Анализ образования и использования прибыли. Прибыльность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Существует множество критериев оценки эффективности деятельности предприятия, однако наиболее значимым и всеобъемлющим является – прибыль. Прибыль означает, что предприятие «не проедает» себя, а имеет возможность расширенного воспроизводства. Прибыль даёт предприятию реальную возможность конкурентной борьбы на существующих и новых рынках за счёт ценового фактора. Кроме того, прибыль позволяет решать множество социальных вопросов коллектива, так как именно за счёт прибыли идут выплаты по фонду потребления и содержатся объекты социальной сферы.

Работа содержит 1 файл

Анализ по прибыли.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

    Индивидуальное  задание: «Анализ  образования и  использования прибыли. Прибыльность предприятия»

   Существует множество критериев оценки эффективности деятельности предприятия, однако наиболее значимым и всеобъемлющим является – прибыль. Прибыль означает, что предприятие «не проедает» себя, а имеет возможность расширенного воспроизводства. Прибыль даёт предприятию реальную возможность конкурентной борьбы на существующих и новых рынках за счёт ценового фактора. Кроме того, прибыль позволяет решать множество социальных вопросов коллектива, так как именно за счёт прибыли идут выплаты по фонду потребления и содержатся объекты социальной сферы. Поэтому возникает необходимость в тщательном изучении факторов формирования и использования прибыли, динамики изменения её показателей, анализе резервов её роста. В данной работе теория экономического анализа применяется к реально функционирующему предприятию Республики Беларусь — ОАО «Витебские ковры».

   Основными задачами анализа формирования  и использования прибыли являются: изучение факторов формирования прибыли и разработка мероприятий по увеличению прибыли и эффективности её использования.

   Источниками анализа выступают  статистическая и финансовая  отчётность бухгалтерии, внутренние  данные по предприятию.

   По результатам анализа появляется возможность определить пути и методы увеличения прибыльности и рентабельности предприятия, выявить существующие недостатки и отрицательные тенденции, разработать мероприятия, устраняющие негативные факторы. 

   Анализ формирования  и использования прибыли.

   Как уже отмечалось выше, ОАО «Витебские ковры» отличается разносторонней деятельностью, то есть кроме производства ковровых изделий и прошивных покрытий (основной вид деятельности), предприятие производит ватин и байку (фабрика нетканых материалов), реализует свою продукцию через широкую сеть фирменных магазинов, имеет на балансе продовольственный магазин и столовую. Таким образом, балансовая прибыль ОАО «Витебские ковры» формируется исходя из прибыли его трёх основных структурных подразделений: коврового комбината, фабрики нетканых материалов и столовой. В свою очередь, в каждом из этих структурных подразделений прибыль состоит из трёх частей: прибыль от реализации продукции, прибыль от операционных доходов и расходов и прибыль от внереализационных операций. Для анализа динамики формирования балансовой прибыли воспользуемся данными бухгалтерского журнала-ордера №11 за 2003 год – 1 полугодие 2005 года.

   Для проведения анализа проведём  сравнение показателей, влияющих  на чистую прибыль по годам. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

   Динамика балансовой прибыли  ОАО «Витебские ковры» по годам

Показатели 2003 год 2004 год Прирост
Млн. руб. %
Выручка от реализации 43983 65221 21238 48,3%
Налоги  из выручки 6154 8695 2541 41,3%
Покупная стоимость товаров 1795 3262 1467 81,7%
Себестоимость 31342 46560 15218 48,6%
Прибыль от реализации 4692 6704 2012 42,9%
Сальдо  операционных доходов и расходов -89 -85 4 -4,5%
Сальдо  внереализационных доходов и расходов -356 -1121 -765 214,9%
Балансовая  прибыль 4247 5498 1251 29,5%
Начисленные налоги из прибыли 1019 1337 318 31,2%
Чистая  прибыль 3228 4161 933 28,9%
Рентабельность 15,0% 14,4% -0,6% -3,8%
 

   По данным таблицы 1 видно, что  балансовая прибыль ОАО «Витебские ковры» в 2003-2004 годах формируется за счёт прибыли от реализации продукции, уменьшенной на отрицательные результаты по операционным и внереализационным доходам и расходам. В 2004 году балансовая прибыль выросла на 1251 миллион рублей или на 29,5% по сравнению с 2003 годом. Данный рост произошёл за счёт увеличения прибыли от реализации продукции на 2012 миллионов рублей или 42,9% и снижения отрицательного сальдо по внереализационным доходам и расходам на 4 миллиона рублей или 4,5%. Отрицательное сальдо по внереализационным операциям в 2004 году увеличилось на 765 миллионов рублей или на 214,9% по сравнению с 2003 годом и привело к снижению балансовой прибыли. Также в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошёл рост налогов, уплачиваемых из прибыли на 318 миллионов рублей или 31,2%, связанный, очевидно, с ростом балансовой прибыли.

