. Динамика развития инфляционных процессов в Республике Беларусь..27
3.2. Зарубежный опыт борьбы с инфляцией……………………………..……33
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

курсовая работа1.docx

— 166.93 Кб (Скачать)

     Первые  годы существования государства. Кризис платежного баланса. (1949—1951)

     Несмотря  на позитивные предпосылки уже к  началу 1949 года Израиль оказался перед  лицом экономического кризиса. Значительные военные расходы и прибытие сотен  тысяч репатриантов привели к  ситуации, в которой сельское хозяйство  обеспечивало лишь около 50 % потребностей в продуктах питания, а доходы от экспорта покрывали не более 30 % от расходов на импорт наиболее важных продуктов  и промышленных товаров. Следует  учесть, что основная масса импортно-экспортных операций, как и поставок продовольствия, осуществлялась непосредственно государством.

     Режим аскетизма. Распределение продуктов  и товаров первой необходимости

       Карточки на продовольствие. 1949 г.

     В качестве главной антикризисной  меры в мае-июне 1949 года был установлен т. н. «Режим аскетизма» (ивр. משטר הצנע‎) — карточное распределение основных продуктов питания. По расчетам правительства  нормирование потребления должно было уменьшить расходы госбюджета на 20 %. В начале 1950 года были введены  карточки на одежду и некоторые другие товары первой необходимости. Основным инициатором программы считается  Министр снабжения и распределения  Дов Йосеф (ивр. דב יוסף‎).

     Государственный контроль или даже прямое управление затрагивали все области экономической  деятельности.

     Реальная  эффективность государственного распределения  оказалось значительно ниже планируемой, трудности со снабжением продовольствием  начали ощущаться уже к концу 1949-го года, административные меры по борьбе с «черным рынком» не принесли ощутимых результатов. Поэтапная отмена карточной системы началась в 1952 году[11].

       Иностранная помощь. «Заём независимости». Переговоры о репарациях/ Параллельно с введением карточной системы был предпринят ряд других мер, оказавшихся более эффективными:

     Израиль обратился за помощью к США, и  получил значительные суммы как  в виде ссуд, так и в виде безвозмездных  грантов[12]. В обмен на это правительство  Израиля было вынуждено принимать  некоторые политические решения  ориентируясь на позицию Вашингтона

     Выпуск  и размещение за рубежом, в основном среди евреев проживающих в США  облигаций государственного займа (т. н. «Заём независимости»)

     По  инициативе Бен-Гуриона в 1951 году начались тайные (на начальном этапе) переговоры с Западной Германией и западными  странами оккупировавшими её территорию о выплате репараций за ущерб  причиненный европейскому еврейству  в годы Второй мировой войны

       Новая Экономическая Политика. Соглашение о репарациях. (1952—1953)

     В феврале 1952 года министр финансов Элиэзер  Каплан в выступлении на сессии Кнессетa провозгласил о начале «Новой экономической  политики». Новый курс включал ряд  мер, основными из которых были[13].

     Прекращение денежной эмиссии в целях покрытия расходов госбюджета

     Отмена  распределительной системы и  значительное сокращение государственного регулирования ценообразования

     Девальвация национальной валюты — лиры

     Принудительный  займ в размере 10 % наличных средств  и банковских вкладов граждан

       Соглашение о репарациях

     Основная  статья: Соглашение о репарациях между  Германией и Израилем/

     10 сентября 1952 года после шестимесячных  переговоров, в Люксембурге было  подписано соглашение о выплате  репараций в качестве компенсации  за преследования евреев во  время Второй мировой войны,  использование подневольного труда,  утраченную собственность, а также  для возмещения расходов Израиля  по приёму 500 тысяч беженцев из  Европы. Согласно протоколу Западная  Германия обязалась выплатить  Израилю 3,5 миллиарда марок в  период 1953—1965 годов, а также установить  пожизненную ренту для всех  выживших евреев-жертв нацизма.  Тем же соглашением определялось, что выплачиваемая сумма составляет 2/3 от полной суммы компенсации,  выплата оставшейся трети возлагалась  на Восточную Германию. Правительство  ГДР отказалось вести какие-либо  переговоры по данному вопросу  и соответствующая сумма была  выплачена в 1991 году, после объединения  Германии. Соглашение с немецкой  стороны подписал канцлер Конрад  Аденауэр, с израильской — министр  иностранных дел Моше Шарет,  кроме того свои подписи поставили  руководители Конференции по  искам — еврейской общественной  организации занимающейся получением  компенсаций для жертв холокоста.

