Анализ затрат на производство продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является анализ затрат, входящих в состав издержек производства, и дальнейшее определение направления минимизации производственных затрат.
В ходе решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Определить характеристику и виды деятельности ОАО «ЧЭМК», а также определить особенности организации производства.
- Изучить особенности учета производственных затрат в железнодорожном цехе ОАО «ЧЭМК».
- Провести анализ затрат.
- Предложить направления снижения себестоимости затрат в железнодорожном цехе ОАО «ЧЭМК».

Работа содержит 1 файл

Челябинск.docx

— 127.56 Кб (Скачать)

2) Коэффициент быстрой  ликвидности – в 2005 году составил 10,764 т.е. каждый рубль краткосрочного  долгового капитала покрывается  38 копейками оборотных средств  в денежной форме. Норма 1,0 - наш показатель во всех периодах  больше норматива, следовательно,  предприятие обладает достаточными  финансовыми возможностями для  покрытия долгов. В динамике показатель  снижается в третьем периоде.

Коэффициент текущий ликвидности - в 2005 году составил 120186, то есть 1 рубль  краткосрочных пассивов покрывается 12 рублями 19 копейками текущих оборотных  активов, что больше нормы (2,0). В динамике показатель в 2006 году увеличивается  и составляет 17,777., а в 2007 году уменьшается, но превышает нормативное значение и составляет 11,384.

Коэффициент “критической”  оценки - в 2005 году составил 11,351, то есть каждый рубль краткосрочных долговых обязательств покрывается 11 рублями  оборотных средств без учета  производственных запасов.

Экономическая рентабельность составила за 2006 году 7% и уменьшилась  в 2005 году на 4%, т.е. уменьшилась прибыль, которую получало предприятие в  расчете на рубль инвестированного капитала.

Финансовая рентабельность также уменьшилась за 2 года на 2,8% с 5,4% до 2,6%, это значит, что каждый рубль собственного капитала, приносивший  в 2007 году 5,4 коп. прибыли стал приносить 2,6 коп. прибыли.

В общем на предприятии  наблюдается снижение показателей  рентабельности, что свидетельствует  о слишком больших затратах, их большом удельном весе в выручке, что в свою очередь влияет на снижение прибыли.

ОАО ЧЭМК функционирует в  режиме коммерческого расчета, основным принципом которого являются самоокупаемость  и самофинансирование предприятия.

Самоокупаемость предприятия - это способность его в процессе осуществления реальной финансово  хозяйственной деятельности покрывать  текущие затраты за счет выручки  от реализации продукции.

Наличие у предприятия  самоокупаемости подтверждается его  прибыльной и рентабельной работой. Режим самоокупаемости создает  благоприятные предпосылки для  самофинансирования предприятия (приложение 3).

Коэффициент самоокупаемости - 1 рубль текущих затрат на производство и реализацию продукции покрывается 2,27 рубля выручки от реализации. К 2007 г. этот показатель уменьшился до 1,67 рубля, т.е. произошло небольшое  снижение прибыли. Режим самоокупаемости  создает благоприятные предпосылки  для самофинансирования предприятия.

Самофинансирование - это  способность предприятия осуществлять свое социально-экономическое развитие с помощью собственных финансовых источников (потенциала самофинансирования).

Рентабельность процесса самофинансирования. Из каждого рубля  собственного капитала 8 копеек на предприятии  направляли на свое экономико-социальное развитие. К 2006 году этот показатель увеличился до 7 копеек. Потенциал самофинансирования должен использоваться на реинвестиции в реальные активы предприятия (восстановление основных и оборотных средств), дивидендные  выплаты, социальное стимулирование работников предприятия (создание фонда потребления).

