Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:27, реферат
В научном языке существуют два различных понимания термина «конкуренция». Конкуренция как характеристика рыночной структуры (конкурентный рынок, совершенная, монополистическая конкуренция) и конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке (конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция).
Термины, используемые для обозначения различных типов рыночных структур, пришли из греческого языка и характеризуют, с одной стороны, принадлежность экономических субъектов к продавцам или покупателям , а с другой стороны, их численность.
Во-вторых, на примере конкурентного рынка решается основной вопрос, стоящий перед любой фирмой: какой объем продукции следует производить для максимизации своей прибыли, т.е. каковы условия экономического равновесия фирмы.
И наконец,
в-третьих, модель совершенной конкуренции
позволяет оценить
В условиях совершенной конкуренции фирма предлагает на рынке лишь незначительную часть продукции отрасли.
Рассмотрим небольшое фермерское хозяйство, решающее, какой объем площади отвести под посев картофеля в будущем году. Очевидно, что фермер будет исходить из тех цен, которые сложились на рынке в текущем году. И его решения об увеличении или сокращении своего производства не окажут никакого влияния на рыночную цену товара, определяемую путем взаимодействия совокупного рыночного спроса и рыночного предложения рассматриваемого товара.
Совершенный
конкурент является на рынке
ценополучателем,
и кривая его индивидуального спроса абсолютно
эластична по цене (рис. 7.1). Как видно на
графике, кривая рыночного спроса (D)
убывает (рис. 7.1. а),
поскольку чем больше картофеля на рынке,
тем по более низким ценам готовы его купить
потребители. Кривая спроса (d), с которой
имеет дело отдельная фирма, представляет
собой горизонтальную линию, поскольку
конкурентная фирма может продать дополнительное
количество урожая без сокращения цены.
Рис. 7.7. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы: а — рыночного спроса; б — спроса на продукцию отдельной фирмы
В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия Ре. Вместе с тем у конкурентной фирмы нет необходимости продавать товар по цене ниже равновесной, поскольку объем ее продаж крайне мал по сравнению с совокупным рынком и она может продать всю свою продукцию по цене равновесия.
Поскольку
решения отдельной фирмы не влияют
на рыночную цену (Ре
= сопst), кривая совокупного
дохода (TR) фирмы будет возрастать прямо
пропорционально объему производства.
Совокупный доход (total revenue - TR) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:
TR = P x Q,
где TR (total revenue) – совокупный доход;
P (price) - цена;
Q (quantity)
- проданное количество благ.
Средний
доход (average revenue -
AR) – доход, приходящийся на единицу
проданного блага.
В
условиях совершенной конкуренции
средний доход равен рыночной
цене:
AR
= TR/Q = P x Q/Q = P.
Предельный
доход (marginal revenue -
MR) – приращение дохода
MR = dTR/dQ = d(P x Q)/dQ = PdQ/dQ = P.
7.3.
КРАТКОСРОЧНОЕ И
ДОЛГОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА.
В условиях, когда текущая цена, устанавливается рынком, единственным способом увеличения прибыли является сокращение издержек производства и регулированием объема выпуска.
Исходя из существующих в данный момент времени рыночных и технологических условий, фирма определяет оптимальный объем выпуска, т.е. объем выпуска, обеспечивающий фирме максимально возможную прибыль.
Издержки (С) Доходы (R Прибыль (П)
Независимо
от того, на каком рынке — конкурентном
или неконкурентном — работает компания,
ее прибыль будет максимально большой,
если объем выпуска составляет наибольшую
разницу между совокупными доходами
(ТR) и совокупными издержками (ТС),
как это имеет место при объеме выпуска
Q* на рис. 7.2:
П=TR-TC=const
На начальном этапе производства прибыль фирмы имеет отрицательное значение из-за недостаточности дохода и наличия постоянных затрат. По мере увеличения объема прибыль возрастает и становится положительной величиной. При объеме производства (Q*)совокупная прибыль достигает своего максимума и ее прирост в краткосрочном периоде оказывается уже невозможен, или
dП/dQ=П* (Q)=0.
Производная функции совокупной прибыли называется предельной прибылью.
Предельная прибыль - показывает прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу.
Если Мп > 0, то функция совокупной прибыли растет и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль.
Если Мп<0, то функция совокупной прибыли уменьшается и дополнительный выпуск сократит совокупную прибыль.
И наконец, если Мп = 0, то значение совокупной прибыли максимально.
Поскольку прибыль есть разность совокупного дохода и совокупных издержек
П=TR - ТС,
то производная этой функции, или предельная прибыль, может быть записана в виде
П'(О) = ТR'(Q) - ТС'(Q);
П'(0) = МR- МС,
где МR — предельный доход;
МС — предельные издержки.
