Анализ затрат на производство продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является анализ затрат, входящих в состав издержек производства, и дальнейшее определение направления минимизации производственных затрат.
В ходе решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Определить характеристику и виды деятельности ОАО «ЧЭМК», а также определить особенности организации производства.
- Изучить особенности учета производственных затрат в железнодорожном цехе ОАО «ЧЭМК».
- Провести анализ затрат.
- Предложить направления снижения себестоимости затрат в железнодорожном цехе ОАО «ЧЭМК».

Работа содержит 1 файл

Челябинск.docx

— 127.56 Кб (Скачать)

3.2 Анализ косвенных  затрат

Косвенные затраты в себестоимости  продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные  расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путем сравнения  фактической их величины на рубль  товарной продукции в динамике за 5-10 лет, а также с плановым уровнем  отчетного периода. Такое сопоставление  показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции  в динамике и по сравнению с  планом, и какая наблюдается тенденция - роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное  изменение затрат. По своему составу  это комплексные статьи и состоят  они, как правило, из нескольких элементов  затрат.

Расходы по содержанию и. эксплуатации машин и оборудования включают амортизацию  машин и технологического оборудования, затраты по их содержанию, затраты  по эксплуатации, расходы по внутризаводскому перемещению грузов, износ МБП  и др. Некоторые виды затрат (к  примеру амортизация) не зависят  от объема производства продукции и  являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят  от его изменения и являются условно-переменными. Степень их зависимости от объема производства продукции устанавливается  с помощью коэффициентов, величина которых определяется опытным путем, или с помощью корреляционного  анализа по большой совокупности данных об объеме выпуска продукции  и сумме этих затрат.

Общая сумма амортизации  зависит от количества машин и  оборудования, их структуры, стоимости  и норм амортизации. Стоимость оборудования может измениться за счет приобретения более дорогих машин и их переоценки в связи с инфляцией. Нормы  амортизации изменяются довольно редко  и только по решению правительства.

Сумма амортизации, отнесенная на конкретный вид продукции, кроме  перечисленных факторов, зависит  еще от изменения суммы прямых затрат, являющихся базой ее распределения. Удельная амортизация на единицу  продукции зависит и от объема производства продукции. Чем больше продукции выпущено на данных производственных мощностях, тем меньше амортизации  и других постоянных затрат приходится на единицу продукции.

Эксплуатационные расходы, зависят от количества эксплуатируемых  объектов, времени их работы и удельных расходов на одну тысячу тонн перевозки.

Затраты на капитальный, текущий  и профилактический ремонт зависят  от объема ремонтных работ, их сложности, степени изношенности основных фондов, стоимости запасных частей и ремонтных  материалов, экономного их использования.

Расходы на внутреннее перемещение  грузов зависят от вида транспортных средств, полноты их использования, степени выполнения производственной программы, экономного использования  средств на содержание и эксплуатацию подвижного состава.

На сумму износа МБП  влияют объем производства продукции  и уровень расходов на одно изделие, который в свою очередь зависит  от того, насколько рационально и  экономно используются инструменты, малоценный инвентарь, налажен ли действенный  контроль за их сохранностью и исправностью.

Коммерческие расходы  включают затраты по отгрузке продукции  покупателям: погрузочно-разгрузочные работы, доставка и т. д.

Расходы по доставке товаров  зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.

Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с  изменением веса отгруженной продукции  и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции.

Расходы на тару и упаковочные  материалы зависят от их количества и стоимости. Количество в свою очередь  связано с объемом отгруженной  продукции и нормой расхода упаковочных  материалов на единицу продукции.

Экономия на упаковочных  материалах не всегда желательна, так  как красивая, эстетичная, привлекательная  упаковка - один из факторов повышения  спроса на продукцию и увеличение затрат по этой статье окупается увеличением  объема продаж. То же можно сказать  и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинговые  расходы.

В заключение анализа косвенных  затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются  конкретные рекомендации по их освоению.

Проведем анализ косвенных  затрат по статьям калькуляции:

Таблица 3.3 – Смета по статьям косвенных затрат

Статьи затрат

2006г., тыс.руб

2007г., тыс.руб

удельный вес, %

Отклонение 2007г. – 2006г.

2006

2007

тыс.

