Анализ затрат на примере Филиала №1 - Государственного учреждения - свердловского регионального отделения Фонда социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработать рекомендации по совершенствованию процесса формирования и использования средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть предпосылки возникновения и реформирования внебюджетных социальных фондов;
- изучить структуру, задачи и социальные гарантии Фонда социального страхования Российской Федерации;
- определить пути дальнейшего реформирования внебюджетных социальных фондов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 6
1.1 Основы социального страхования 6
1.2 Затраты Фонда социального страхования 13
1.3 Методы анализа затрат Фонда социального страхования 16
2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ Г.КАРПИНСКА ЗА
2007-2009 гг 22
2.1 Анализ финансового состояния Фонда социального страхования 22
2.2 Анализ затрат на оплату труда персонала 26
2.3 Анализ финансового положения Государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального
страхования Филиала №1 г.Карпинска 30
2.4 Факторный анализ бюджетных показателей расходной части
бюджета Фонда социального страхования 44
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 50
3.1 Актуальные проблемы Фонда социального страхования 50
3.2 Расчет экономического эффекта Фонда социального страхования 53
3.3 Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа содержит 1 файл

ДП1.docx

— 338.80 Кб (Скачать)

- изготовление бланочной продукции информационно-разъяснительная деятельность, обучение и поощрение страхового актива;

- осуществление социального страхования;

- прочие расходы;

- внутрибюджетные перечисления в ФСС РФ.

 Влияние на изменение  динамики расходов оказывают  десятки факторов. Рассмотрим только  некоторые причины. 

1. Уровень расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Расходы на выплату этих пособий занимают около 60 процентов всех расходов Фонда, при этом  они подвержены небольшим колебаниям. За 2007, 2008, 2009 годы их амплитуда колебалась от  до 51,1 %  до 59,9% к общим расходам Фонда.  В 2007-2009 годы наблюдается тенденция к понижению выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

Введение каких-либо ограничений  фактического заработка при исчислении пособия по временной нетрудоспособности или снятие этих ограничений, как  показывает статистика, ведет в первом случае к снижению показателя дней временной нетрудоспособности и  среднего размера пособия в процентах  к среднедневной зарплате, а во втором - к их росту.

За  период 2007,2008,2009 годы размеры названных пособий, изменялись в сторону увеличения несколько раз. В 2007 году средний размер пособия при рождении ребенка достиг 8000 рублей, а по уходу за ребенком по достижении возраста 1, лет- 1500 рублей в месяц, в 2009 пособие при рождении ребенка составляло 9989,83 рублей.

2. Снижение доли расходов на выплату пособий на погребение наблюдается весь рассматриваемый период (с 560,3 тысячи рублей до 489,7 тысяч рублей). 

Пособия на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве (доля расходов за 2007-2009 годы снижается с 2,2 % до1,9 %).

Существенную долю расходов составляют пособия на оздоровление детей в санаторно-курортных и  загородных лагерях (наблюдается тенденция  к росту за весь рассматриваемый  период 2007-2009 годы (с 15,99 % до 18,65%).

В летний период 2009 года было организовано оздоровление детей, нуждающихся в особой защите государства из числа детей-сирот или оставшихся без попечения родителей. За 2008 год израсходовано 90,8 % от годового плана, оздоровлено 6514 детей (2007г. - 6289).  Постановлением Фонда социального страхования РФ от 10 апреля 2009 года  №38 региональным отделением было дано разрешение на оздоровление детей, нуждающихся в особой защите государства в количестве 8112, фактически оздоровлено 8047 детей или 99,2% к плану. К такой категории детей относятся дети из числа детей - сирот или оставшихся без попечения родителей. Представим данные по количеству оздоровленных детей в таблице 4.

Таблица 4

 Количество оздоровленных детей в оздоровительных лагерях,  родители которых являются страхователями Филиала №1 Государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования   

 

2007г.

2008г.

2009г.

Количество оздоровленных  детей

6289 чел.

6514 чел.

8047 чел.


 

Покажем  увеличение количества оздоровленных детей за счет средств  Фонда социального страхования  за 2007-2009 гг. на графике (рисунок 4)

Рисунок 3. Количество оздоровленных  детей за счет средств Фонда социального  страхования за 2007-2009 гг.