Поскольку в точке оптимума производная прибыли равна нулю, то совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу:
МС = МR.
Данное равенство действует для любых рыночных структур, однако в условиях совершенной конкуренции оно несколько модифицируется.
Поскольку рыночная цена тождественна среднему и предельному доходам конкурентной фирмы
Р = АR = МR,
то равенство предельных издержек и предельных доходов трансформируется в равенство предельных издержек и цены
МС=
Р.
На практике оценка предельных издержек имеет свои особенности (приложение 7.2).
Приложение 7.2.
Возможность применения на практике правила о равенстве предельного дохода и предельных издержек зависит от способности руководителя оценивать предельные издержки. Важно учитывать три основных момента.
Во-первых, по возможности не использовать средние издержки вместо предельных издержек.
Если предельные и средние издержки близки к постоянным, между ними почти нет никакой разницы, однако в случае, когда предельные и средние издержки резко возрастают, возможна большая погрешность.
Предположим, что компания имеет следующие данные об издержках:
Текущий выпуск продукции - 100 ед. в день, из них 25 ед. производятся в сверхурочное время.
Материальные затраты - 500 долл. в день.
Заработная плата - 2000 долл. в день (тариф) + 1000 долл. в день (доплата за сверхурочную работу).
Средние переменные издержки (АVС) равны сумме заработной платы плюс материальные затраты (3500 долл.), деленные на выпуск (100 ед.), или 35 долл.
Предельные издержки подсчитаем следующим образом. Поскольку материальные затраты на единицу выпуска скорее всего постоянны, то предельные издержки материальных затрат равны 500 долл./100 ед. = 5 долл./ед.
Предельные издержки труда связаны со сверхурочной работой, потому средняя сверхурочная плата является хорошей оценкой предельных издержек труда: 1000 долл./25 ед. = 40 долл./ед.
Таким образом, предельные издержки производства дополнительной единицы выпуска составляют 45 долл., что существенно выше средних переменных издержек.
Во-вторых, тот или иной показатель в бухгалтерском учете фирмы может иметь две составляющие, но лишь одна из них включает предельные издержки.
Предположим, что руководитель пытается сократить объем производства. Он сокращает продолжительность работы одних рабочих и временно увольняет других.
Но заработная плата временно уволенных рабочих может оказаться неточным показателем предельных издержек производства, так как трудовые соглашения зачастую обязывают фирмы выплачивать временно уволенным служащим определенную част заработной платы.
И, в-третьих, все альтернативные издержки следует включать в состав предельных издержек.
Предположим, что универсальный магазин принимает решение о продаже детской мебели. Вместо строительства новых торговых площадей руководитель принимает решение использовать часть третьего этажа, где осуществлялась продажа бытовой техники.
Предельные
издержки использования
данного помещения составляет
прибыль, которая могла
бы быть получена, если
бы магазин продолжа^г
продавать на этом месте
бытовую технику, рассчитанную
на единицу проданной
мебели. Эти альтернативные
издержки могут быть
существенно выше арендной
платы, которую магазин
вносит за указанную
часть здания.
Для оценки краткосрочной функции предложения конкурентной компании следует исходить как из условия равновесия (Р = МС), так и из условия целесообразности продолжения производства (Р > тin АVС).
Как было рассмотрено ранее, фирмы-конкуренты будут наращивать производство до той точки, при которой цена равняется предельным издержкам (Р = МС), и прекратят производство, если цена будет ниже минимального значения средних переменных издержек (Р < тin АVС).
Кривая индивидуального
предложения конкурентной
фирмы будет совпадать
с кривой ее предельных
издержек (МС) выше минимального
уровня средних переменных
издержек (АVС). При более
низком, чем тin АVС, уровне
рыночных цен кривая
предложения будет совпадать
с осью цен.
Любое нарушение равновесия независимо от того, вызвано оно изменением цены на продукиию или изменением издержек производства, приводит к соответствующему пересмотру объемов выпуска в сторону точки оптимума.
Приведем задачу
7.1.
Задача
7.1. Определение
функции предложения
Предположим, что зависимость совокупных издержек от объема производство конкретной фирмы задана уравнением:
ТС = 500 + 200Q - Q2,
где ТFС = 500 у.е.
Необходимо подсчитать, какой объем производства будет предложен компанией на рынок при сложившейся цене Р = 10 у.е.
Для начала определим функцию предложения фирмы в краткосрочном периоде.
1) Выведем уравнение предельных издержек (МС):
МС = ТС'(Q) =20- 2Q.
2) Приравняем придельные издержки к рыночной цене и получим искомую функцию предложения:
20-2Q= Р; 2Q=20- Р; QS = 10- 0,5Р.
3) Определим объем выпуска при Р = 10 у.е., подставив соответствующее значение в функцию предложения: