Анализ затрат на производство продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является анализ затрат, входящих в состав издержек производства, и дальнейшее определение направления минимизации производственных затрат.
В ходе решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Определить характеристику и виды деятельности ОАО «ЧЭМК», а также определить особенности организации производства.
- Изучить особенности учета производственных затрат в железнодорожном цехе ОАО «ЧЭМК».
- Провести анализ затрат.
- Предложить направления снижения себестоимости затрат в железнодорожном цехе ОАО «ЧЭМК».

Работа содержит 1 файл

Челябинск.docx

— 127.56 Кб (Скачать)

В цехе произошло увеличение уровня заработной платы производственных рабочих, что вызвало увеличение расходов не единый социальный налог  и в сумме эти затраты увеличились  на 512780 руб. данный факт был вызван значительным перевыполнением плана и увеличением  рабочего времени.

Также в цехе произошло  увеличение амортизации на 1548 руб., это было связано со списанием  не полностью самортизированных  средств.

Снижение затрат на содержание основных средств обусловлено введением  нового оборудования, обеспечивающего  снижение затрат на дизтопливо, а также  его текущее содержание. При этом была увеличена заработная плата  персоналу обслуживающему данные новые  основные средства.

Основной статьей в  затратах СПВ явился текущий ремонт, это объясняется тем, что в  цехе большое количество основных средств, которые работают в течении продолжительного времени, и требуют значительных расходов на ремонт.

 

3. Анализ затрат  предприятия на производство  услуг

3.1 Анализ прямых  затрат

Как правило, наибольший удельный вес в себестоимости перевозок  и погрузки-выгрузки товаров в  цехе ЖДТ занимают затраты на сырье  и материалы. Общая сумма затрат по этой статье зависит от объема производства продукции, ее структуры и изменения удельных затрат на отдельные виды работ.

Удельные материальные затраты  на отдельные виды работ в свою очередь зависят от количества (массы) расходованных материалов на тысячу тонн перевозимой продукции и  средней цены единицы материалов.

В состав прямых материальных затрат железнодорожного цеха относится  дизельное топливо.

Этот материал отпускают  в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода  и оформляют его требованиями и накладными.

Даже тогда, когда решение  о нормировании затрат принято организацией, остается вопрос о том, какими должны быть эти нормативы. Должны ли они  отражать максимально возможную  эффективность производства или  реально достижимую в имеющихся  условиях результативность?

Пожалуй, можно выделить две категории нормативов - идеальные  и реально достижимые.

Идеальные нормативы отражают максимально возможную эффективность  использования ресурсов, т.е. описывают  затраты, которые могли бы иметь  место в идеальном производственном процессе.

Реально достижимые нормативы  отражают высокий уровень эффективности, достижимый при существующих в настоящий  момент на данном предприятии уровнях  развития техники и технологии. В  отличие от идеальных нормативов, реальные нормативы включают технологические  потери ресурсов, однако не следует  думать, что они избыточны - реально  достижимые нормативы также разрабатываются  исходя из высокой производственной эффективности.

Расход дизельного топлива  зависит от таких факторов как, вес  поднимаемого или перемещаемого  груза, технического состояния крана  или локомотива, климатических условий, условий эксплуатации, регулировки  топливной аппаратуры и настройки  основных рабочих узлов.

Рассмотрим на конкретном примере.

Удельный расход топлива  для дизелей ЯМЗ-236Д установленных  на железнодорожных кранах рассчитывается следующим образом:

- во время работы железнодорожного  крана в течение смены происходит  постоянное изменение режимов  по мощности, поэтому при расчетах  расхода дизельного топлива мощность  работы крана принимается за 30%. (т.е. при работе крана включение  механизмов происходит попеременно,  в пределах 27-36% от номинальной  мощности дизеля, по мощности  включаемых механизмов).

- исходные данные по  расходу дизельного топлива берутся  с технической характеристики  дизелей типа ЯМЗ.

Под расходом материала в  производстве понимают их непосредственное потребление в процессе производства.

По истечении месяца кладовщик, т.е. материально ответственное лицо за хранение и выдачу этого материала  составляет отчет о расходе материала, где указывает нормативный и  фактический расход материала.

В практике работы железнодорожного цеха возможно использование неполного  нормативного учета. Неполный вариант  осуществляется только по нормативам прямых затрат, что, конечно, облегчает  установление нормативов в дальнейшие расчеты. Кроме того, наиболее информативными с точки зрения управленческих решений  являются именно отклонения прямых затрат и поэтому такой вариант в  большинстве случаев будет оптимальным.

С одной стороны, высокие  нормативы стимулируют сотрудников  к повышению производительности труда, а с другой - могут вызвать  разочарование из-за очевидной невозможности  их выполнить. В отдельных случаях  излишне жесткие нормативы могут  стать тормозом на пути продвижения  продукции на рынок.