     Соглашение  с момента вынесения на общественное обсуждение и по настоящий момент подвергалось и подвергается критике  со всех сторон политического спектра.

     В Израиле противники соглашения, во главе которых была партия Херут  и её лидер Менахем Бегин возражали  против получения каких-либо компенсаций  по моральным соображениям. Лозунгом партии была фраза «Жёлтые звёзды — символ чести, переговоры и компенсации  — позор на многие поколения»[14].

     Критики соглашения (чаще всего ими выступают  ревизионисты) вне Израиля приводят, как правило следующие доводы:

     Государство Израиль не может выступать в  качестве правомочного представителя  европейских евреев и, следовательно, легитимного бенефициара компенсаций

     Достигнутое соглашение не предотвратило дальнейшие иски, требования и как следствие  выплаты с немецкой стороны 

     Вне зависимости от оценки моральной  и политической стороны соглашений, очевидно, что они сыграли критическую  роль в становлении израильской  экономики и самого государства  — в годы действия соглашения германские выплаты составляли до 55 % дополнительных доходов государственного бюджета. Значительная часть этих средств  была инвестирована в инфраструктуру страны[15].

       Десятилетие роста (1954—1964)

     Период 1954—1964 гг. характеризуется быстрым  и устойчивым ростом экономики, среднегодовой  прирост ВНП оставался на уровне 10 % (большие темпы роста в те годы демонстрировала только экономика  Японии), при низком уровне инфляции (ок. 5 %) и безработицы (в конце  пятидесятых годов была достигнута полная занятость населения). Эти  годы характеризуются не только высокими экстенсивными показателями, но также  значительной модернизацией хозяйства  и привлечением значительных инвестиций из-за рубежа.

     Основной  проблемой этого периода многие экономисты считают опережающий  рост потребления[16].

     24 августа 1954 года был принят  закон о Банке Израиля и  с 1 декабря он начал выполнять  функции центрального банка.

       Экономический спад 1965—1967 годов 

     K началу 1965 года стало очевидно, что  возможности дальнейшего экстенсивного  роста экономики практически  исчерпаны, прежде всего из-за  завершения сразу нескольких  крупных общенациональных проектов: строительства Всеизраильского  водопровода, доставлявшего воду  с севера до пустыни Негев  на юге, строительство морского  порта в Ашдоде, фабрик по добыче  поташа на Мёртвом море и  ряда других. Это привело к  резкому снижению экономической  активности государственного сектора,  уменьшению объёмов общественных  работ и числа рабочих мест.

     Помимо  объективных факторов на замедление роста оказала влияние экономическая  политика государства: опасаясь, что  опережающий рост доходов и как  следствие увеличение спроса может  привести к ухудшению торгового  баланса и скачку инфляции, правительство  приняло решение «охладить» экономику  путём увеличения ставок по кредитам и сокращению государственных инвестиций. Однако уже в 1966 году выяснилось, что  «управляемого» замедления экономики  не получилось и хозяйство находится  в глубоком кризисе — количество безработных удвоилось, достигнув 10 % трудоспособного населения, промышленное производство резко сократилось, впервые был зафиксирован отрицательный иммиграционный баланс. Дополнительным отрицательным фактором стало резкое обострение политической обстановки в конце 1966 — начале 1967 года[17].

       Между двумя войнами (1968—1972)

     Экономика в период между Шестидневной войной и Войной Судного дня показала смешанные результаты:

     С одной стороны, быстро и успешно  закончившаяся война повлияла на общий настрой и атмосферу  в обществе, увеличился приток инвестиций из-за рубежа. После решения де Голля  об эмбарго на продажу оружия Израилю (Франция до Шестидневной войны была основным поставщиком вооружений) были приняты и успешно осуществлены несколько крупных проектов в  оборонной промышленности, стала  развиваться металлургическая и  металлообрабатывающая отрасли. В  связи с расширением территории снова увеличились дорожные и  строительные работы, в основном по заказам военного ведомства. Эти  факторы позволили резко сократить  уровень безработицы. Возобновилась  репатриация в Израиль, при этом большинство иммигрантов новой  волны прибывало из развитых стран  запада и СССР, имея хорошее образование  и трудовую квалификацию, что также  способствовало экономическому росту.

     Тем не менее, оставался нерешённым целый  комплекс сложных проблем, главными из которых были большой дефицит  торгового баланса, удвоившийся  за период 1966—1970 гг., увеличился дефицит  государственного бюджета (12 % от ВНП  на 1972 год), главным образом за счёт увеличения расходов на социальные нужды  и оборону, рост реальных доходов  опережал рост производительности труда  в хозяйстве. Как следствие выросла  инфляция, достигшая 14 % в 1972 году[18].

       Стагнация. (1973—1977)

     На  негативные тенденции усилившиеся  к 1972 году наложились Война судного  дня и последовавший за ней  Нефтяной кризис 1973 года. Экономика  страны вступила в период рецессии.

     Инфляция  в 1973 году составила 20 % и достигла 44 % к 1977 году. Рост ВНП в эти годы составлял 3-4 %, что примерно равнялось  увеличению населения. Объёмы капитальных  вложений и строительства снизились, впервые показав отрицательный  прирост[19].

     Обменный  курс лиры был фиксированным, и устанавливался правительством. В попытке улучшить торговый баланс в 1974 году была произведена  девальвация с 4.2 до 6 лир за один доллар США. Кроме того, были установлены  различные обменные курсы для  разных видов деятельности, которые  включали в себя скрытый налог  или субсидию, в зависимости от политики государства. С 1975 года была объявлена  политика «ползучей девальвации» (ивр. «פיחות זוחל»‎) — постепенного уменьшения курса лиры медленными темпами.

     В 1977 году экономические и социальные проблемы стали одним из факторов, благодаря которым партия «Авода», впервые с момента образования государства потерпела поражение на выборах и уступила власть партии «Ликуд».

       Реформы Эрлиха. Либерализация валютного регулирования. (1977—1984)

     Новое правительство возглавил Менахем  Бегин, министром финансов был назначен Симха Эрлих, который инициировал  широкомасштабную реформу, получившую название «Экономический переворот» (ивр. «המהפך הכלכלי»‎). Целью реформы  было уменьшение государственного регулирования  и создание рыночной экономики.

     Наиболее  важной мерой была либерализация  валютной политики, были сняты практически  все ограничения на операции с  валютой и отмена фиксированного курса лиры, отныне он определялся  балансом спроса и предложения.

     Кроме того, был отменён ряд косвенных  налогов, таких как налог на поездки  за границу при одновременном  увеличении НДС с 8 до 12 %.

     Однако  по политическим причинам Эрлиху не удалось  ограничить расходы бюджета, что  было частью программы реформ, и  результатом оказался дополнительный рост инфляции. Доверие к лире было утрачено и большинство расчётов было привязано к курсу доллара. В 1980 году, в попытке обуздать инфляцию и вернуть доверие к национальной валюте была произведена денежная реформа  — вместо лиры в обращение был  выпущен шекель, обмен производился по курсу 1 шекель за 10 лир.

     В 1979 году инфляция впервые стала выражаться трёхзначной цифрой, достигнув 111 %, Эрлих был вынужден подать в отставку и на его место был назначен Игаль Горовиц, пытавшийся проводить  политику жёсткой бюджетной экономии с целью обуздать инфляцию. Его  действия не нашли поддержки правительства, и он покинул пост министра в 1981 году. На смену Горовицу пришёл Йорам Эридор, политика которого, была противоположна курсу предшественника — были снижены налоги на импортные товары, увеличены расходы на социальные нужды. Результаты оказались катастрофическими  — обесценивание денег перешло  в стадию гиперинфляции достигнув 450 % в 1984 и 500 % за первую половину 1985 года.

Информация о работе Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь