Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инфляционных процессов в мировом масштабе и оценка эффективности различных антиинфляционных методов борьбы на примере отдельных стран.

Объект исследования – инфляционные процессы.

Предмет – процесс развития инфляции и воздействие антиинфляционной политики на развитие инфляционных процессов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Инфляция: сущность, виды и причины инфляционного роста……………..5
1.1. Понятие инфляции, её виды и последствия…………………………………5
1.2. Основные причины инфляции. Экономические и социальные последствия инфляции………………………………………………………..…...8
2. Развитие инфляционных процессов в развитых странах на примере Японии и Израиля…………………………………………………………..……12
2.1. Экономические и социальные предпосылки развития инфляции в Японии……………………………………………………………………….……12
2.2. Основные причины инфляции в Израиле…………………………………17
3. Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь……………………………………………...27
3.1. Динамика развития инфляционных процессов в Республике Беларусь..27
3.2. Зарубежный опыт борьбы с инфляцией……………………………..……33
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

курсовая работа1.docx

— 166.93 Кб (Скачать)

     Таким образом, в период 2002–2009 г. можно было видеть стабилизацию инфляции до приемлемых уровней, что означало нормальное развитие бизнеса, что в свою очередь стало предпосылкой экономического роста. Конечно, без инфляции экономический рост весьма затруднителен, поэтому инфляция все же была довольно высока. В 2009 г. пи падении ВВП инфляция не упала, что стало следствием девальвации.

3.2. Зарубежный опыт  борьбы с инфляцией

 

     Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:

     - всемерное укрепление механизмов  рыночной системы, которые способны  снизить цены или хотя бы  замедлить их рост. Лишь в этом  случае вероятно изменение психологии  потребителей, устранение из нее  инфляционных мотивов. Приобретатель  должен убедиться, что колебания  цен на сравнительно небольшое  количество товаров и услуг  происходят под влиянием спроса  и предложения;

     - существование правительства национального  согласия, пользующегося доверием  большинства граждан и проводящего  антиинфляционную политику. При  этом правительств ставит перед  собой вполне определенные, практически  осуществимые и легко проверяемые  антиинфляционные задачи, заблаговременно  информируя об этом население.

     Имеются в виду, например, регулярные сообщения  об уровне инфляции, который оно  собирается удержать, и необходимом  для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются  в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители  постепенно убеждаются, что правительство  встало на путь борьбы с инфляцией  и способно контролировать ее. Чем  выше доверие населения, тем охотнее  оно приспосабливает свои решения  о ценах, предложении, спросе, сбережениях  и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы. 

     Экономическое поведение людей изменяется, что  способствует снижению инфляционных ожиданий. Эффект объявления срабатывает с  некоторым запаздыванием, которое  зависит от промежутка времени между  введением денежных ограничений  и реальными изменениями спроса и цен. Как видно, эффект объявления технически прост и непритязателен, но именно он стал действенным элементом  антиинфляционной стратегии в США, Англии, Республики Германии, где в  последние годы наблюдалось заметное ослабление инфляционных ожиданий.

     Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного  равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe

     Где: M’n – среднегодовой темп роста  предложения денег за определенный период времени; 

     Y – среднегодовой темп роста  реального товара (в постоянных  ценах) за соответствующий период; 

     Ре  – предполагаемый темп роста цен. 

     Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный  лимит надо удерживать в течение  продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности  инвестиционного процесса, уровня безработицы  и т.д. Тогда экономика дополнительно  ощутит и эффект объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих  превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию. 

     Осуществление антиинфляционной денежной стратегии  предполагает наличие современной  банковской системы, где национальный банк независим от исполнительной власти. Но даже в этих условиях проводить  антиинфляционную денежную политику непросто. Так в США, где действует высокоэффективная  банковская система, за период с 1965 по 1980 г. были предприняты по крайней  мере четыре неудачные попытки это  сделать. Объясняется это тем, что  государство, отягощенное проблемами бюджетного дефицита, необходимостью поддержания благоприятной хозяйственной  конъюнктуры и т.п., отклонялось  от намеченного антиинфляционного  курса, прибегало к закачиванию  в экономику избыточного количества денег. Подобные колебания усилили  инфляционные ожидания, усложнили задачу преодоления инфляции. более или  менее последовательную денежную стратегию  удалось осуществить при президенте Р.Рональде Уилсоне Рейгане, что  сказалось на замедлении темпов инфляции в американской экономике.

     Заметим, что стоит денежным ограничениям хотя бы немного стабилизировать  темп роста цен, начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания. При прочих равных условиях, чем слабее ожидания, тем выше склонность с сбережениям. В свою очередь, приток сбережений позволяет  решать бюджетные проблемы, в частности  финансировать дефицит, все меньше прибегая к займам национального  банка. Последнему становится легче  проводить неинфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех  денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, т.е. представляет собой самоусиливающийся процесс.

