Анализ образования и использования прибыли. Прибыльность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Существует множество критериев оценки эффективности деятельности предприятия, однако наиболее значимым и всеобъемлющим является – прибыль. Прибыль означает, что предприятие «не проедает» себя, а имеет возможность расширенного воспроизводства. Прибыль даёт предприятию реальную возможность конкурентной борьбы на существующих и новых рынках за счёт ценового фактора. Кроме того, прибыль позволяет решать множество социальных вопросов коллектива, так как именно за счёт прибыли идут выплаты по фонду потребления и содержатся объекты социальной сферы.

Работа содержит 1 файл

Анализ по прибыли.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

   Изменение системы счётов бухгалтерского учета в 2004 году привело к тому, что расходы, которые ранее списывались ОАО «Витебские ковры» за счёт распределённой чистой прибыли (фонда накопления, фонда потребления), теперь списываются за счёт внереализационных расходов и в 2004 и 2005 году распределения прибыли по фондам не производится.

   Наряду с абсолютными показателями, такими как прибыль эффективность  деятельности любого предприятия  можно охарактеризовать рядом  относительных показателей, таких как рентабельность продукции, рентабельность собственного и заёмного капитала, рентабельность чистых активов. Причём данный анализ можно проводить, использую как прибыль от реализации продукции, так и чистую прибыль, которая окончательно подводит итог деятельности предприятия в анализируемом периоде.

   Проведём анализ прибыльности  ОАО «Витебские ковры» для  чего воспользуемся данными таблицы 15. Предлагаю провести анализ рентабельности различных показателей по двум факторам: прибыли от реализации продукции и чистой прибыли предприятия.

Таблица 15

Показатели Ед. изм. 1 п/г 2003г 2003г 1п/г 2004г 2004г 1п/г 2005г
Себестоимость продукции Млн.руб. 12674 31342 19320 46560 21924
Собственный капитал Млн.руб. 20303 26946 28707 35811 36693
Заёмный капитал Млн.руб. 5961 9397 7659 6648 9248
Чистые  активы Млн.руб. 21345 25265 28459 34618 35398
Прибыль от реализации Млн.руб. 2140 4692 2976 6704 2228
Рентабельность  продукции % 16,9 15,0 15,4 14,4 10,2
Рентабельность  собственного капитала % 10,5 17,4 10,4 18,7 6,1
Рентабельность  заёмного капитала % 35,9 49,9 38,9 100,8 24,1
Рентабельность  чистых активов % 10,0 18,6 10,5 19,4 6,3
Чистая  прибыль Млн.руб. 1376 3228 1795 4161 1129
Рентабельность  продукции % 10,9 10,3 9,3 8,9 5,1
Рентабельность  собственного капитала % 6,8 12,0 6,3 11,6 3,1
Рентабельность заёмного капитала % 23,1 34,4 23,4 62,6 12,2
Рентабельность  чистых активов % 6,4 12,8 6,3 12,0 3,2
 

   Проанализировав данные таблицы  15 можно сделать следующие выводы.

   Анализ рентабельности по прибыли  от реализации продукции показывает, что ОАО «Витебские ковры» ухудшает результаты своей деятельности в анализируемом периоде. Рентабельность имеет чётко выраженную тенденцию к снижению. Если в 1 полугодии 2003 года она составляла 16,9%, то за 2003 год в целом рентабельность снизилась до 15%. В первом полугодии 2004 года рентабельность реализованной продукции увеличилась на 0,4 процентных пункта, но в целом за 2004 год составила 14,4%, снизившись по сравнению с 2003 годом на 0,6 процентных пункта. В 1 полугодии 2005 года вообще произошёл обвал рентабельности реализованной продукции до 10,2%, что на 4,2 процентных пункта ниже, чем за 2004 год и на 6,7 процентных пункта ниже, чем в первом полугодии 2003 года. Вывод об ухудшении работы ОАО «Витебские ковры» подтверждает и анализ рентабельности продукции исходя из чистой прибыли. Там тенденция просматривается даже ещё лучше. 10,9% - в первом полугодии 2003 года, 10,3% - за 2003 год, 9,3% - в первом полугодии 2004 года, 8,9% - за 2004 год и 5,1% - за первое полугодие 2005 года.

