Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 17:17, контрольная работа
Существует множество критериев оценки эффективности деятельности предприятия, однако наиболее значимым и всеобъемлющим является – прибыль. Прибыль означает, что предприятие «не проедает» себя, а имеет возможность расширенного воспроизводства. Прибыль даёт предприятию реальную возможность конкурентной борьбы на существующих и новых рынках за счёт ценового фактора. Кроме того, прибыль позволяет решать множество социальных вопросов коллектива, так как именно за счёт прибыли идут выплаты по фонду потребления и содержатся объекты социальной сферы.
Изменение системы счётов бухгалтерского учета в 2004 году привело к тому, что расходы, которые ранее списывались ОАО «Витебские ковры» за счёт распределённой чистой прибыли (фонда накопления, фонда потребления), теперь списываются за счёт внереализационных расходов и в 2004 и 2005 году распределения прибыли по фондам не производится.
Наряду с абсолютными
Проведём анализ прибыльности ОАО «Витебские ковры» для чего воспользуемся данными таблицы 15. Предлагаю провести анализ рентабельности различных показателей по двум факторам: прибыли от реализации продукции и чистой прибыли предприятия.
Таблица 15
Показатели | Ед. изм. | 1 п/г 2003г | 2003г | 1п/г 2004г | 2004г | 1п/г 2005г |
Себестоимость продукции | Млн.руб. | 12674 | 31342 | 19320 | 46560 | 21924 |
Собственный капитал | Млн.руб. | 20303 | 26946 | 28707 | 35811 | 36693 |
Заёмный капитал | Млн.руб. | 5961 | 9397 | 7659 | 6648 | 9248 |
Чистые активы | Млн.руб. | 21345 | 25265 | 28459 | 34618 | 35398 |
Прибыль от реализации | Млн.руб. | 2140 | 4692 | 2976 | 6704 | 2228 |
Рентабельность продукции | % | 16,9 | 15,0 | 15,4 | 14,4 | 10,2 |
Рентабельность собственного капитала | % | 10,5 | 17,4 | 10,4 | 18,7 | 6,1 |
Рентабельность заёмного капитала | % | 35,9 | 49,9 | 38,9 | 100,8 | 24,1 |
Рентабельность чистых активов | % | 10,0 | 18,6 | 10,5 | 19,4 | 6,3 |
Чистая прибыль | Млн.руб. | 1376 | 3228 | 1795 | 4161 | 1129 |
Рентабельность продукции | % | 10,9 | 10,3 | 9,3 | 8,9 | 5,1 |
Рентабельность собственного капитала | % | 6,8 | 12,0 | 6,3 | 11,6 | 3,1 |
Рентабельность заёмного капитала | % | 23,1 | 34,4 | 23,4 | 62,6 | 12,2 |
Рентабельность чистых активов | % | 6,4 | 12,8 | 6,3 | 12,0 | 3,2 |
Проанализировав данные
Анализ рентабельности по
При анализе рентабельности
Проведенный анализ заёмного капитала, также подтверждает вывод, что в 2004 году ОАО «Витебские ковры» сработало значительно лучше, чем в 2003 и 2005 годах. Несмотря на рост заёмного капитала в 1 полугодии 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, рентабельность заёмного капитала увеличилась как по прибыли от реализации продукции, так и по чистой прибыли на 3 и 0,3 процентных пункта соответственно. Кроме того, в результате успешной работы, заёмные обязательства ОАО «Витебские ковры» были значительно уменьшены на конец 2004 года и рентабельность заёмного капитала по прибыли от реализации продукции составила 100,8%, то есть прибыль от реализации продукции, полученная за год превысила все обязательства перед кредиторами. В 1 полугодии 2005 года предприятие не только опять нарастило свои заёмные обязательства, но и за счёт снижения, как чистой прибыли, так и прибыли от реализации продукции снизило рентабельность заёмного капитала до 12,2% и 24,1% соответственно по этим видам прибыли.
Проведя анализ рентабельности по чистым активам, можно сделать вывод, что чистые активы ОАО «Витебские ковры» имеют чётко выраженную тенденцию к увеличению. С 21345 миллионов рублей в 1 полугодии 2003 года они выросли до 35398 миллионов в 1 полугодии 2005 года, то есть на 14053 миллионов рублей или на 65,8%. Данная тенденция является положительной и свидетельствует о развитии предприятия. Однако, проведение более глубокого анализа позволяет поставить под сомнение данный вывод. Рост чистых активов в 2003 году мог быть вызван переоценкой основных фондов, проведенной в конце года. Дальнейший рост в 1 полугодии 2004 года на 3194 миллиона рублей или на 12,6% вызван прибыльной работой предприятия, а в конце 2004 года росту способствовали уже два фактора: прибыльность и переоценка. В первом же полугодии 2005 года рост чистых активов наблюдается незначительный на сумму 780 миллионов рублей или 2,2%. Анализ рентабельности чистых активов по прибыли от реализации продукции подтверждает данные выводы. В 2003 году рентабельность чистых активов была на уровне 18,6%, в 2004 году она выросла на 0,8 процентных пункта и составила 19,4%. При сравнении аналогичных периодов 2003, 2004 и 2005 годов видно, что в 2004 году происходит рост рентабельности на 0,5 процентных пункта по сравнению с 2003 годом. В 1 полугодии 2005 года рентабельность снижается до 6,3%, что ниже уровня 2004 года на 4,2 процентных пункта и уровня 2003 года на 3,7 процентных пункта. Анализ рентабельности чистых активов по чистой прибыли свидетельствует о том, что падение рентабельности по этому показателю наблюдается даже в 2004 году по сравнению с 2003 годом. А в 1 полугодии 2005 года рентабельность падает практически вдвое по сравнению с аналогичными периодами 2004 и 2003 годов.
Таким образом, подводя общий
итог комплексному анализу
В абсолютном выражении ОАО «Витебские ковры» улучшило свою работу в 2004 году по сравнению с 2003 годом. Произошло увеличение прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. Однако, анализ относительных результатов деятельности предприятия, свидетельствует о небольшом снижении эффективности работы предприятия. Об этом свидетельствует снижение рентабельности реализованной продукции на 0,6 процентных пункта.
В 1 полугодии 2005 года предприятие
не только не достигло
Информация о работе Анализ образования и использования прибыли. Прибыльность предприятия