Анализ ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:19, дипломная работа

Описание работы

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь находится на стадии реформирования экономических отношений в стране, который связан с коренным изменением форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоритические основы организации внешнеэкономической деятельности компаний 8
1.1 Сущность, роль и виды внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования 8
1.2 Понятие, виды и методы осуществления внешнеторговых операций 11
1.3 Организация сбыта продукции на внешних рынках 20
1.4 Институциональный механизм регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь 25
2 Анализ управления внешнеэкономической деятельности ООО «Белсветоимпорт» 31
2.1 Общая характеристика производственно-хозяйственной деятельности ООО «Белсветоимпорт» 31
2.2 Организация внешнеэкономической деятельности ООО «Белсветоимпорт» 34
3 Основные направления совершенствования внешнеэкономической деятельности ООО «Белсветоимпорт» 46
3.1 Пути повышения эффективности внешнеторговой деятельности белорусских субъектов хозяйствования 46
3.2 Совершенствование внешнеэкономической политики 49
3.3 Обновление структуры управления внешнеэкономическими связями предприятия 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61

Работа содержит 1 файл

35а Анализ ВЭД.docx

— 170.86 Кб (Скачать)

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской  деятельности, структурной связи  с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

Исходным принципом ВЭД  предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости  с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Внешнеторговая деятельность — это предпринимательство в  области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности[5, с. 20].

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т.п.

Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий  и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения ее до конечных потребителей.

Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнеров  в рамках производственной кооперации достигается путем:

- взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;

- прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;

- организации процесса подготовки кадров.

При этом собственность кооперантов  не обособляется, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции [1, с.91].

 

1.2 Понятие, виды и методы осуществления внешнеторговых операций

 

 

 

Внешнеэкономические отношения  являются одной из наиболее динамично  развивающихся сфер экономической  жизни. Экономические связи между государствами первоначально существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или вообще не производила. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений.

Внешнеэкономическая деятельность — совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспорто-ориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Виды внешнеэкономической  деятельности:

  • внешнеторговая деятельность — предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности;
  • производственная кооперация — сотрудничество между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда:
  • международное инвестиционное сотрудничество — взаимодействие с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера;
  • валютно-финансовые и кредитные операции — вид внеэкономической деятельности, сопровождающий любую внешнеторговую   сделку   в   виде   финансовых   обязательств. Однако в банковской сфере данные операции выступают как самостоятельные.

Мелкие и средние предприятия, к которым относятся в том  числе и разного рода товарищества, для осуществления внешнеторговой деятельности, как правило, в своей  управленческой структуре открывают  небольшой сектор, или так называемый встроенный экспортный отдел. Обычно он состоит из двух-трех сотрудников, занимающихся подготовкой внешнеторговых контрактов, таможенной, кредитной и другой необходимой  документации. Собственно же сделки по продаже или купле товаров  указанные предприятия осуществляют через торговых посредников. Такая  система развития экспортно-импортных  операций лишает возможности мелкие и средние фирмы проводить  самостоятельную внешнеторговую политику и обрекает их на зависимое положение  от зарубежных партнеров.

Крупные организационные  формы предприятий — тресты, концерны — имеют для проведения внешнеторговой деятельности специальный внешнеторговый аппарат. В нем созданы службы и специализированные органы, которые  выполняют организационные, кредитно-расчетные, транспортные, рекламные, аналитические  и другие внешнеторговые функции. Этот аппарат в зависимости от предприятия-производителя  может быть создан в качестве крупного внутрифирменного подразделения или  как относительно самостоятельной  внешнеторговой фирмы и находиться в стране производства или за рубежом. В первом случае внешнеторговая фирма  не обладает правами юридического лица и имущественную ответственность  по ее обязательствам перед партнерами по внешнеторговым сделкам несет  само предприятие-производитель в  пределах стоимости принадлежащего ему имущества. Во втором случае внешнеторговая фирма получает статус юридического лица с собственным балансом и  обслуживает не только учредившее ее предприятие, но и другие фирмы, т.е. превращается фактически во внешнеторгового  посредника. Предприятие-учредитель строит свои отношения с созданной им юридически самостоятельной внешнеторговой формой на основе договоров поручения  или комиссии.

Имея собственный аппарат  в виде внешнеторговой фирмы, не обладающей правом юридического лица или со статусом юридического лица, предприятие-учредитель может реализовать свою продукцию  на внешнем рынке различными путями. Во-первых, это могут сделать только что упомянутые внешнеторговые фирмы, функционирующие в стране действия непосредственного производителя. Во-вторых, предприятие-производитель  может реализовать свою продукцию  за рубежом через созданный им там какой-либо подконтрольный ему  филиал. Действующий на основе тесных агентских отношений филиал оперативно сбывает товары производителя и  передает ему информацию о ходе сбыта, о претензиях и пожеланиях покупателей, о возможном изменении спроса на данный товар. В-третьих, крупные  промышленные предприятия или объединения  осуществляют свои операции на внешних  ранках через дочерние компании. Последние  создаются по товарной или географической ориентации и получают юридическую  самостоятельность. Это имеет важное значение для производителей, так  как перед покупателями отвечают не они, а дочерние компании по своим  конкретным обязательствам. Например, многие крупные металлургические концерны создают дочерние сбытовые компании, которые осуществляют весь комплекс мероприятий по реализации продукции  по согласованным ценам. Это ускоряет сбыт продукции концернов, и они  сосредоточивают усилия преимущественно  на разработке новой технологии изготовления товаров и повышения их качества. Кроме того, дочерние компании обеспечивают своих поставщиков необходимой  информацией о состоянии рынков сбыта их продукции.