Инвестиционная привлекательность  предприятия - это интегральная характеристика отдельных предприятий с позиции  перспективного развития, объемов и  перспективного сбыта продукции, эффективность  использования активов, состояние  платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основными показателями инвестиционной привлекательности предприятия  являются следующие показатели (табл. 2.8):

Таблица 2.8 – Оценка инвестиционной привлекательности предприятия

№ п/п

Наименование

Формула расчета

Динамика коэффициентов

2006 год

2007 год

Индекс роста

1

2

3

4

5

6

1

Коэффициент текущей ликвидности

Оборотные активы /текущие  обязательства

12,186

11,384

0,934

2

Коэффициент финансовой устойчивости

(Собств.капитал+долгоср.  Обязат-ва) / общий пассив

0,955

0,942

0,986

3

Экономическая рентабельность (ROI)

Чистая прибыль /уставный капитал

0,070

0,030

0,428

4

Финансовая рентабельность (ROE)

Чистая прибыль/заемный  капитал

0,054

0,026

0,485

5

Коэффициент капитализации

заемный капитал / собств. капитал

0,47

0,41

0,62

6

Коэффициент финансирования

собств. капитал / заемный капитал

2,13

2,41

1,62


1) Коэффициент текущей  ликвидности – пользователями  информации являются краткосрочные  кредиторы. Низкий коэффициент  текущей ликвидности означает  слабую возможность покрытия текущих обязательств текущими активами. Чем выше коэффициент, тем выше прочность предприятия в условиях изменения. Нормальное значение показателя от 1 до 2 .

2) Экономическая рентабельность. Данный показатель помогает сделать  вывод о платежеспособности предприятия.  В нашем случае замечаем, что  в 2007 году по сравнению с  2006 годом показатель понижается, что является негативным фактором.

3) Финансовая рентабельность. Этот коэффициент показывает  эффективность использования собственного  капитала и степень риска предприятия,  отражающего рост данного предприятия.  На основе этого показателя  предприятие может прогнозировать  темпы роста своей прибыли.  Прослеживается отрицательная тенденция.

4) Коэффициент капитализации  - показывает, сколько выручки приносит 1 рубль инвестируемого капитала, или сколько оборотов в течение  года совершает инвестированный  капитал. В динамике происходит  понижение показателя, что свидетельствует  об ухудшении оборачиваемости.

Из приведенных данных видно, что инвестиционная привлекательность  ОАО ЧЭМК очень высокая. Об этом свидетельствует  увеличение всех показателей.

Таким образом, по данным проведенного анализа можно сделать выводы о том, что предприятие в скором времени достигнет необходимого уровня ликвидности, положительным  будет излишек собственных оборотных  средств. Такое состояние гарантирует  для предприятия нормальную финансовую устойчивость, стабильность и платежеспособность.

2.2 Классификация  затрат для учета текущих издержек

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой  доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны.

Существенным преимуществом  железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость  перевозки грузов, а также наличие  скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также  низкую возможность доставки к пунктам  потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт  должен дополняться автомобильным.

Для планирования, учета  и анализа затраты на производство и реализацию объединяются в однородные группы по следующим признакам:

- по экономическим элементам;

- по типу связи с  конкретными видами продукции  (прямые и косвенные затраты);

- по калькуляционным статьям;

- в зависимости от объемов  производства продукции (условно-постоянные  и переменные);

- по центрам затрат.

Для конкретных аналитических  целей затраты могут группироваться также по характеру участия в  создании продукции и времени  отнесения к различным периодам.

Затраты на производство и  реализацию продукции по железнодорожному цеху в целом группируются в соответствии с признаком их экономического содержания по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату  труда;

- единый социальный налог;

- амортизационные отчисления;

- прочие затраты.

По типу связи с конкретными  видами продукции, затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты - непосредственно  относятся к процессу производства и реализации конкретного вида продукции.

Косвенные затраты - связаны  с производством всех видов продукции; они относятся на конкретный вид  продукции методом распределения  пропорционально принятому показателю.

Группировка затрат по калькуляционным  статьям осуществляется по признаку - «на что произведены затраты»

Каждая статья представляет назначение определенного вида затрат в хозяйственном процессе, образующем себестоимость услуг.

В калькуляциях затраты относятся  на каждый вид (группу) услуг непосредственно  или путем распределения с  учетом специфики формирования затрат на производство и реализацию продукции.

Рекомендуется при группировке  по статьям калькуляции выделение  затрат, связанных непосредственно  с производством конкретных видов  услуг, которые могут быть прямо  включены в себестоимость.

