3 Основные направления
совершенствования внешнеэкономической
деятельности ООО «Белсветоимпорт»
3.1 Пути повышения
эффективности внешнеторговой деятельности
белорусских субъектов хозяйствования
Характерной тенденцией для
Беларуси является превышение импорта
над экспортом. В развитии белорусского
экспорта существуют серьезные проблемы.
По оценкам специалистов, наращивание
экспортных поставок белорусских субъектов
хозяйствования сдерживают следующие
факторы:
- снижение конкурентоспособности на мировом рынке большинства товаров и услуг в связи с невысоким техническим уровнем производства, его повышенной материалоемкостью и энергоемкостью, изношенностью основных фондов. Отсутствие финансовых средств у предприятий на модернизацию и обновление производственных мощностей, инвестирование в перспективные экспортные проекты. Прорыв на зарубежные рынки с новыми моделями продукции обходится им так дорого, что показатель ликвидности иногда сокращается втрое;
- наличие единственного предприятия-экспортера, уход которого с рынка сразу сказывается на общем товарообороте Республики Беларусь; 75 предприятий республики обеспечивают 80 % экспорта;
- сбыт на рынках стран СНГ и развивающихся стран значительной части продукции, что не является свидетельством эффективности экспортного сектора и конкурентоспособности белорусских товаров, так как на рынках постсоветских республик продукция предприятий существует по «традиции», а не вследствие «победы» конкурентной борьбе;
- усиление конкуренции на рынках стран дальнего и ближнего зарубежья;
- наличие дискриминационных барьеров при продвижении белорусских товаров за рубежом, в том числе высокие торговые барьеры на рынках развитых государств. Проведение промышленной политики путем предоставления льгот и поддержки отдельных предприятий, продажа продукции по демпинговым ценам приводят к потере ниш на зарубежных рынках;
- невысокий международный рейтинг Республики Беларусь в области кредитования и инвестиций, сдерживающий получение и использование иностранных кредитов для развития экспорта товаров и услуг.
- небольшая доля изделий имеет сертификаты качества, признанные за рубежом. Сертификация в европейских странах проблематична вследствие отсутствия планов продаж продукции на данных рынках.
- неразвитость и несовершенство инфраструктуры, обеспечивающей эффективноепродвижение экспортных товаров и услуг.
- слабое обеспечение производителей-экспортеров информацией о рынках, их конъюнктуре и требованиях, низкий уровень подготовки кадров по внешнеторговой деятельности, незнание языков, международного маркетинга, менеджмента, дизайна, механизмов продвижения товаров на зарубежные рынки, что усложняет поиск и выход на новые рынки.
Повышению конкурентоспособности
продукции белорусских предприятий
будет способствовать принятие следующих
мер:
- Реализация программ поэтапного обновления основных производственных фондов, причем за счет не покупки морально устаревшего импортного оборудования, а внедрения новых разработок белорусских ученых, что будет способствовать повышению качества выпускаемой продукции. Для технологического перевооружения белорусских предприятий уже несколько лет подряд устанавливаются нулевые ставки таможенных пошлин на ввозимое оборудование, проводится работа по привлечению иностранных инвестиций и кредитов в республику. Кроме этого, разработана программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности отечественной экономики, правительством утвержден комплекс мер по ее реализации;
ООО «Белсветоимпорт» разработало
инвестиционную программу до 2015 года,
общая сумма инвестиций в основной капитал
составит 343 тыс. долл. США. Данная программа
подразумевает приобретение нового оборудования.
- Продолжение работы по сертификации производств и систем управления на предприятиях в соответствии с международными стандартами серии ИСО, разработка государственных стандартов в области экологической сертификации продукции; и производств на базе международных стандартов серии ИСО, осуществление перехода на унифицированные международные нормы в области бухгалтерского учета и аудита;
- Проведение активной маркетинговой политики, продвижение конкурентоспособных товаров и услуг на внешних рынках путем привлечения квалифицированных управленческих кадров и специалистов служб маркетинга;
- Оказание государственной помощи в организации коммерческого присутствия на зарубежных рынках. В западных странах именно государство берет на себя значительную часть финансового бремени в этой области. Следует активизировать работу по расширению рынков сбыта продукции путем проведения маркетинговых исследований, создания дилерской сети, пунктов сервисного обслуживания и фирменной торговли, открытия торговых домов и представительств, организации рекламной деятельности и формирования банка данных экспортируемой продукции;
- Создание эффективной системы кредитования и страхования внешнеэкономической деятельности, целевых и лизинговых институтов, направленных на поддержку экспорта;
- Развитие производственной и научно-технической кооперации, особенно с ведущими мировыми фирмами, создание совместных производств по выпуску отечественной продукции, имеющей хороший экспортный потенциал;
- Упрощение процедур торговли. Современную систему международной торговли обслуживают более 600 типов различных документов. В мировой практике упрощение документооборота связывают с широким применением электронных средств обработки данных. Даже небольшие упрощения могут дать значительный эффект в масштабах государства. Упрощение процедур можно проводить на основе рекомендаций центра ООН по упрощению процедур в международной торговле и на транспорте (сефакт);
- Развитие информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности, создание информационных систем, в рамках которых экспортеры могут найти необходимые сведения по отдельным вопросам внешнеэкономической деятельности.
Одним из направлений развития
внешнеэкономической деятельности
является активное участие Республики
Беларусь в мировых торгово-экономических
организациях. В настоящее время крайне
актуально вступление во Всемирную торговую
организацию (ВТО). Это не только позволит
расширить объемы экспорта отечественной
продукции на зарубежные рынки (вследствие
избегания дискриминации и применения
антидемпинговых мер по отношению к белорусским
экспортерам), но и создаст благоприятные
условия для привлечения зарубежного
капитала.
Присоединение Беларуси к
ВТО рассматривается как важнейший
шаг в направлении интеграции
в мировую экономику, который даст
республике необходимый инструментарий
для защиты и продвижения своих интересов
в рамках системы международной торговли.
В результате присоединения
к ВТО:
- создается предсказуемая и безопасная торговая среда для белорусских экспортеров вследствие использования торговыми партнерами более совершенных норм и правил, регулирующих внешнеэкономические отношения;
- распространяется режим наибольшего благоприятствования, обеспечивающий отечественным экспортерам не дискриминационные условия торговли;
- улучшается доступ к рынкам сбыта;
- предоставляется возможность участия в многосторонних соглашениях, касающихся прав интеллектуальной собственности, а также в Генеральном соглашении по торговле услугами;
- появляется реальная возможность содействовать совершенствованию многосторонней торговой системы посредством прямого участия в мероприятиях ВТО;
- открывается доступ к механизму разрешения споров с целью защиты экономических интересов страны в случае, если будут предприниматься попытки их ущемления со стороны торговых партнеров.
3.2 Совершенствование
внешнеэкономической политики
Первоочередной задачей
предприятия на данном этапе развития
является расширение и удержание
существующих рынков сбыта, т.к. на рынке
появилось много новых фирм конкурентов,
некоторым из которых ООО «БЕЛСВЕТОИМПОРТ»
уступает как по цене, так и качеству.
На ООО «БЕЛСВЕТОИМПОРТ»
отсутствует система маркетинга, что создает
неверный и необъективный в будущем подход
ко всей реализации продукции. В свою очередь,
данное положение на предприятии отрицательно
сказывается на всей товарной политике,
т.к. разработка и анализ этого направления
стратегии предприятия требует тщательно
подготовленных кадров, специального
программного обеспечения. Функции отдела
маркетинга на ООО «БЕЛСВЕТОИМПОРТ» выполняет
отдел сбыта.
В общих чертах, говоря об
изменениях во внутренней среде предприятия,
необходимо иметь в виду, что эти
изменения должны идти параллельно
на двух уровнях - на уровне руководства
предприятия и на уровне руководителей
среднего и низшего звена. На уровне
руководства предприятия необходимо:
- ввести в его состав руководителей служб, связанных с маркетингом и сбытом продукции, причем эти службы должны занять доминирующее место в организации предприятия;
- резко усилить восприимчивость к новым способам управления, организации производства и сбыта продукции;
- сформировать атмосферу творчества, поиска, инициативы.
На уровне руководителей
среднего и низшего звена необходимо:
- создать систему переподготовки кадров с ориентацией на рыночные методы управления (менеджерского типа);
- сформулировать должностные инструкции с четким указанием их прав и обязанностей;
- отработать систему ротации руководящих кадров, предусмотрев не только повышение в должности за инициативную работу, но и на понижение за безынициативную работу и некомпетентность;
- сформулировать систему оперативного информирования руководителей среднего звена об изменениях в стратегии и тактике предприятия.
Необходимо также и
изменение отношений с “внешней”
средой. Службой маркетинга, другими
исследовательскими службами предприятия
должно быть организовано постоянное
изучение общих тенденций развития
своей и смежных отраслей народного
хозяйства, поведения конкурентов,
эффективности проводимой предприятием
маркетинговой политики. Для этих
целей могут использоваться услуги
различных специализированных организаций,
привлекаться сторонние специалисты-консультанты.
Немаловажным представляется
также изучение и заимствование
передового опыта работы других предприятий.
Необходимость выделения
специального подразделения, призванного
обеспечивать выполнение маркетинговых
функций, диктуется тем, что невозможно
стать на путь рыночной концепции
управления, связать в единый процесс
все элементы маркетинга без их тщательной
координации и управления.
Создаваемая служба маркетинга
призвана не только руководить всей деятельностью
предприятия по сбыту продукции
на внешнем рынке, но и нести ответственность
за планирование производства, разработку
стратегии и тактики, рекламы, политики
цен, выбор каналов сбыта и
методов стимулирования продаж.
Служба должна стать источником
информации и рекомендаций для принятия
решений по многим вопросам производственной,
финансовой, сбытовой деятельности.
В общем виде, структура
службы маркетинга на ООО «БЕЛСВЕТОИМПОРТ»
может рассматриваться как на рисунке
3.1.
Сходя из этой структуры, можно
определить экономический эффект, который
принесет отдел маркетинга для предприятия.
Можно предположить, что количества
работников этого отдела составит 6
человек:
- Начальник отдела маркетинга
– 1 человек.
- Бюро рыночных исследований
и планирования– 1-2 человека.
- Бюро управления сбытом
и сервисом – 1-2 человека.
Рисунок 3.1 – Организационная
структура отдела маркетинга
Примечание – Источник:
собственная разработка
Исходя из среднемесячной
заработной платы на одного работника
можно определить затраты на создание
отдела маркетинга на ООО «БЕЛСВЕТОИМПОРТ»:
СЗП * 3 *12= З, (3.1)
где СЗП - среднемесячная заработная
плата на одного работника,
З – затраты на отдел
в год.
Принимая во внимание объем
выручки от реализации, можно определить
долю затрат на отдел маркетинга в
прибыли. Исходя из этого, можно судить
о целесообразности введения отдела
на предприятии.
Исходные данные и полученные
значения сведены в таблицу 3.1.
Таблица 3.1 – Расчет
целесообразности введения отдела маркетинга
Показатель |
Значение |
Среднемесячная заработная
плата на 1 работника на ООО «БЕЛСВЕТОИМПОРТ»
млн. руб. / мес. |
2,80 |
Затраты на отдел маркетинга,
млн. руб. / мес. |
14,00 |
Среднее значение выручки
от реализации, млн. руб. / мес. |
222,37 |
Доля затрат на отдел маркетинга
в выручке, % |
0,06 |
Примечание – Источник:
собственная разработка
Анализируя полученные данные
в таблице 3.1., можно сделать выводы
о том, что внедрение отдела маркетинга
на предприятии повлечет не столь
значительные затраты по сравнению
с прибылью, но в то же время положительный
эффект от деятельности отдела не замедлит
сказаться на увеличении прибили
и повышении качества обслуживания
потребителей.