   Проанализируем факторы, оказавшие  влияние на рост прибыли от  реализации продукции. К ним относятся: выручка от реализации продукции, налоги, уплачиваемые из выручки, себестоимость реализованной продукции, а также покупная стоимость товаров, реализованных через торговую сеть ОАО «Витебские ковры». Анализ показывает, что на рост прибыли от реализации продукции оказало влияние превышение роста выручки от реализации продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом (21238 миллионов рублей или 48,3%) над ростом остальных факторов (19226 миллионов рублей или 48,9%). Так, налоги, уплачиваемые из выручки, выросли на 2541 миллион рублей или 41,3%, покупная стоимость товаров на 1467 миллионов рублей или 81,7%, себестоимость реализованной продукции выросла на 15218 миллионов рублей или 48,6%. Следует отметить, что рост факторов, оказавших отрицательное влияние на балансовую прибыль, превысил рост выручки от реализации продукции на 0,6%, что привело к снижению рентабельности реализованной продукции с 15% до 14,4%.

   Для более полного анализа  динамики балансовой прибыли  и выявления её тенденций, я  предлагаю провести анализ за  больший период времени, для  чего воспользуемся данными финансовой отчётности за первые полугодия 2003, 2004 и 2005 годов. Результаты анализа сведём в таблицу 2.

Таблица 2

   Динамика балансовой прибыли  ОАО «Витебские ковры» по полугодиям

Показатели 1 полугодие 2003г. 1 полугодие 2004г. Прирост 1 полугодие 2005г. Прирост 2005г./2003г.
Млн.руб. % Млн.руб. % Млн.руб. %
Выручка от реализации 18239 27190 8951 49,1% 27797 607 2,2% 9558 52,4%
Налоги  из выручки 2559 3667 1108 43,3% 2015 -1652 -45,1% -544 -21,3%
Покупная  стоимость товаров 866 1227 361 41,7% 1630 403 32,8% 764 88,2%
Себестоимость 12674 19320 6646 52,4% 21924 2604 13,5% 9250 73,0%
Прибыль от реализации 2140 2976 836 39,1% 2228 -748 -25,1% 88 4,1%
Сальдо  операционных доходов и расходов -56 -26 30 -53,6% -56 -30 115,4% 0 0,0%
Сальдо  внереализационных доходов и расходов -110 -570 -460 418,2% -504 66 -11,6% -394 358,2%
Балансовая  прибыль 1974 2380 406 20,6% 1668 -712 -29,9% -306 -15,5%
Начисленные налоги из прибыли 598 585 -13 -2,2% 539 -46 -7,9% -59 -9,9%
Чистая  прибыль 1376 1795 419 30,5% 1129 -666 -37,1% -247 -18,0%
Рентабельность 16,9% 15,4% -1,5% -8,8% 10,2% -5,2% -34,0% -6,7% -39,8%
 

   По данным таблицы 2 видно, что  при сравнении данных периодов  чистая прибыль ОАО «Витебские  ковры» выросла в 1 полугодии 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 419 миллионов рублей или на 30,5%, и снизилась в 1 полугодии 2005 года на 666 миллионов рублей или 37,1%. При сравнении 2003 и 2005 годов видно, что чистая прибыль уменьшилась на 247 миллионов рублей или на 18%. Данное снижение произошло за счёт снижения балансовой прибыли ОАО «Витебские ковры» в 2005 году по сравнению с 2003 годом на 306 миллионов рублей или 15,5%, и снижения налогов из прибыли на 59 миллионов рублей или 9,9%. Учитывая то, что в 2004 году наблюдается рост как чистой, так и балансовой прибыли (419 миллионов рублей или 30,5%, 406 миллионов рублей или 20,6% соответственно), то падение прибыльности ОАО «Витебские ковры» в 2005 году имеет угрожающий характер. Так, чистая прибыль в 1 полугодии 2005 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 666 миллионов рублей или 37,1%, балансовая прибыль снизилась на 712 миллионов рублей или 29,9%.