Группировка затрат по статьям  используется для составления плановых и отчетных калькуляций себестоимости  услуг.

Перечень калькуляционных  статей затрат и их состав отражаются в его учетной политике.

Конкретизация калькуляционных  статей и их состав приведены в  методических рекомендациях по переделам  и видам производств.

В железнодорожном цехе, т.е. во вспомогательном подразделении  вместо калькуляции составляются сметы  затрат.

Выбирая способы транспортировки  грузов, логистик должен оценивать  издержки. Обеспечить соответствие оплаты затратам на оказание услуг призваны тарифы, которые позволяют судить о сравнительных преимуществах того или иного вида транспорта в данном конкретном случае.

Переменные и постоянные затраты при транспортировке  грузов. Издержки, связанные с транспортировкой грузов, можно разделить на издержки, изменяющиеся в зависимости от объема услуг и перевозок (переменные затраты), а также издержки, не зависящие  от этих параметров (условно-постоянные затраты). Конечно, для продолжительного периода времени все издержки будут переменными.

Вместе с тем жесткая  граница между условно-постоянными  и переменными затратами не существует, поскольку важные различия в отношении  издержек касаются отдельных видов  транспорта.

Железнодорожный транспорт  как средство перевозки грузов отличается высокими условно-постоянными и  относительно низкими переменными  издержками. Обработка грузов, станционное  хозяйство, вагоны и тепловозы требуют  высоких конечных затрат (40-60 % общих  транспортных издержек). Содержание и  амортизация железных дорог, оборудования, станций, административные расходы  также добавляются к уровню фиксированных  затрат. Поэтому увеличение объема отправлений позволяет получить более низкие единичные издержки.

Затраты на железнодорожный  рейс или переменные, обычно включают зарплату рейсовых бригад, расходы  на топливо и техническое обслуживание. Эти затраты изменяются пропорционально  расстоянию и объемам перевозки  грузов. Обычно переменные расходы  на железнодорожные перевозки составляют от 1/3 до 1/2 затрат. Взаимодействие высоких  условно-постоянных издержек с относительно низкими переменными создают  условия для заметной экономии затрат. При распределении условно-постоянных затрат на больший объем или увеличенную  длину пробега, снижаются единичные  затраты.

По признаку отношения  к объему производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные.

Переменные затраты изменяются пропорционально изменению показателя объема производства, оставаясь неизменными  по отношению к единице продукции.

Условно-постоянные затраты  остаются неизменными при изменении  объема услуг до достижения им критической  величины, за рамками которой возможен их скачкообразный рост. Удельное значение этих затрат на единицу услуг не изменяется в соответствии с изменением объема производства.

Примерная структура условно-постоянных и переменных затрат в разрезе  калькуляционных статей приведена  в таблице 1.

По месту возникновения  затрат (центрам затрат) - специально выделяемым единицам учета затрат, которые представляют собой производственные участки или организационные  подразделения, производящие конкретную услугу.

Таблица 2.9 – Структура  условно-постоянных и переменных затрат (в разрезе калькуляционных статей)

Наименование калькуляционных  статей

Примерная доля затрат, %

постоянных

переменных

Технологическое топливо

Энергетические затраты

Вспомогательные материалы  и запчасти Оплата труда и единый социальный налог Ремонт и содержание основных средств Амортизационные  отчисления Прочие расходы цеха

0

100

100

100

100

100

100

100

0

0

0

0

0

0


Таким образом, рассматривая данные приведенные в таблице 2.9 можно сделать вывод, об распределении  структуры постоянных и переменных затрат.

Статья «Технологическое топливо» относится к переменным затратам, т.к. расходуется на производственные нужды.

Статья «Энергетические  затраты» в постоянной части энергоресурсы  расходуются на отопление и другие хозяйственные нужды цеха.

Статья «Вспомогательные материалы и запчасти» вся  доля приходится на постоянные затраты, т.к. в них учитывается стоимость  материалов, используемых для содержания основных средств и обеспечение  технологического процесса.

Информация о работе Анализ затрат на производство продукции