Производственные нормы  расхода дизельного топлива устанавливаются  на один год и пересматриваются при  условии, если были изменения в применяемой  технике и технологии в данном периоде.

Следует отметить, что нормативы, наилучшим образом способствующие мотивации сотрудников, не всегда хороши для целей учета и планирования. Например, при составлении бюджетов следует опираться на реально достижимые нормативы, поскольку только они обеспечивают баланс между потреблением ресурсов в системе и производстве.

В составе затрат на электроэнергию отражается стоимость покупной электроэнергии, расходуемой на передвижение поездов  с электрической тягой и электросекций, на технологические (электроплавку, электросварку, электролиз и т.д.), энергетические, осветительные и другие производственные и хозяйственные цели цеха.

Затраты на топливо и энергию  определяют исходя из норм их расхода  на один локомотив. При этом в сумму  расхода топлива включаются стоимость  его по учетным ценам и соответствующая  доля транспортно-заготовительных  расходов.

По статье «Заработная  плата производственных рабочих» планируют  и учитывают основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих и инженерно-технических  работников, непосредственно связанных  с выработкой продукции. В состав основной заработной платы производственных рабочих включают: оплату операций и работ по сдельным нормам и расценкам, а также повременную оплату труда; доплаты по сдельно - и повременно-премиальным  системам оплаты труда, районным коэффициентам  и др.; доплату к основным сдельным расценкам в связи с отступлением от нормальных условий производства.

Для отнесения суммы заработной платы и отчислений органам социального  страхования на объекты калькуляции  составляют разработочную таблицу (машинограмму) распределения заработной платы на основании первичных  документов по учету выработки и  расчетно-платежных ведомостей.

Основная заработная плата  производственных рабочих включается в себестоимость отдельных видов  продукции или однородных ее видов  прямым путем. Ту часть заработной платы, которую невозможно прямым путем  отнести на себестоимость отдельных  изделий, распределяют косвенно-пропорционально  сметной ставке этих расходов на единицу  продукции.

Дополнительную заработную плату производственных рабочих  и отчисления на социальные нужды  с заработной платы производственных рабочих распределяют между видами продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

В соответствии с действующими положениями всю сумму начисленной  заработной платы производственных рабочих разделяют на две части: заработная плата по нормам и отклонения от норм. Отклонения от норм выявляют, как правило, методом документирования. Его сущность заключается в том, что заработная плата в пределах норм начисляется рабочим по принятым документам. Начисление заработной платы  сверх норм осуществляется по специально выписанным документам — листкам  на доплату, нарядам на выполнение работ, не предусмотренных технологией, листкам  учета простоев, нарядам на исправление  брака. Отклонения по заработной плате  рабочих, оплачиваемых повременно, выявляют при распределении начисленных  сумм пропорционально нормативным  ставкам сопоставлением фактически начисленной заработной платы с  нормативной суммой.

Для контроля за отклонениями по заработной плате целесообразно  по пятидневкам и декадам составлять ведомость (машинограмму) на отклонения. В подлежащем машинограммы указывают  причины отклонений (неисправность  и несоответствие оборудования; замена сырья и. материалов; отсутствие и неисправность инструментов и приспособлений; выполнение операций, не предусмотренных технологическим процессом; исправление брака и др.), а в сказуемом — виновников (инициаторов) отклонений. В организациях, как правило, используют отраслевую номенклатуру причин и виновников отклонений.

Проведем анализ прямых материальных затрат.

Общая сумма материальных затрат в целом по цеху зависит  от объема производства (ОП), его структуры (Уд) и изменения удельных материальных на отдельную услугу (УМЗ). Уровень  последних, в свою очередь, может  измениться из-за объема производства (УР) и средней стоимости материальных ресурсов (Ц).

Анализ целесообразно  начинать с изучения факторов изменения  материальных затрат для чего используется следующая факторная модель:

УМЗ = ∑(УР*Ц).

Расчет влияния данных факторов произведем способом цепной подстановки.

Метод цепной подстановки  имеет тот недостаток, что его  результаты зависят от последовательности определения влияния факторов –  влияние последнего фактора завышается, поэтому влияние качественного  принято определять последним.

УМЗ0 = ∑(УР0*Ц0)

УМЗ0 = (516 тн. * 18017,78 руб.) = 9297,17 тыс. руб.

УМЗусл = ∑(УР1 * Ц0)

УМЗусл = (498 тн. * 18017,78 руб.) = 8972,85 тыс. руб.

Λ УМЗур = УМЗусл – УМЗ0

Λ УМЗур = 8972,85 тыс. руб. – 9297,17 тыс. руб. = -324,32 тыс. руб.

За счет снижения количества дизельного топлива уровень материальных затрат уменьшился на 324,32 тыс. руб.

УМЗ1 = ∑(УР1 * Ц1)

УМЗ1 = (498 тн. * 14156,63 руб.) = 7050 тыс. руб.

Λ УМЗц = УМЗ1 - УМЗусл

УМЗ1 = 7050 тыс. руб. – 8972,85 тыс. руб. = -1922,85 тыс. руб.

За счет уменьшения цены на дизельное топливо уровень  материальных затрат снизился на 1922,85 тыс. руб.

Проверка:

Λ УМЗц = УМЗ1 – УМЗ0

Λ УМЗобщ = 7050 тыс. руб. – 9297,17 тыс. руб. = -2247,17 тыс. руб.

Λ УМЗ = Λ УМЗУр + УМЗц

Λ УМЗ = -324,32 тыс.руб. + (-1922,85 тыс. руб.) = -2247,17 тыс. руб.

Таблица 3.1 – Расчет влияния  факторов на сумму прямых материальных затрат

вид материала

расход материала, тн.

цена за 1 тн., руб.

материальные затраты, тыс. руб.

изменение материальных затрат, руб.

t0

t1

t0

t1

t0

УМЗусл

t1

общее

в том числе за счет

норм расхода

цены

дизельное топливо

516

498

18017,78

14156,63

9297,17

8972,85

7050,00

-2247,32

-324,32

-1922,85


 

Данные таблицы 3.1 позволяют  установить, из-за чего изменились материальные затраты на объем производства. В  рассматриваемом примере они  возросли в основном за счет роста  цен на ресурсы.

Уменьшение затрат материалов достигается за счет снижения норм их расхода. На величину издержек существенное влияние оказывает изменение  цен на материалы. При их увеличении издержки возрастают, а при снижении – уменьшаются.

Прямые трудовые затраты  оказывают большое влияние на формирование уровня себестоимости  услуги. Поэтому анализ динамики зарплаты, ее доли в себестоимости, факторов, определяющих ее величину, и поиск  резервов экономии средств по данной статье затрат имеют большое значение.

Общая сумма прямой зарплаты зависит от объема производства, его  структуры и уровня затрат на услуги.

Факторная модель суммы прямой заработной платы.

УЗП = Тф * Ч,

Где Тф – удельная трудоемкость, руб.;

Ч – отработанное время (часы).

Расчет произведем способом абсолютных разниц.

Λ УЗПТф = Λ Тф * Ч0

Λ УЗПТф (по перевозке) = (30,98 руб. – 38,04 руб.) * 1104 ч. = - 7794,2 руб.

Λ УЗПТф (по погрузке-выгрузке) = (19,05 руб. – 21,08) * 560 ч. = -1136,8 руб.

Λ УЗПч = Λ Тф1 * Λ Ч

Λ УЗПч (по перевозке) = 30,98 руб. * (1090 ч. - 1104 ч.) = - 433,72 руб.

Λ УЗПч (по погрузке-выгрузке) = 19,05 руб. * (480 ч. - 560 ч.) = - 1524 руб.

Проверка:

Λ УЗП (по перевозке) = Λ УЗПТф + Λ УЗПч

Λ УЗП (по перевозке) = -7794,2 руб. + (-433,72 руб.) = -8227,96 руб.

Λ УЗП (по погрузке-выгрузке) = -1136,8 руб. + (1524 руб.) = -2660,8 руб.

Таблица 3.2 – Расчет влияния  стоимости услуг на заработную плату

вид услуг

удельная трудоемкость, руб.

отработанное время, ч.

заработная плата, руб.

изменение, руб.

t0

t1

t0

t1

t0

t1

общее

в том числе за счет

трудоемкости

отработанного времени

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

перевозка

38,04

30,98

1104

1090

41996,16

33768,20

-8227,96

-7794,24

-433,72

погрузка-выгрузка

21,08

19,05

560

480

11804,80

9144,00

-2660,80

-1136,80

-1524,00


Полученные данные показывают, что заработная плата по обеим  услугам снизилась исключительно  из-за текучести кадров.

Рассмотренные методы оценки влияния технико-экономических факторов на снижение издержек цеха могут использоваться как при анализе, так и при  планировании себестоимости услуги на предстоящий период.

Снижение издержек производства в настоящее время обеспечивается в основном под влиянием внутрипроизводственных факторов.

Значительное снижение издержек производства достигается в результате применения прогрессивных методов  организации производства.

Много времени уделяют  экономисты таким резервам снижения издержек, как изменение классификации, учета и калькуляции затрат. Например, более четкое выделение затрат на управление, подготовку производства, реализацию достижений научно-технического прогресса, в том числе повышения  объема производства продукции.

Информация о работе Анализ затрат на производство продукции