Рыночные структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические модели различных типов рынков.
В соответствии с данной целью основными задачами являются:
1. Показать отличительные особенности рыночных структур.
2. Рассмотреть, как определяется в монополистической конкуренции и олигополии цена и объем производства.

Содержание

Введение 3
1. Типы рыночных структур 5
1.1 Классификация рыночных структур 5
1.2. Совершенная конкуренция и монополия 7
2. Несовершенная конкуренция 24
2.1 Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции 24
2.2 Определение цены и объёма производства в условиях олигополии 27
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)


9

 

Оглавление

Введение

1. Типы рыночных структур

1.1 Классификация рыночных структур

1.2. Совершенная конкуренция и монополия

2. Несовершенная конкуренция

2.1 Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции

2.2 Определение цены и объёма производства в условиях олигополии

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность темы исследования обусловлена  необходимостью изучения теории конкуренции для того, чтобы эффективно использовать эти знания на практике.

В теории конкуренции выделяются два основных типа конкуренции: совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция.

В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов.

Несовершенной конкуренцией является – абсолютная монополия (рынок единственного продавца), монополистическая конкуренция (единство непохожих), олигополия (рынок взаимодействующих продавцов).

Цель работы – изучить теоретические модели различных типов рынков.

В соответствии с данной целью основными задачами являются:

1. Показать отличительные особенности рыночных структур.

2. Рассмотреть, как определяется в монополистической конкуренции и олигополии цена и объем производства.

При написании работы использовался сравнительный метод, изучение публикаций, исторических данных.

              Работа состоит из двух частей. В первой части дана краткая характеристика типов рыночных структур существующих в экономике, и главное внимание уделено таким рыночным структурам как совершенная конкуренция и монополия. Во второй части рассматривается определение цены и объемов производства на рынках несовершенной конкуренции.

              Для написания работы использовались такие источники как: работы Байе М.Р., Басовского Л.Е., Протасьева В.Б., Гальперина В.М., Игнатьева С.М., Моргунова В.И., Нуреева Р.М., Пиндайк Р.С., Рубенфельда Д.Л., Портер М., Мамедова О.Ю., Суржикова Е., Франк Р.Х., Хайма Д.Н., Юданова А.Ю., Тарануха Ю.В., журнальные статьи Наумова А.А. – «Вестник маяковского университета», Денисова И.В. – «Российское предпринимательство».


1. Типы рыночных структур

1.1 Классификация рыночных структур

Рыночная структура – это совокупность признаков рынка организации, определяющих тип конкуренции между фирмами на отраслевом рынке и обусловливающих способ установления рыночного равновесия.

Конкуренция – механизм соперничества продавцов за платежеспособный спрос.

Различие между типами рыночных структур заключается в числе фирм на каждом отраслевом рынке и размерами фирм, действующих на этом рынке.

Основными типами рыночных структур являются:

- чистая монополия;

- олигополия;

- монополистическая конкуренция;

- совершенная конкуренция.

Чистая монополия – тип рыночной структуры, где единственный продавец противостоит множеству разобщенных покупателей. Специфика этого типа рыночной структуры заключается в том, что фирма обладает контролем над всем отраслевым рынком, что обеспечивает ей высшую степень рыночной власти и, следовательно, широкой свободы в выборе решений.

Олигополия – тип рыночной структуры, отличающийся стратегическим взаимодействием немногочисленных, обладающих значительной рыночной властью фирм, которые конкурируют за объём продаж. Отличительная особенность этого типа рыночной структуры заключается в осознанном стремлении фирм к координации своего поведения, благодаря чему они могут рассчитывать на более благоприятный для них результат функционирования рынка.

Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. Отличительная особенность данного типа рыночной структуры заключается в том, что рыночная власть фирмы распространяется только на её продукт, но не на рынок, который полностью открыт для проникновения новых фирм, чем подрывается рыночная власть действующих на рынке фирм.

Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, где действует большое число небольших по размеру фирм, которые не способны оказывать влияния на рыночную цену и конкурируют между собой по цене. Особенность данного типа рыночной структуры заключается в том, что действующие на рынке фирмы лишены рыночной власти  не могут оказывать влияние на рыночную цену.
1.2. Совершенная конкуренция и монополия

Совершенная конкуренция. В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько она пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.

Понятие «совершенная конкуренция» играет особую роль в экономической теории. Связано это с тем, что изучение рынка совершенной конкуренции объясняет ситуации, которые не отвечают требованиям такой структуры. Рынок совершенной конкуренции (или как ещё часто говорят - чистой) является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Допущения совершенной конкуренции:

1. Однородность продукции. Однородность продукции означает, что все её единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей. Совокупность всех предприятий, производящих какой-то однородный продукт, образует отрасль. Примером однородных продуктов являются стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. д.).

2. Малость и множественность. Малость субъектов рынка означает, что объемы спроса и предложения даже наиболее крупных покупателей и продавцов ничтожно малы относительно масштабов рынка. Здесь «ничтожно малы» означает, что изменение объемов спроса и предложения отдельных субъектов в рамках короткого периода (т. е. при неизменной мощности предприятия и при неизменной вкусах и предпочтениях покупателей) не влияют на рыночную цену продукции. Последняя определяется лишь как совокупность всех продавцов и покупателей, т. е. является коллективным результатом рыночных отношений. Понятно, что малость субъектов рынка предполагает и их множественность, т. е. наличие на рынке большого числа мелких продавцов и покупателей. Малость и множественность субъектов рынка предполагают отсутствие формальных и неформальных соглашений (сговора) между ними с целью обретения монопольных преимуществ на рынке.