   Проведём анализ причин такого  резкого снижения балансовой прибыли ОАО «Витебские ковры». Прибыль от реализации продукции в 1 полугодии 2004 года выросла по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 836 миллионов рублей или на 39,1%. Отрицательное сальдо операционных доходов и расходов снизилось на 30 миллионов рублей или 53,6% и составило 26 миллионов рублей. Однако, отрицательное сальдо внереализационных доходов и расходов увеличилось на 460 миллионов рублей или 418,2% и составило 570 миллионов рублей. В 1 полугодии 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года прибыль от реализации продукции снизилась на 748 миллионов рублей или 25,1% и составила 2228 миллиона рублей. Отрицательное сальдо по операционным доходам и расходам вновь увеличилось на 30 миллионов рублей или 115,4%. Положительным является лишь снижение отрицательного сальдо по внереализационным операциям, однако оно незначительное и составило 66 миллионов рублей или 11,6%. Таким образом, если сравнить 1 полугодие 2005 года и 1 полугодие 2003 года, то можно сделать вывод, что прибыль от реализации продукции увеличилась на незначительную величину, которая составила 88 миллионов рублей или 4,1%, сальдо операционных доходов и расходов осталось на уровне 2003 года, а отрицательное сальдо внереализационных доходов и расходов увеличилось на 394 миллиона рублей или 358,2%.

   Исходя из вышеизложенного, можно  сделать вывод, что снижение  чистой и балансовой прибыли в 1 полугодии 2005 года по сравнению с аналогичными периодами 2003 и 2004 годов произошло за счёт снижения прибыли от реализации продукции и увеличения отрицательного сальдо по внереализационным доходам и расходам. Проанализируем факторы, оказавшие влияние на падение прибыли от реализации продукции.

   Выручка от реализации продукции  в 1 полугодии 2004 года выросла  по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 8951 миллион рублей или 49,1%. Налоги, уплачиваемые из выручки, увеличились на 1108 миллионов рублей или 43,3%, покупная стоимость товаров – на 361 миллион рублей или 41,7%, себестоимость реализованной продукции – на 6646 миллионов рублей или 52,4%, а в целом данные факторы выросли на 8115 миллионов рублей или 50,4%. Так как рост факторов, снижающих прибыль от реализации продукции, превысил рост выручки в относительном выражении, то произошло снижение рентабельности реализованной продукции на 1,5% – с 16,9% в 1 полугодии 2003 года до 15,4% в 1 полугодии 2004 года.

   Выручка от реализации продукции  в 1 полугодии 2005 года выросла  по сравнению с аналогичным  периодом 2004 года всего лишь на 607 миллионов рублей или 2,2%. Налоги, уплачиваемые из выручки, снизились на 1652 миллиона рублей или 45,1%, покупная стоимость товаров увеличилась на 403 миллиона рублей или 32,8%, себестоимость реализованной продукции увеличилась на 2604 миллиона рублей или 13,5%, а в целом данные факторы выросли на 1355 миллионов рублей или 5,6%. Так как рост факторов, снижающих прибыль от реализации продукции, превысил рост выручки в относительном выражении, то произошло снижение рентабельности реализованной продукции на 5,2% – с 15,4% в 1 полугодии 2004 года до 10,2% в 1 полугодии 2005 года. При анализе выручки от реализации продукции ОАО «Витебские ковры» хочется отметить, что свыше 80% продукции предприятия реализуется на экспорт в Российскую федерацию. Переход с 1 января 2005 года на новый принцип взимания налога на добавленную стоимость, как показывает анализ, и привёл к такому значительному снижению и выручки от реализации продукции, и налогов, уплачиваемых из выручки. Однако, относительный рост затрат произошёл в большей степени, что и привело к такому значительному (5,2%) снижению рентабельности ОАО «Витебские ковры» в 1 полугодии 2005 года.

   Проведём анализ факторов, оказавших  влияние на прибыль от реализации  продукции и изменивших её  в 1 полугодии 2005 года по сравнению  с аналогичным периодом 2003 года. Выручка от реализации продукции в 1 полугодии 2005 года выросла по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 9558 миллионов рублей или 52,4%. Налоги, уплачиваемые из выручки, снизились на 544 миллиона рублей или 21,3%, покупная стоимость товаров увеличилась на 764 миллиона рублей или 88,2%, себестоимость реализованной продукции увеличилась на 9250 миллионов рублей или 73,0%, а в целом данные факторы выросли на 9470 миллионов рублей или 58,8%. Так как рост факторов, снижающих прибыль от реализации продукции, превысил рост выручки в относительном выражении, то произошло снижение рентабельности реализованной продукции на 6,7% – с 16,9% в 1 полугодии 2003 года до 10,2% в 1 полугодии 2005 года.

Информация о работе Анализ образования и использования прибыли. Прибыльность предприятия