руб

%

Капитальный ремонт

11753

10613

38,69

33,54

-1140

-10%

Топливо (энергоресурсы)

2702

3012

8,89

9,52

310

11%

Инвентарь и сменное оборудование

50

109

0,16

0,34

59

118%

Текущий ремонт

4871

5426

16,03

17,15

555

11%

Содержание основных средств

3709

3916

12,21

12,38

207

6%

Амортизация основных фондов

648

472

2,13

1,49

99

14%

Работа транспортных цехов

730

829

2,40

2,62

99

14%

Охрана труда

490

325

1,61

1,03

-165

-34%

Зарплата аппарата управления с отчислениями

4371

4945

14,39

15,63

574

13%

Выслуга лет с отчислениями

755

912

2,49

2,88

157

21%

Прочие затраты

302

1080

0,99

3,41

778

258%

Сумма затрат

30381

31639

100,00

100,00

 

4%


Как показали расчеты (таблица 3.3) сумма косвенных затрат в цехе ЖДТ на конец 2007 года выросла по сравнению  с 2006 годом на 4%, определим за счет каких факторов произошел прирост  суммы косвенных затрат.

Основным источником формирования затрат в цехе является капитальный  ремонт основных средств. Его удельный вес в сумме общих затрат составил 38,69% по состоянию на 2006 год, и 33,54% к  концу 2007 года. Данная статья затрат является наиболее объемной, это связано с  некачественным отношением персонала  к оборудованию, несвоевременное  обнаружение мелких поломок и  дефектов. И хотя на конец 2007 года затраты  на данную статью снизились на 10% все  же следует изыскивать дополнительные пути снижения капитального ремонта, это  может быть достигнуто за счет увеличения выплат премий персоналу, обслуживающему работу основных средств.

Также в 2007 году снизилась  сумма затрат на охрану труда, для  данного цеха это мероприятие  является нецелесообразным, так как  работа в цехе является травмоопасной, и снижение затрат на охрану труда  может негативно повлиять на деятельность рабочего персонала.

Основные статьи затрат к  концу 2007 года увеличились. Основным источником увеличения затрат явились прочие затраты, которые увеличились на 258% по независящим  от цеха причинам.

Увеличение таких статей как амортизация основных фондов и содержание основных средств произошло  за счет увеличения количества основных средств.

Также выросли показатели по заработной плате: увеличение статьи затрат по выслуге лет говорит  о том, что в персонал цеха работает на своем рабочем месте в течении  продолжительного времени, следовательно  цех не испытывает большой текучести  кадров.

В целом затраты по цеху возросли незначительно (4%), учитывая то, что на предприятии увеличилась  сумма основных средств, данный факт увеличения затрат можно не рассматривать  как отрицательный. Но все же для  снижения косвенных затрат цеху необходимо принимать все усилия по снижению капитального ремонта основных средств.

3.3 Направления  снижения себестоимости затрат  на примере ОАО «ЧЭМК»

Финансовый результат (прибыль  или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница  между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается к  бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной  в денежном выражении, равной величине поступлений денежных средств и  иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (без  сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных обязательных платежей.

Увеличение объема производства при неизменной стоимости материальных и трудовых ресурсов может быть обеспечено только в результате снижения себестоимости. Наиболее важным источником ее снижения является рост производительности труда. Так в результате трудоемкости экономия обеспечивается путем уменьшения затрат на оплату труда с учетом дополнительной заработной платы и отчислений на социальное страхование в расчете  на единицу продукции, определяется также экономия на амортизационные отчисления вследствие улучшения использования времени работы оборудования, экономия на условно-постоянные расходы.

Снижение трудоемкости продукции, рост производительности труда можно  достигнуть следующими способами:

-  совершенствование средств труда (внедрение прогрессивной техники, повышения доли современного оборудования), предметов труда (внедрение прогрессивных видов сырья, материалов);

-  улучшения использования сырья и материалов;

-  процессов внедрения прогрессивной технологиями, механизация и автоматизация производства.

Внедрение более производительного  оборудования обеспечивает экономию заработной платы (живого труда). Повышение производительности труда заключается в том, что  доля живого труда уменьшается, а  доля прошлого труда увеличивается, но увеличивается так, что, следовательно, количество живого труда уменьшается  больше, чем увеличивается количество прошлого труда.

В целом на предприятии  затраты на оказание транспортных услуг  возросли по сравнению с плановыми  затратами. Темпы роста затрат на оказание услуг превышают темпы  роста стоимости произведенных  перевозок. Это указывает на то, что  рост затрат на оказание услуг происходил на фоне повышения удельных расходов ресурсов производства и интенсивных  сдвигов в составе объемов  перевозок.