3. Свобода входа и выхода. Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из неё (ухода с рынка). Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. Точно так же покупатели вольны покупать товар в любом количестве, увеличить, сократить или вовсе прекратить его закупки. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль. Нет, например, патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права на выпуск определенной продукции. Вход в отрасль (и выход из неё) не требует сколь либо существенных первоначальных (соответственно ликвидационных) затрат. Реализованная, уже укоренившимися в отрасли предприятиями, экономия от масштаба не столь велика, чтобы ограничить вход в отрасль предприятиям-новичкам. С другой стороны, никто не обязан оставаться в отрасли, если это не соответствует его желаниям. Отсутствует государственное вмешательство в организацию рынка (различные субсидии, налоговые льготы, квоты и другие формы рационирования спроса и предложения). Свобода входа и выхода предполагает также совершенную мобильность продавцов и покупателей внутри рынка, отсутствие каких-либо форм прикрепления покупателей к продавцам. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, свободного их перехода из одной отрасли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше. Это, в частности, значит, что работники могут свободно мигрировать как между отраслями, так и между профессиями. Их обустройство на новом месте жительства или переобучение не требует больших затрат.

4. Совершенная информированность (совершенное знание). Субъекты рынка (покупатели, продавцы, владельцы факторов производства) обладают совершенным знанием всех параметров рынка. Суть допущения совершенной информированности состоит в том, что субъекты рынка заведомо обладают знанием распределения цен среди продавцов и переход от одного продавца к другому, им ничего не стоит.[6, с. 56]

Ясно, что эти четыре характеристики настолько строги, что им едва ли может удовлетворять реальный рынок, к примеру, совершенной информированности вообще не существует, т.к. информация дефицитна, её получение, переработка и использование стоит времени сил и денег. В действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней.

Рыночный спрос и спрос на продукцию отдельной компании:

Ни одна из компаний, действующих на рынке с совершенной конкуренцией, не оказывает влияния на рыночные цены, величины которых определяются точками пересечения кривых рыночного спроса и рыночного предложения. В таких условиях предприятие должно либо назначать цену, равную рыночной, либо его предложение не будет распродано. На конкурентном рынке цена определяется, точкой пересечения кривых рыночного спроса и рыночного предложения. Так как форма и положение этих кривых зависят от всех покупателей и всех продавцов, то ни один из них не может повлиять на эту цену. Другими словами, слабые относительно всего рынка возможности отдельного участника не могут заметно повлиять на общий спрос и общее предложение на этом рынке, а, следовательно, и на рыночную цену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.  Рыночный спрос и спрос на продукцию отдельной компании.[1, c. 327]

На рисунке 1 показаны кривые рыночного спроса и спроса на продукцию отдельной компании на рынке совершенной конкуренции. Слева представлена общерыночная кривая, в которой равновесная цена Ре определяется точкой пересечения кривых рыночного спроса и рыночного предложения. С точки зрения отдельной компании, она может продать по такой цене какое угодно количество товара, т.е. кривая спроса для совершенно конкурентной компании представляется прямой линией, параллельной горизонтальной оси координат (на рисунке справа), обозначенной Df. То, что кривая спроса на продукцию отдельной компании в этом случае является абсолютно эластичной, отражает простой факт, что попытка установить на таком рынке цену, хотя бы ненамного превышающую рыночную, приводит к невозможности продать даже одну единицу товара.

Поскольку кривая спроса на продукцию отдельной компании на рынке с совершенной конкуренцией абсолютно эластична, принятие решения о цене не вызывает никаких затруднений: необходимо поступать как все. И в этих условиях на первое место выходит определение объёма выпускаемой продукции, который должен быть таким, чтобы полученная прибыль была максимальной. Краткосрочный период. Краткосрочным периодом называется промежуток времени, в течение которого количество некоторых ресурсов является величиной постоянной, или другими словами, оно фиксировано. Чтобы максимизировать прибыли в краткосрочном плане, предприятие должно принимать фиксированные ресурсы как данность (и соответственно как данность – издержки связанные с ними) и принимать решение об оптимальном объёме выпускаемой продукции исходя из возможности изменять только ресурсы, находящиеся под его контролем.

Максимизация прибыли. При совершенной конкуренции спрос на продукцию отдельной компании определяется рыночной ценой на эту продукцию, которую мы обозначим как Р. Пусть Q – объём продукции выпускаемой компанией, а общая выручка от продажи этого объёма на рынке составляет PQ.

Существует следующий способ, при помощи которого можно определить объём выпускаемой продукции, при котором конкурентная компания получает максимальную прибыль. Он показан на рис. 2, где представлены кривые стандартных средних издержек и предельных издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Максимизация прибыли на рынке совершенной конкуренции.[1, с. 330]

 

Если рыночная цена Ре, то линия этой цены пересекается с кривой предельных издержек в точке, соответствующей объёму выпускаемой продукции Q*, что и является оптимальным вариантом, при котором прибыль компании максимальна. При объёмах меньших, чем Q*, цена превышает предельные издержки. Из этого следует, что, наращивая в этом случае объём выпускаемой продукции, компания может продавать дополнительные единицы продукции по цене, превышающей предельные издержки на производство этой дополнительной продукции. Таким образом, компания, которая стремится получить максимальную прибыль, не будет производить продукции ниже уровня Q*. Аналогично объёмы, превышающие значение Q*, соответствуют ситуации, при которой предельные издержки превышают цену. В этом случае сокращение продукции приведёт к большей экономии средств, чем потери в выручке от меньшего количества реализуемой продукции. И опять же компания выйдет, теперь уже с другой стороны, на уровень объёма выпускаемой продукции Q*, при котором её прибыль будет максимальной.

Информация о работе Рыночные структуры