   При анализе рентабельности собственного капитала можно сделать вывод, что ситуация ухудшается и по этому показателю. При сравнении этого показателя в 1 полугодии 2004 года и 1 полугодии 2003 года видно, что незначительное снижение рентабельности есть (на 0,1 процентных пункта), но в целом по году рентабельность возросла в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 1,3 процентных пункта и составила 18,7%. Однако в 1 полугодии 2005 года она снизилась до 6,1%, что ставит под очень большое сомнение, то что она может достигнуть 18,7% как в 2004 году или хотя бы 17,4%, как в 2003 году. Этот вывод подтверждается анализом рентабельности собственного капитала исходя из чистой прибыли. Небольшое снижение рентабельности по полугодиям 2003 и 2004 годов, которое почти выравнивается в целом по  2004 году, затем резкое падение на 8,5 процентных пунктов в 1 полугодии 2005 года приводит к снижению рентабельности собственного капитала до 3,1%. При более глубоком анализе можно сделать вывод, что на этот показатель оказывают влияние два фактора прибыль и величина собственного капитала. предыдущий анализ уже позволил нам сделать вывод, что прибыль ОАО «Витебские ковры» возрастает в 2004 году и снижается в 2005 году. По данным таблица 15 видно, что собственный капитал предприятия растёт с 20303 миллионов рублей в 1 полугодии 2003 года до 36693 миллиона рублей в 1 полугодии 2005 года и снижение рентабельности частично объясняется влиянием этого роста. Однако, в 2004 году ОАО «Витебские ковры» практически удалось сохранить рентабельность собственного капитала по чистой прибыли и даже увеличить его по прибыли от реализации продукции, тогда как в 1 полугодии 2005 года рентабельность собственного капитала падает как по чистой прибыли, так и по прибыли от реализации продукции.

   Проведенный анализ заёмного  капитала, также подтверждает вывод, что в 2004 году ОАО «Витебские ковры» сработало значительно лучше, чем в 2003 и 2005 годах. Несмотря на рост заёмного капитала в 1 полугодии 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, рентабельность заёмного капитала увеличилась как по прибыли от реализации продукции, так и по чистой прибыли на 3 и 0,3 процентных пункта соответственно. Кроме того, в результате успешной работы, заёмные обязательства ОАО «Витебские ковры» были значительно уменьшены на конец 2004 года и рентабельность заёмного капитала по прибыли от реализации продукции составила 100,8%, то есть прибыль от реализации продукции, полученная за год превысила все обязательства перед кредиторами. В 1 полугодии 2005 года предприятие не только опять нарастило свои заёмные обязательства, но и за счёт снижения, как чистой прибыли, так и прибыли от реализации продукции снизило рентабельность заёмного капитала до 12,2% и 24,1% соответственно по этим видам прибыли.

   Проведя анализ рентабельности  по чистым активам, можно сделать  вывод, что чистые активы ОАО «Витебские ковры» имеют чётко выраженную тенденцию к увеличению. С 21345 миллионов рублей в 1 полугодии 2003 года они выросли до 35398 миллионов в 1 полугодии 2005 года, то есть на 14053 миллионов рублей или на 65,8%. Данная тенденция является положительной и свидетельствует о развитии предприятия. Однако, проведение более глубокого анализа позволяет поставить под сомнение данный вывод. Рост чистых активов в 2003 году мог быть вызван переоценкой основных фондов, проведенной в конце года. Дальнейший рост в 1 полугодии 2004 года на 3194 миллиона рублей или на 12,6% вызван прибыльной работой предприятия, а в конце 2004 года росту способствовали уже два фактора: прибыльность и переоценка. В первом же полугодии 2005 года рост чистых активов наблюдается незначительный на сумму 780 миллионов рублей или 2,2%. Анализ рентабельности чистых активов по прибыли от реализации продукции подтверждает данные выводы. В 2003 году рентабельность чистых активов была на уровне 18,6%, в 2004 году она выросла на 0,8 процентных пункта и составила 19,4%. При сравнении аналогичных периодов 2003, 2004 и 2005 годов видно, что в 2004 году происходит рост рентабельности на 0,5 процентных пункта по сравнению с 2003 годом. В 1 полугодии 2005 года рентабельность снижается до 6,3%, что ниже уровня 2004 года на 4,2 процентных пункта и уровня 2003 года на 3,7 процентных пункта. Анализ рентабельности чистых активов по чистой прибыли свидетельствует о том, что падение рентабельности по этому показателю наблюдается даже в 2004 году по сравнению с 2003 годом. А в 1 полугодии 2005 года рентабельность падает практически вдвое по сравнению с аналогичными периодами 2004 и 2003 годов.

   Таким образом, подводя общий  итог комплексному анализу прибыли  и рентабельности ОАО «Витебские ковры» за период с 1 полугодия 2003 года по 1 полугодие 2005 года можно сделать следующие выводы.

   В абсолютном выражении ОАО «Витебские ковры» улучшило свою работу в 2004 году по сравнению с 2003 годом. Произошло увеличение прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. Однако, анализ относительных результатов деятельности предприятия, свидетельствует о небольшом снижении эффективности работы предприятия. Об этом свидетельствует снижение рентабельности реализованной продукции на 0,6 процентных пункта.

   В 1 полугодии 2005 года предприятие  не только не достигло значительных  успехов, но и снизило эффективность  своей деятельности. Причём многие  показатели снижены не только  в сравнении с аналогичным  периодом 2004 года, но и даже по  сравнению с 2003 годом. В связи с этим необходимо разрабатывать мероприятия, снижающие себестоимость и увеличивающие рентабельность реализованной продукции, увеличивать объёмы реализации наиболее прибыльных видов деятельности, снижать затраты, уменьшающие чистую прибыль ОАО «Витебские ковры».

Информация о работе Анализ образования и использования прибыли. Прибыльность предприятия