     Режим жестких денежных ограничений относится  к сильнодействующим регуляторам  экономики, и пользоваться им надо с  предельной осторожностью. Поскольку  рыночные механизмы работают не идеально, проведение антиинфляционной денежной политики сначала обязательно оборачивается  резким подъемом процентных ставок. Так, в начале 70-х годов подобные действия Федеральной резервной системы  США стали одной из причин волны  банкротств, а в 1981 – 1982 годах способствовали экономическому спаду, охватившему  всю американскую экономику.

     В высокомонополизированном хозяйстве, где доминирует государственный  сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы ведет  не только к стабилизации цен, но и  к сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением  экономики, ее демонополизацией, развитием  рыночной инфраструктуры.

     Стратегическая  задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением  налогов и уменьшением издержек государства.

     Рост  налогов, формирующих доходную часть  бюджета, может принести краткосрочный  результат. В долгосрочном периоде  такая политика оборачивается снижением  инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов  могут вызвать сужение налоговой  базы, т.е. суммы выгод, с которых  идут отчисления в бюджет. Современная  налоговая система развивается  в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным  хозяйствам. Например, в США доля налогов на выгода в выгодах федерального бюджета не превышает 8%. Линия правительства, намеревающегося покончить с  бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у  экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.

     Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на выгода и  добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному  процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости населения, следовательно, массы выгод, подлежащих налогообложению. В конечном счете  вероятен рост государственных прибылей и сокращение дефицита.

     Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей. Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. Напомним, что с точки зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные кредиты в национальном банке или денежная дополнительный выпуск. Чтобы такой поворот стал реальностью, подоходное налогообложение должно строиться на основе прогрессивной шкалы, а снижение ставок распространяться прежде всего на лиц с высокими прибылями, ибо у них склонность к сбережению выше, чем у малоимущих.

     Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому  основная нагрузка, связанная с сокращением  дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных затрат. Сокращение бюджетных ассигнований, а вместе с ним и дефицита представляет собой сложный процесс, требующий  довольно продолжительного времени. Недопустимы  резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета.

     Например, государственные дотации убыточным  предприятиям за счет средств бюджета  является необоснованными в рыночном хозяйстве. Предположим, что они  прекращены. Конечно, дефицит бюджета  уменьшится. Одновременно последуют  массовые банкротства и увольнения, начнется рост безработицы, что нанесет  бюджету двойной удар. С одной  стороны, потребуется увеличить  государственные расходы, связанные  с социальным обеспечением дополнительного  количества безработных, их переквалификацией, трудоустройством и т.д. С другой – станет неизбежным сокращение прибылей за счет снижения дохода предприятий  и уменьшения суммы подоходного  налога. Возможно, что в конечном счете правительство получит  противоположный результат –  увеличение дефицита, ускорение инфляции.

     Главный принцип сокращения бюджетных издержек состоит в следующем: постепенное  уменьшение финансирования тех видов  деятельности государства, которые  можно передать рынку. Речь идет о  прекращении чрезмерного вмешательства  государства в инвестиционный процесс  и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и  субсидий, частичной приватизации здравоохранения  и образования и т.д.

     Разумная  осторожность не должна препятствовать бескомпромиссному наступлению  на дефицит бюджета, желательно в  рамках единой антиинфляционной стратегии, подкрепленной другими мерами –  государственным стимулированием  научно-технического прогресса, структурной  перестройкой экономики, ориентацией  инвестиций на производство потребительских  товаров, конверсией военной экономики  и т.п. Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Помогая структурным преобразованиям  и налаживая конверсию военного производства, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Это особенно важно в отечественной  экономике, чувствительной к инфляции предложения. Вводя в действие налоговые и кредитные регуляторы, государство способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг (бытовой электроники, средств связи, информации и т.п.), формированию новых рынков. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технику и технологию, например в Страны восходящего солнца, инфляции надежно контролируется и уже не представляет серьезной угрозы для экономики.

     Национальная  антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику  со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано  с перемещением через границы  краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает  в банковскую систему, переводится  в национальную валюту и превращается в краткосрочные займы, увеличивая деньги в экономике. Другая часть  капиталов может поступить к  правительству, которое берет займы  за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают  инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центробанк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить  возросшую денежную массу и переправить  определенную ее часть в централизованные резервы.

     Таковы  основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует  по прошествии длительного периода  времени.

     Антиинфляционная  тактика. Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал  антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. резервы краткосрочного регулирования  не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом  воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более  радикальному лечению инфляционного  недуга. 

     Антиинфляционная  тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение  без соответствующего повышения  спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия  принесут меньший эффект.

     Краткосрочные резервы роста предложения.

     Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие  побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных дополнительных расходов, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.

Информация о работе Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь