Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инфляционных процессов в мировом масштабе и оценка эффективности различных антиинфляционных методов борьбы на примере отдельных стран.

Объект исследования – инфляционные процессы.

Предмет – процесс развития инфляции и воздействие антиинфляционной политики на развитие инфляционных процессов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Инфляция: сущность, виды и причины инфляционного роста……………..5
1.1. Понятие инфляции, её виды и последствия…………………………………5
1.2. Основные причины инфляции. Экономические и социальные последствия инфляции………………………………………………………..…...8
2. Развитие инфляционных процессов в развитых странах на примере Японии и Израиля…………………………………………………………..……12
2.1. Экономические и социальные предпосылки развития инфляции в Японии……………………………………………………………………….……12
2.2. Основные причины инфляции в Израиле…………………………………17
3. Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь……………………………………………...27
3.1. Динамика развития инфляционных процессов в Республике Беларусь..27
3.2. Зарубежный опыт борьбы с инфляцией……………………………..……33
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

курсовая работа1.docx

— 166.93 Кб (Скачать)

       Шокоая терапия (1985—1989)

       Израильский шекель в гиперинфляцию  1980-х

     В сентябре 1984 года к власти пришло правительство  национального единства, под руководством Шимона Переса, министром финансов стал Ицхак Модаи. К лету 1985-го была принята и начала осуществляться программа экономической стабилизации. Программа преследовала две основные цели: сокращение бюджетного дефицита и борьба с инфляцией. Основными  пунктами программы были:

     Радикальное сокращение расходных статей бюджета, в первую очередь всех видов субсидий

     Уменьшение  реальной заработной платы в хозяйстве, с целью сократить спрос на внутреннем рынке, повысить конкурентоспособность  израильского экспорта и снизить  уровень безработицы

     Значительная  девальвация шекеля по отношению  к доллару и удержание стабильного  обменного курса на новом уровне как можно более длительное время

     Замораживание цен на ограниченное время

     Проведению  реформы способствовало достижение широкого общественного консенсуса о необходимости остановить инфляцию, а также компромиссы достигнутые  на переговорах с деловыми сектором и профсоюзами. Главной уступкой со стороны правительства стала  отмена решения о массовом увольнении госслужащих, профсоюзы со своей  стороны согласились на значительное снижение зарплат в общественном секторе.

     K концу 1985 года стало ясно, что  ближайшие цели программы достигнуты  — годовой уровень инфляции  составил 20 %, существенно снизился  дефицит бюджета, в последующие  три года удалось сохранить  эту тенденцию, хотя по политическим  причинам были сделаны определённые  послабления в финансовой политике, бюджеты 1986—1989 годов не включали  в полном объёме изначально  запланированных сокращений. Успеху  способствовали также внешние  факторы: значительное снижение  мировых цен на нефть и предоставленный  США грант на сумму в полтора  миллиарда долларов.

     Несмотря  на значительное улучшение ряда показателей, стратегическая задача не была решена — экономический рост оставался  на уровне кризиса 1965—1967 года[20].

       Первая половина 90-х годов, массовая репатриация

     В начале 90-х годов резко увеличилось  число прибывающих в Израиль  репатриантов, в основном из республик  бывшего СССР, всего в период с 1990 по 1996 год прибыло свыше 600 тысяч  человек.[21].

     В краткосрочной перспективе волна  иммиграции вызвала резкое увеличение расходов бюджета на их приём, размещение и содержание на начальном этапе, рост безработицы, превысившей 10 % численности  трудоспособного населения. Однако уже к середине 90-х стало очевидно, что такие факторы как появление  на рынке труда большого количества квалифицированных работников, резкое увеличение внутреннего спроса создали  положительный эффект перевешивающий временные трудности. Рост ВНП за этот период составил 42 %. Продолжилось снижение инфляции, к 1996 году она достигла 9 %[19]. Временное улучшение обстановки в регионе связанное с подписанием  Норвежских соглашений в 1993 и мирного  договора с Иорданией в 1994 году привело  к резкому увеличению иностранных  инвестиций в экономику страны.

       Замедление темпов роста (1996—1998)

     Темпы экономического роста снизились  в период с 1996 по 1998 год, ухудшился  также ряд важных экономических  показателей. Считается, что основная причина — отрицательное влияние экономических кризисов в Азии и России оказавшие значительное негативное влияние на мировую экономику в целом.

       Экономическая ситуация 1998—2000 годов

     Начиная с середины 90-х годов в экономике  Израиля произошли существенные структурные изменения связанные  с переориентацией на промышленность высоких технологий. С 1995 года, объём  производства в «традиционных» отраслях, как в денежном, так и в натуральном  выражении практически не изменился, в то время как в высокотехнологичном  секторе он возрос на 72 %[22].

       Двадцать первый век

     Обострение  Израильско-Палестинского конфликта, сложности переживаемые мировым  рынком высоких технологий, кризис в строительной и туристической  отраслях, а также слабая финансовая дисциплина привели к небольшому снижению ВНП в 2001—2002 годах.

     Экономика страны возродилась в 2003 и 2004 гг., зафиксировав ежегодный рост на 4 %, благодаря правительственным  мерами по ужесточению фискальной политики и структурным реформам направленным на развитие конкуренции и более  свободного рынка. В 2005 году, повышение  потребительского спроса, восстановление туристического сектора, и прямых иностранных  инвестиций в сочетании с увеличением  экспорта ускорили рост ВНП до 4,7 %.

     В 2007—2009 годах на шельфе Средиземного моря были обнаружены месторождения  природного газа, крупнейшим из которых  является «Тамар» с разведанными запасами около 200 млрд м³. По оценкам  специалистов разведанные месторождения  позволят Израилю самостоятельно обеспечивать потребности в природном газе в течение 20-30 лет.

     Израиль - развитая индустриально-аграрная страна. К экономике Израиля может  быть применено понятие рыночной. Государство занимает главенствующую роль в ключевых производственных отраслях: электроснабжение, водоснабжение, железнодорожный  транспорт, нефтеперегонные заводы.

     Созданию  израильской экономики также  способствовали средства, полученные в основном из Европейских стран  и США. В 1950-60-х годах требовалось  обеспечить почти 2 миллиона иммигрантов  пищей, одеждой, жильем и другими  услугами в сферах здравоохранения, образования, построить больницы, фабрики, дороги, учебные заведения и новые  дома.

     Израиль входит в десятку самых богатых  стран мира по размерам дохода на душу населения. Здесь производятся продовольственные  товары, ткани, одежда, табачные изделия, электронное оборудование, в т. ч. для военных целей и медицины, а также бриллианты (Израиль является одним из крупнейших мировых центров  по обработке и шлифовке алмазов).

       Также в стране развиты металлургия и машиностроение, включая авиа- и судостроение, фармацевтическая промышленность, микроэлектроника, производство компьютеров и роботов, в т. ч. и для военной промышленности.

       В стране хорошо развито сельское хозяйство, значительная доля производства идет на экспорт. Основные выращиваемые культуры - арахис, хлопок, пшеница, подсолнечник. Из овощей - томаты, огурцы, перец, картофель и лук. Плодовые культуры - бананы, сливы, груши, финики, яблоки, киви, манго, персики, маслины, некоторые сорта винограда и т. д.

     В Израиле разводят и крупный скот, овец, коз, некоторые виды домашней птицы. Надои молока в стране одни из самых высоких в мире. В прудах разводят карпов, лобанов и другую рыбу, в Средиземном море ведется  промысел сардин.

     Главными  источниками доходов государства  являются пошлины, налоги (около 25% ВВП) и иностранный туризм.

     Израиль занимает 18-е место в мире по размеру  ВВП на душу населения

     В 2009 году этот показатель вырос на $4079 и достиг $31,767. Доля в мировом ВВП в 2008 году составила 0,43%. Темпы роста ВВП Израиля в первом квартале 2008 года достигли в годовом исчислении 5.4% — это даже несколько выше, чем в рекордно благоприятном 2009 году, когда ВВП страны вырос на 5.3%.

     Фантастически высокие темпы роста сохраняют  высокотехнологичные отрасли. В  первом квартале текущего года производство в этих отраслях росло со скоростью 12.6% годовых. Такие показатели израильского хай-тека особенно впечатляют в ситуации резкого падения курса доллара, укрепления шекеля и экономического кризиса в США.

     Экономически  активное население 2499 тыс. чел. Основная его часть занята в промышленности (17,3%), в оптовой и розничной  торговле, мастерских по ремонту автомобилей  и бытовой техники (13,2%), в сфере  недвижимости, аренды и предпринимательства (12,3%), в здравоохранении и социальном обслуживании (9,9%). Отраслевая структура  ЯВД: сельское хозяйство - 3%, промышленность - 30%, сфера услуг - 67%.

     Отсутствие  большинства природных ресурсов, Израиль компенсировал развитием  трудоёмких отраслей промышленности, требующих привлечения высококвалифицированных  рабочей силы, а так же созданием  центров научных разработок и  современной системы образования. Так, значительная часть промышленности ориентирована на создания высококачественной продукции с использованием новейших технических средств в таких  областях, как медицинская приборостроение, агротехника, телекоммуникация, производство пищевых продуктов, химических препаратов, разработка компьютеров и систем использования солнечной энергии. Высокотехнологичные отрасли промышленности дают около 50% объема всего промышленного  производства Израиля. Темпы роста  промышленного производства в первом квартале 2008 года оказались значительно выше, чем в 2009 году и достигли 9% в годовом исчислении.

     Мировой экономический кризис приобретает  все большие масштабы. В следствии  кризиса в Израиле ожидается  сокращение бюджета на 45 миллионов  долларов.

     Израильский шекель стал конвертируемым и теперь может свободно обмениваться на любую из 15 основных ведущих валют во всех крупных финансовых структурах мира. По мнению экспертов это должно повлиять на кредитный рейтинг Израиля, укрепив его позиции в глазах международных инвесторов.

     На  сегодня показатель инфляции в стране составляет 3,4%, уровень безработицы - 6%. По мнению экспертов, экономика  Израиля демонстрирует достаточную  стойкость к кризису.

     Лидер оппозиции в Кнессете Биньямин Нетаньяху  считает, что мировой экономический  кризис не столько опасность, сколько  хороший шанс для израильской  экономики, и этот необходимо использовать.

     С помощью грамотной экономической  политики можно повысить темпы роста  ВВП до 6-7% в год.

     Рецепты экономического прорыва на фоне мирового кризиса, названные бывшим премьером, включают в себя законодательное  сокращение кабинета министров до 18 портфелей, продолжение сокращения штатов госсектора за счет «естественного выхода на пенсию» в объеме 3% в  год, сокращение налогов, снятие административных налогов в экономике и использование  «уникальных стратегических преимуществ» Израиля.

       По мнению Нетаньяху, такая  маленькая страна, как Израиль,  может воспользоваться мировым  экономическим кризисом, чтобы, проводя  динамичные реформы, повысить  конкурентоспособность своих товаров  и захватить новые рынки.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  как и по отношению к большинству  западноевропейских стран, к Израилю  может быть применено понятие  рыночной экономики. Однако точнее было бы говорить об экономике смешанного типа, потому что до сих пор значительное влияние на экономику страны оказывает  государство. За годы независимого существования, Израиль из полуаграрной страны превратился  в современное индустриальное государство.

     В Израиле большинство земель принадлежит  государству и контролируемым им институтам. Государству же принадлежит  главенствующая роль и в некоторых  ключевых производственных отраслях (электроснабжение, водоснабжение, железнодорожный транспорт, нефтеперегонные заводы).

     Нынешнее  положение Израиля - плод тех политических и экономических процессов, которые  протекали в стране на протяжении многих лет, и на "экономическом  теле Израиля" все еще заметны "родимые пятна" социализма, правда, со временем все больше и больше бледнеющие.

     Израиль стал синонимом хай-тека конца XX века. В преддверии третьего тысячелетия  иностранные инвесторы были полны  безудержного оптимизма по поводу будущего израильской экономики вообще и сектора хай-тек в частности. Тель-Авив и его пригороды превратились в один из ведущих мировых центров предприятий высоких технологий, в котором действуют как исследовательские отделения крупных международных концернов, так и тысячи старт-ап компаний.

     В настоящее время происходящее за океаном самым непосредственным образом отражается на экономике  этой страны, однако в условиях мирового экономического кризиса Израиль  демонстрирует достаточную стойкость  и даже планирует новые реформы.  
 

Информация о работе Антиинфляционная политика: направления регулирования инфляционных процессов в Республике Беларусь