В расходной части почти 90-95 % собранных средств направлены только на пособия. Сейчас размер ряда пособий начисляется исходя из минимального размера оплаты труда. Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования, направляя их на гарантированное государством обеспечение пособиями застрахованных в случаях утраты ими заработка вследствие временной нетрудоспособности, материнства, смерти, а также на санаторно-курортное лечение и оздоровление в целях профилактики заболеваний. В связи с принятием Федерального закона  «О страховых тарифах на обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний » и вступление в силу Федерального закона от 24 июля 1998г. №125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на Фонд социального страхования Российской Федерации возложена обязанность по возмещению вреда, причиненного здоровью и жизни застрахованного при исполнении обязанностей по трудовому договору.

Выплаты потерпевшим производятся за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями (работодателями) в  соответствии со страховым тарифом  на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (тариф дифференцирован  от 0,2 до 8,5 процента к размерам начисленной  оплаты труда в зависимости от класса профессионального риска).

В расходах Фонда социального  страхования РФ основной удельный вес  приходится на выплату пособий, санаторно-курортное  оздоровление детей,   ежемесячные  страховые выплаты пострадавшим на предприятии. Основная

часть доходов 2007-2009 гг. состоит из страховых взносов страхователей. Поступившие страховые взносы составили от 64,64 % до 70,9 % от общей суммы доходов. Увеличение произошло на 5,36 %.

Прочие поступления составили в 2007 году 2851,8 тысяч рублей,  а в 2009 году уже 4064,9 тысяч рублей. Просматривается заметная тенденция к росту.

Расходная часть бюджета  состоит из следующих статей:

- на выплату пособий  по социальному страхованию;

- на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

- на оздоровление детей ;

- на осуществление социального страхования.

Наибольший удельный вес  в общей сумме расходов около 80%  занимает выплата пособий, гарантированных  государством. 

Расходы на частичное финансирование санаториев-профилакториев и приобретение путевок составили 98,3 % от годового плана, обеспеченность на 1000 работающих составила 29 путевок, при плане 27 путевок.

Расходы на выплату пособий  по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, на рождение ребенка, на погребение, по уходу за детьми инвалидами, единовременное пособие, вставшим на учет в ранние сроки беременности возросли в сравнении  с прошлыми годами.

Было осуществлено частичное  финансирование санаториев-профилакториев, стоящих на балансе предприятий, где за счет средств социального страхования производились расходы по оплате труда медицинского и административно-хозяйственного персонала, оплате питания, лечения и культобслуживания. Расходы на финансирование составили  75,8 % от общей суммы расходов на оздоровление в санаториях-профилакториях.

Фактические дополнительные расходы не соответствуют реальной потребности пострадавших в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, так как еще не отработан экономический  и организационный механизм предоставления этих видов страховых выплат из-за отсутствия ряда нормативных документов.

За 2009 год по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сумма поступивших страховых взносов составила 27,7 %,т годового плана, что на 1,35 % меньше по сравнению с 2007 годом. Коэффициент полноты сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составил 91,1% от годового  плана.

Сумма расходов на выплату  пособий увеличилась, хотя число  дней нетрудоспособности на 100 работающих снизилось. На увеличение расходов на выплату пособий по временной  нетрудоспособности повлияло то, что  средняя заработная плата увеличилась, что вызвало увеличение среднедневного пособия и значительно повлияло на увеличение расходов на выплату  пособий по временной нетрудоспособности.

Специалистами Свердловского  регионального отделения по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний  продолжается прием дел пострадавших. На 01 января 2009 г. принято 220257 дел пострадавших, по которым проводятся страховые выплаты. Из общего количества принятых дел:

- 12708 - дела пострадавших, получивших увечье в результате несчастного случая на производстве;

- 9549- дела пострадавших, получивших профессиональное заболевание.

На 01 января 2010 года  назначены и осуществляются страховые выплаты 22593 получателям, из которых 1810 (8,0%) - лица имеющие право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного.

Расходы на единовременные страховые выплаты составили 49,9 % к плану (2007г. -57,6 %). Количество выплат увеличилось в 2,8 раза в сравнении с 2007 годом

Дополнительные расходы  за 2009 год составили 17,5 % от годового плана ( 2007г. - 6,1 % к плану). Низкий процент объясняется несколькими причинами:

- несовершенство законодательной базы по медицинской реабилитации инвалидов;

- не отрегулирован механизм по ремонту и приобретению автотранспорта;

- не отрегулирована базовая программа бесплатной медицинской помощи, сверх которой исполнительные органы Фонда могут оплачивать расходы на медикаменты и восстановительное лечение.

Основным показателей  эффективности деятельности ФСС  от реформирования системы обязательного социального страхования является рентабельность. Уровень рентабельности характеризуется коэффициентом рентабельности.

Общий уровень рентабельности позволяет оценить общие доходы Фонда, а также прибыль, приходящуюся на 1 руб. дохода (доля прибыли в доходах):

Rобщ = Прибыль / Доходы фонда * 100% (1)

Рассчитаем этот показатель для каждого исследуемого года:

Rобщ2007 = 77811,4 / 460022 * 100% = 16,9 %

Rобщ2008 = 117791 / 508495,3*100% = 23,16 %

Rобщ2009 = 329288,4 / 733367*100% = 44,9 %

Как видим, данный показатель увеличивается из года в год и в 2009 году составляет 44,9 %. Это говорит о росте отдачи собственных средств, что является положительной тенденцией.

Показатель доходности Фонда К1 зависит от прибыльности активов (К2) и коэффициента достаточности капитала (К3), что выражается формулой:

 

Прибыль = Прибыль *Активы, т.е. К1 = К2*К3 (2)

 

Это означает, что доходность деятельности ФСС находится в прямой зависимости от работоспособности активов и в обратной от коэффициента достаточности капитала.

Прибыльность активов  находится в прямой зависимости  от доходности активов (К4) и доли прибыли  в доходах Фонда (К5). С помощью анализа динамики каждого из показателей можно выявить, какой из них оказывает большее влияние на прибыльность активов. Коэффициент К4 характеризует деятельность Фонда с точки зрения эффективности размещения активов, т.е. возможности создавать доход:

 

К4 = Доходы/Активы = Проц. доходы/Активы + Непроц. доходы/Активы,

т.е. К4 = Д1+Д2 (3)

 

Показатель Д1 оказывает  влияние на уровень доходности отдельных  операций, приносящих доход в суммарных  активах. Рассчитаем эти показатели для рассматриваемого периода:

 

К42007 = 7,7% + 12,6% = 20,3%

К42008 = 10,9% + 9,6%  = 20,5%

К42009 = 9,9% + 8,8% = 18,7%

Как видим, наилучшая отдача активов наблюдается в 2008 году, причем отдача от операций, приносящих процентный доход больше, чем от прочих операций. В 2007 году ситуация обратная, но суммарная отдача лишь на 0,2% ниже. В 2009 году отдача активов снизилается, несмотря на абсолютное увеличение доходов. Главная причина – рост величины неработающих активов, который составляет 45,6%. 

Коэффициент К5 отражает способность  ФСС контролировать свой расход:

 

К5 = Прибыль/Доходы = Доходы - Расходы – Налоги =

                                                                               Доходы                       

= Доходы _ Налог _ Непроцентные расходы _ Процентные расходы ,

   Доходы    Доходы             Доходы                               Доходы

 

т.е. К5 = 1 - Р1 - Р2 – Р3 (4)

 

Из формулы видно, что  чем меньше доля каждого фактора  в доходах, тем больше К5.

Рассчитаем для каждого  года показатель К5:

К52007 = 1 – 0,60 – 0,25 = 0,15

К52008 = 1 – 0,61 – 0,25 = 0,14

К52009 = 1 – 0,64 – 0,21 = 0,15

Как видим, доля прибыли в  доходах отделения от года к году практически не меняется. В 2007 и 2008 годах доля процентных и непроцентных расходов практически не меняется. В 2009 это соотношение изменилось: доля непроцентных расходов в общем доходе увеличилась до 64%, а доля процентных расходов упала до 21%. Однако общее отношение прибыли к доходам осталось на том же уровне, что и в предшествующие годы.

Теперь рассчитаем коэффициент  К2 (К4*К5) (5)

К22007 = 0,030

К22008 = 0,029

К22009 = 0,028

Можно сделать вывод, что активы лучше всего работают в 2007 году, затем рентабельность активов пошла на спад. Всему виной, очевидно, всё то же увеличение доли неработающих активов.

Рассмотрев фактическое  состояние дел в Государственном  учреждении Свердловского регионального  отделения Фонда социального  страхования Российской Федерации  и на деле ощутив последствия сделанных  за последние годы реформ в области  внебюджетных социальных фондов, понимаем что система социального страхования  на сегодняшний день - несовершенна и требует дальнейшего реформирования.

В настоящий период специалистами  широко обсуждаются пути дальнейшего  реформирования в сфере государственного социального страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Анализ затрат на примере Филиала №1 - Государственного учреждения - свердловского регионального отделения Фонда социального страхования