Организация собственного или  подконтрольного внешнеторгового  аппарата за рубежом требует от предприятий-производителей довольно крупных финансовых расходов. Но эти затраты в конечном счете  окупаются довольно быстро и дают большой эффект, позволяя оперативно проникать на рынки той или  иной страны, а затем расширять  на них сбыт продукции и на долгие сроки закреплять там присутствие  своей фирмы.

Зарубежные филиалы и  дочерние компании промышленных объединений  действуют на мировом рынке в  качестве оптовых фирм или предприятий  розничной торговли, функциональные задачи которых определяются по договоренности с учредителями. Их главная задача сводится к обеспечению продажи  товаров и формированию портфеля заказов для промышленных фирм. В  частности, они принимают заказы от заграничных потребителей, классифицируют их и отправляют своим производственным патронам. Кроме того, в круг обязанностей филиалов и дочерних компаний входит изучение местного рынка, организация  рекламы, информационное обеспечение  импортеров, финансовые расчеты с  ними, а также послепродажное техническое  обслуживание поставляемых на местный  рынок машин и оборудования.

Организовать собственную  зарубежную сбытовую сеть промышленным фирмам не всегда удается при наличии  каких-нибудь серьезных экономических  или административных препятствий, а также острой конкурентной борьбы на данном рынке. В этом случае промышленные фирмы прибегают к реализации своей продукции через торговую сеть иностранных партнеров или  через торговых посредников.

Внешняя торговля — форма  связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую зависимость.

Под термином "внешняя  торговля" понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая  из оплачиваемых ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров.

Показатели оценки экспортно-импортных  поставок имеют большое значение для определения количественных и качественных характеристик внешней торговли, таких как:

  • стоимостный и физический объем (товарооборот). Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы внешней торговли. Номинальный стоимостный объем внешней торговли обычно выражается в долларах США или в евро (в текущих ценах) и зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный стоимостный объем внешней торговли представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем (товарооборот) внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США или евро в целях международного сопоставления;
  • товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитываются свыше 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения. Кроме того, по оценкам экспертов Всемирной торговой организации, насчитываются более 600 видов услуг;
  • географическая структура, представляющая собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура — данные о внешней торговле стран, принадлежащих к одной части света. Организационная географическая структура — данные о торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам либо выделенными в определенную группу по каким-либо критериям (например, страны — экспортеры нефти и др.).

Факт международного обмена, его пространство осуществления, выходящее за рамки отдельных стран, создают предпосылки множественности объектов и субъектов. Объектами внешнеторговой деятельности являются прежде всего товары, а также услуги и объекты интеллектуальной собственности.

В более широком понимании  товар — предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена. В рамках этого определения товаром могут считаться и услуги. В более узком понимании товар — предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.

Услуга — предмет труда  человека, направленный на удовлетворение общественной потребности и произведенный  для обмена, но принимающий форму  невидимого, неосязаемого продукта.

Объект интеллектуальной собственности — произведения науки, литературы и других видов творческой деятельности, в том числе открытия, изобретения, ноу-хау, товарные знаки, фирменные наименования и знаки  обслуживания.

Однако не все товары и  услуги могут стать объектами  внешнеторгового обмена. Поэтому  возникает необходимость в разграничении  сущности торгуемых и неторгуемых  товаров.

Торгуемые товары — это  товары, перемещаемые между различными странами. Их цена определяется взаимодействием  спроса и предложения как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Неторгуемые товары — это  товары потребляемые в той же стране, где производятся (т.е. не перемещаемые между странами), цена на них устанавливается  балансом спроса и предложения в  отечественных рамках.

Границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами весьма условны  и зависят от транспортных издержек на перемещение за рубеж, а также торговых барьеров, существующих на их пути. Проявляющиеся на современном этапе тенденции сокращения транспортных издержек под воздействием научно-технического прогресса и либерализации внешней торговли способствуют увеличению количества торгуемых товаров.

Учитывая, что основными  объектами внешней торговли являются товары и услуги, можно выделить внешнюю торговлю товарами и внешнюю торговлю услугами.

Между этими формами внешней  торговли существуют качественные различия, представленные в табл. 1.1.

Таблица 1.1 - Различия внешней торговли товарами и внешней торговли услугами 

Товары

Услуги

1

2

Осязаемы и видимы

Неосязаемы и невидимы

Поддаются хранению

Не поддаются хранению

Внешняя торговля товаром  не Связана непосредственно с  производством

Внешняя торговля услугами связана с их производством, причем производство и потребление услуг  происходит одновременно

Развитие внешней торговли товарами является основой дляраз витии  других форм международных экономических  отношений

Внешняя торговля услугами выступает как связующее звено  в реализации и развития других форм международных экономических отношений

На национальном уровне действует  избирательная система государственной  поддержки по отношению к отраслям материального производства, а в  отношении остальных отраслей действуют  принципы свободной конкуренции

Сфера услуг больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем- сфера материального производства и частично или полностью является государственной собственностью

В международный оборот могут  поступать все производимые товары

Не все виды услуг являются "торгуемыми" и могут быть вовлечены  в между народный оборот (например, коммунальные и бытовые услуги и  др.)

Экспорт товаров означает их вы воз за рубеж с таможенной территории без обязательства об обратном ввозе

Экспорт услуг может быть осуществлен как поставкой услуг  за границу (имеются 
в виду воплощенные услуги транспорта, информационные), так и перемещением потребителя услуг (нерезидента) в страну; их производителя или временным перемещением за границу физического поставщика услуг

Применяется институт посредников

Институт посредников  не применяется

Информация о работе Анализ ВЭД