Наибольшее влияние на увеличение затрат, в разрезе калькуляционных  статей, оказало увеличение материальных затрат, в частности:

- увеличение используемых  материалов на текущий ремонт  основных средств (рост составил  по сравнению с плановыми затратами  27,1%),

- увеличение цеховых распределяемых  расходов, в основном, за счет  текущего ремонта (рост по сравнению  с плановыми затратами на 21,4%).

Основные направления  экономии:

- снижение материалоемкости  перевозок за счет внедрения  новых, более экономичных видов  транспорта; применения ресурсосберегающей  техники и технологии, малоотходной  технологии, использования прогрессивных  видов материалов, устранения потерь при хранении и транспортировке материалов, ужесточения контроля за сбережением материалов, ликвидации брака и потерь материалов;

- возможная экономия затрат  по оплате труда, включаемых  в состав себестоимости перевозок.  Рассматривая резервы по этому  блоку, следует исходить из  целевой направленности:

- на разумное увеличение  дохода, приходящегося на одного  работника, и правильное соотношение  фонда оплаты труда и других  выплат и льгот;

- снижение и ликвидацию  непроизводительных выплат;

- на нормальное соотношение  роста дохода работника и соответствующего  прироста объема, повышения качества  и потребительских свойств продукции.

Целевая направленность анализа  заключается в том, что необходимо выделить неоправданные суммы перерасхода, т.е. перерасход по оплате, не сопровождаемый дополнительным ростом объема грузоперевозок или повышением ее качества, и непроизводительные расходы, которые связаны с теми или иными нарушениями (оплата простоев, оплата отклонений от технологического процесса, дополнительная оплата сверхурочных часов).

анализ резервов возможного снижения накладных расходов, который  ведется по каждой группе накладных  расходов: общехозяйственным, коммерческим. Целевая направленность анализа: выявление  необоснованных перерасходов и возможные  пути их снижения; возможная ликвидация непроизводительных выплат (штрафов, пеней, неустоек, потерь и порчи).

Все это позволяет подойти  к вопросу обоснованного планирования снижения затрат и изменения прибыли  на новый планируемый период.

Возможные пути роста прибыли  цеха ЖДТ:

- снижения себестоимости  грузоперевозок;

- роста объема оказанных  транспортных услуг;

- повышения качества услуг;

- снижения внереализационных  потерь и убытков;

- ликвидации убыточности  и малорентабельности грузоперевозок.

Резервы можно реализовать  путем совершенствования конструкции, технологии, модернизации и ввода  нового оборудования, совершенствования  организации труда, производства и  управления.

 

Заключение

Важнейшим внутренним фактором роста прибыли выступает себестоимость. Снижение себестоимости обеспечивает увеличение прибыли, формирует цену на услуги, обеспечивая необходимый  уровень рентабельности.

Следовательно, прогнозируемый уровень себестоимости должен быть не только ниже рыночных цен на подобную продукцию, работы, услуги, но и обеспечить при этом должный уровень доходности.

В настоящее время учет затрат на производство и калькулирования  себестоимости услуг занимают значительное место в общей системе бзосгалтерского  учета.

Этот учет имеет целью  обеспечить администрацию цеха информацией  для контроля за производственной деятельностью  и принятия решений по результатам  этой деятельности. Данная информация позволяет оперативно управлять процессом производства. Все это говорит об актуальности правильной постановки учета затрат на производство.

Существуют различные  группировки затрат, входящих в состав издержек: по виду производства, по месту  возникновения затрат, по виду затрат. Последняя группировка затрат наиболее распространена. В соответствии с  ней существуют два метода классификации  затрат: по экономическим элементам  и по статьям расходов (составление  сметы). Классификация затрат по экономическим  элементам дает возможность знать  структуру себестоимости и позволяет  проводить целенаправленную политику по улучшению экономики предприятия. Однако, на основе сметного разреза  нельзя определить конкретное направление  и место использования затрат. Для этого используется классификация  по статьям расхода.

В результате проведённой  работы можно сделать следующие  выводы: методика учёта затрат на производство, применяемая в железнодорожном  цехе в целом не противоречит правилам ведения бухгалтерского учёта.

Информация о работе Анализ затрат на производство продукции