Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:31, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ затрат, входящих в состав издержек производства, и дальнейшее определение направления минимизации производственных затрат.
В ходе решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Определить характеристику и виды деятельности ОАО «ЧЭМК», а также определить особенности организации производства.
- Изучить особенности учета производственных затрат в железнодорожном цехе ОАО «ЧЭМК».
- Провести анализ затрат.
- Предложить направления снижения себестоимости затрат в железнодорожном цехе ОАО «ЧЭМК».
В цехе произошло увеличение
уровня заработной платы производственных
рабочих, что вызвало увеличение
расходов не единый социальный налог
и в сумме эти затраты
Также в цехе произошло увеличение амортизации на 1548 руб., это было связано со списанием не полностью самортизированных средств.
Снижение затрат на содержание основных средств обусловлено введением нового оборудования, обеспечивающего снижение затрат на дизтопливо, а также его текущее содержание. При этом была увеличена заработная плата персоналу обслуживающему данные новые основные средства.
Основной статьей в затратах СПВ явился текущий ремонт, это объясняется тем, что в цехе большое количество основных средств, которые работают в течении продолжительного времени, и требуют значительных расходов на ремонт.
3. Анализ затрат предприятия на производство услуг
3.1 Анализ прямых затрат
Как правило, наибольший удельный вес в себестоимости перевозок и погрузки-выгрузки товаров в цехе ЖДТ занимают затраты на сырье и материалы. Общая сумма затрат по этой статье зависит от объема производства продукции, ее структуры и изменения удельных затрат на отдельные виды работ.
Удельные материальные затраты на отдельные виды работ в свою очередь зависят от количества (массы) расходованных материалов на тысячу тонн перевозимой продукции и средней цены единицы материалов.
В состав прямых материальных затрат железнодорожного цеха относится дизельное топливо.
Этот материал отпускают в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода и оформляют его требованиями и накладными.
Даже тогда, когда решение о нормировании затрат принято организацией, остается вопрос о том, какими должны быть эти нормативы. Должны ли они отражать максимально возможную эффективность производства или реально достижимую в имеющихся условиях результативность?
Пожалуй, можно выделить две категории нормативов - идеальные и реально достижимые.
Идеальные нормативы отражают
максимально возможную
Реально достижимые нормативы
отражают высокий уровень эффективности,
достижимый при существующих в настоящий
момент на данном предприятии уровнях
развития техники и технологии. В
отличие от идеальных нормативов,
реальные нормативы включают технологические
потери ресурсов, однако не следует
думать, что они избыточны - реально
достижимые нормативы также
Расход дизельного топлива зависит от таких факторов как, вес поднимаемого или перемещаемого груза, технического состояния крана или локомотива, климатических условий, условий эксплуатации, регулировки топливной аппаратуры и настройки основных рабочих узлов.
Рассмотрим на конкретном примере.
Удельный расход топлива
для дизелей ЯМЗ-236Д
- во время работы
- исходные данные по
расходу дизельного топлива
Под расходом материала в производстве понимают их непосредственное потребление в процессе производства.
По истечении месяца кладовщик, т.е. материально ответственное лицо за хранение и выдачу этого материала составляет отчет о расходе материала, где указывает нормативный и фактический расход материала.
В практике работы железнодорожного
цеха возможно использование неполного
нормативного учета. Неполный вариант
осуществляется только по нормативам
прямых затрат, что, конечно, облегчает
установление нормативов в дальнейшие
расчеты. Кроме того, наиболее информативными
с точки зрения управленческих решений
являются именно отклонения прямых затрат
и поэтому такой вариант в
большинстве случаев будет
С одной стороны, высокие
нормативы стимулируют
Производственные нормы расхода дизельного топлива устанавливаются на один год и пересматриваются при условии, если были изменения в применяемой технике и технологии в данном периоде.
Следует отметить, что нормативы,
наилучшим образом
В составе затрат на электроэнергию
отражается стоимость покупной электроэнергии,
расходуемой на передвижение поездов
с электрической тягой и
Затраты на топливо и энергию
определяют исходя из норм их расхода
на один локомотив. При этом в сумму
расхода топлива включаются стоимость
его по учетным ценам и
По статье «Заработная
плата производственных рабочих» планируют
и учитывают основную и дополнительную
заработную плату производственных
рабочих и инженерно-
Для отнесения суммы заработной платы и отчислений органам социального страхования на объекты калькуляции составляют разработочную таблицу (машинограмму) распределения заработной платы на основании первичных документов по учету выработки и расчетно-платежных ведомостей.
Основная заработная плата
производственных рабочих включается
в себестоимость отдельных
Дополнительную заработную
плату производственных рабочих
и отчисления на социальные нужды
с заработной платы производственных
рабочих распределяют между видами
продукции пропорционально
В соответствии с действующими
положениями всю сумму
Для контроля за отклонениями
по заработной плате целесообразно
по пятидневкам и декадам
Проведем анализ прямых материальных затрат.
Общая сумма материальных
затрат в целом по цеху зависит
от объема производства (ОП), его структуры
(Уд) и изменения удельных материальных
на отдельную услугу (УМЗ). Уровень
последних, в свою очередь, может
измениться из-за объема производства
(УР) и средней стоимости
Анализ целесообразно начинать с изучения факторов изменения материальных затрат для чего используется следующая факторная модель:
УМЗ = ∑(УР*Ц).
Расчет влияния данных факторов произведем способом цепной подстановки.
Метод цепной подстановки имеет тот недостаток, что его результаты зависят от последовательности определения влияния факторов – влияние последнего фактора завышается, поэтому влияние качественного принято определять последним.
УМЗ0 = ∑(УР0*Ц0)
УМЗ0 = (516 тн. * 18017,78 руб.) = 9297,17 тыс. руб.
УМЗусл = ∑(УР1 * Ц0)
УМЗусл = (498 тн. * 18017,78 руб.) = 8972,85 тыс. руб.
Λ УМЗур = УМЗусл – УМЗ0
Λ УМЗур = 8972,85 тыс. руб. – 9297,17 тыс. руб. = -324,32 тыс. руб.
За счет снижения количества дизельного топлива уровень материальных затрат уменьшился на 324,32 тыс. руб.
УМЗ1 = ∑(УР1 * Ц1)
УМЗ1 = (498 тн. * 14156,63 руб.) = 7050 тыс. руб.
Λ УМЗц = УМЗ1 - УМЗусл
УМЗ1 = 7050 тыс. руб. – 8972,85 тыс. руб. = -1922,85 тыс. руб.
За счет уменьшения цены на дизельное топливо уровень материальных затрат снизился на 1922,85 тыс. руб.
Проверка:
Λ УМЗц = УМЗ1 – УМЗ0
Λ УМЗобщ = 7050 тыс. руб. – 9297,17 тыс. руб. = -2247,17 тыс. руб.
Λ УМЗ = Λ УМЗУр + УМЗц
Λ УМЗ = -324,32 тыс.руб. + (-1922,85 тыс. руб.) = -2247,17 тыс. руб.
Таблица 3.1 – Расчет влияния факторов на сумму прямых материальных затрат
вид материала |
расход материала, тн. |
цена за 1 тн., руб. |
материальные затраты, тыс. руб. |
изменение материальных затрат, руб. | ||||||
t0 |
t1 |
t0 |
t1 |
t0 |
УМЗусл |
t1 |
общее |
в том числе за счет | ||
норм расхода |
цены | |||||||||
дизельное топливо |
516 |
498 |
18017,78 |
14156,63 |
9297,17 |
8972,85 |
7050,00 |
-2247,32 |
-324,32 |
-1922,85 |
Данные таблицы 3.1 позволяют установить, из-за чего изменились материальные затраты на объем производства. В рассматриваемом примере они возросли в основном за счет роста цен на ресурсы.
Уменьшение затрат материалов достигается за счет снижения норм их расхода. На величину издержек существенное влияние оказывает изменение цен на материалы. При их увеличении издержки возрастают, а при снижении – уменьшаются.
Прямые трудовые затраты оказывают большое влияние на формирование уровня себестоимости услуги. Поэтому анализ динамики зарплаты, ее доли в себестоимости, факторов, определяющих ее величину, и поиск резервов экономии средств по данной статье затрат имеют большое значение.
Общая сумма прямой зарплаты зависит от объема производства, его структуры и уровня затрат на услуги.
Факторная модель суммы прямой заработной платы.
УЗП = Тф * Ч,
Где Тф – удельная трудоемкость, руб.;
Ч – отработанное время (часы).
Расчет произведем способом абсолютных разниц.
Λ УЗПТф = Λ Тф * Ч0
Λ УЗПТф (по перевозке) = (30,98 руб. – 38,04 руб.) * 1104 ч. = - 7794,2 руб.
Λ УЗПТф (по погрузке-выгрузке) = (19,05 руб. – 21,08) * 560 ч. = -1136,8 руб.
Λ УЗПч = Λ Тф1 * Λ Ч
Λ УЗПч (по перевозке) = 30,98 руб. * (1090 ч. - 1104 ч.) = - 433,72 руб.
Λ УЗПч (по погрузке-выгрузке) = 19,05 руб. * (480 ч. - 560 ч.) = - 1524 руб.
Проверка:
Λ УЗП (по перевозке) = Λ УЗПТф + Λ УЗПч
Λ УЗП (по перевозке) = -7794,2 руб. + (-433,72 руб.) = -8227,96 руб.
Λ УЗП (по погрузке-выгрузке) = -1136,8 руб. + (1524 руб.) = -2660,8 руб.
Таблица 3.2 – Расчет влияния стоимости услуг на заработную плату
вид услуг |
удельная трудоемкость, руб. |
отработанное время, ч. |
заработная плата, руб. |
изменение, руб. | |||||
t0 |
t1 |
t0 |
t1 |
t0 |
t1 |
общее |
в том числе за счет | ||
трудоемкости |
отработанного времени | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
перевозка |
38,04 |
30,98 |
1104 |
1090 |
41996,16 |
33768,20 |
-8227,96 |
-7794,24 |
-433,72 |
погрузка-выгрузка |
21,08 |
19,05 |
560 |
480 |
11804,80 |
9144,00 |
-2660,80 |
-1136,80 |
-1524,00 |
Полученные данные показывают,
что заработная плата по обеим
услугам снизилась
Рассмотренные методы оценки
влияния технико-экономических
Снижение издержек производства
в настоящее время
Значительное снижение издержек производства достигается в результате применения прогрессивных методов организации производства.
Много времени уделяют экономисты таким резервам снижения издержек, как изменение классификации, учета и калькуляции затрат. Например, более четкое выделение затрат на управление, подготовку производства, реализацию достижений научно-технического прогресса, в том числе повышения объема производства продукции.