Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 17:17, контрольная работа
Существует множество критериев оценки эффективности деятельности предприятия, однако наиболее значимым и всеобъемлющим является – прибыль. Прибыль означает, что предприятие «не проедает» себя, а имеет возможность расширенного воспроизводства. Прибыль даёт предприятию реальную возможность конкурентной борьбы на существующих и новых рынках за счёт ценового фактора. Кроме того, прибыль позволяет решать множество социальных вопросов коллектива, так как именно за счёт прибыли идут выплаты по фонду потребления и содержатся объекты социальной сферы.
Существует множество критериев оценки эффективности деятельности предприятия, однако наиболее значимым и всеобъемлющим является – прибыль. Прибыль означает, что предприятие «не проедает» себя, а имеет возможность расширенного воспроизводства. Прибыль даёт предприятию реальную возможность конкурентной борьбы на существующих и новых рынках за счёт ценового фактора. Кроме того, прибыль позволяет решать множество социальных вопросов коллектива, так как именно за счёт прибыли идут выплаты по фонду потребления и содержатся объекты социальной сферы. Поэтому возникает необходимость в тщательном изучении факторов формирования и использования прибыли, динамики изменения её показателей, анализе резервов её роста. В данной работе теория экономического анализа применяется к реально функционирующему предприятию Республики Беларусь — ОАО «Витебские ковры».
Основными задачами анализа
Источниками анализа выступают
статистическая и финансовая
отчётность бухгалтерии,
По результатам анализа появляется
возможность определить пути и методы
увеличения прибыльности и рентабельности
предприятия, выявить существующие недостатки
и отрицательные тенденции, разработать
мероприятия, устраняющие негативные
факторы.
Анализ формирования и использования прибыли.
Как уже отмечалось выше, ОАО «Витебские ковры» отличается разносторонней деятельностью, то есть кроме производства ковровых изделий и прошивных покрытий (основной вид деятельности), предприятие производит ватин и байку (фабрика нетканых материалов), реализует свою продукцию через широкую сеть фирменных магазинов, имеет на балансе продовольственный магазин и столовую. Таким образом, балансовая прибыль ОАО «Витебские ковры» формируется исходя из прибыли его трёх основных структурных подразделений: коврового комбината, фабрики нетканых материалов и столовой. В свою очередь, в каждом из этих структурных подразделений прибыль состоит из трёх частей: прибыль от реализации продукции, прибыль от операционных доходов и расходов и прибыль от внереализационных операций. Для анализа динамики формирования балансовой прибыли воспользуемся данными бухгалтерского журнала-ордера №11 за 2003 год – 1 полугодие 2005 года.
Для проведения анализа
Таблица 1
Динамика балансовой прибыли ОАО «Витебские ковры» по годам
|
По данным таблицы 1 видно, что балансовая прибыль ОАО «Витебские ковры» в 2003-2004 годах формируется за счёт прибыли от реализации продукции, уменьшенной на отрицательные результаты по операционным и внереализационным доходам и расходам. В 2004 году балансовая прибыль выросла на 1251 миллион рублей или на 29,5% по сравнению с 2003 годом. Данный рост произошёл за счёт увеличения прибыли от реализации продукции на 2012 миллионов рублей или 42,9% и снижения отрицательного сальдо по внереализационным доходам и расходам на 4 миллиона рублей или 4,5%. Отрицательное сальдо по внереализационным операциям в 2004 году увеличилось на 765 миллионов рублей или на 214,9% по сравнению с 2003 годом и привело к снижению балансовой прибыли. Также в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошёл рост налогов, уплачиваемых из прибыли на 318 миллионов рублей или 31,2%, связанный, очевидно, с ростом балансовой прибыли.
Проанализируем факторы,
Для более полного анализа динамики балансовой прибыли и выявления её тенденций, я предлагаю провести анализ за больший период времени, для чего воспользуемся данными финансовой отчётности за первые полугодия 2003, 2004 и 2005 годов. Результаты анализа сведём в таблицу 2.
Таблица 2
Динамика балансовой прибыли ОАО «Витебские ковры» по полугодиям
|
По данным таблицы 2 видно, что при сравнении данных периодов чистая прибыль ОАО «Витебские ковры» выросла в 1 полугодии 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 419 миллионов рублей или на 30,5%, и снизилась в 1 полугодии 2005 года на 666 миллионов рублей или 37,1%. При сравнении 2003 и 2005 годов видно, что чистая прибыль уменьшилась на 247 миллионов рублей или на 18%. Данное снижение произошло за счёт снижения балансовой прибыли ОАО «Витебские ковры» в 2005 году по сравнению с 2003 годом на 306 миллионов рублей или 15,5%, и снижения налогов из прибыли на 59 миллионов рублей или 9,9%. Учитывая то, что в 2004 году наблюдается рост как чистой, так и балансовой прибыли (419 миллионов рублей или 30,5%, 406 миллионов рублей или 20,6% соответственно), то падение прибыльности ОАО «Витебские ковры» в 2005 году имеет угрожающий характер. Так, чистая прибыль в 1 полугодии 2005 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 666 миллионов рублей или 37,1%, балансовая прибыль снизилась на 712 миллионов рублей или 29,9%.
Проведём анализ причин такого резкого снижения балансовой прибыли ОАО «Витебские ковры». Прибыль от реализации продукции в 1 полугодии 2004 года выросла по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 836 миллионов рублей или на 39,1%. Отрицательное сальдо операционных доходов и расходов снизилось на 30 миллионов рублей или 53,6% и составило 26 миллионов рублей. Однако, отрицательное сальдо внереализационных доходов и расходов увеличилось на 460 миллионов рублей или 418,2% и составило 570 миллионов рублей. В 1 полугодии 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года прибыль от реализации продукции снизилась на 748 миллионов рублей или 25,1% и составила 2228 миллиона рублей. Отрицательное сальдо по операционным доходам и расходам вновь увеличилось на 30 миллионов рублей или 115,4%. Положительным является лишь снижение отрицательного сальдо по внереализационным операциям, однако оно незначительное и составило 66 миллионов рублей или 11,6%. Таким образом, если сравнить 1 полугодие 2005 года и 1 полугодие 2003 года, то можно сделать вывод, что прибыль от реализации продукции увеличилась на незначительную величину, которая составила 88 миллионов рублей или 4,1%, сальдо операционных доходов и расходов осталось на уровне 2003 года, а отрицательное сальдо внереализационных доходов и расходов увеличилось на 394 миллиона рублей или 358,2%.
Исходя из вышеизложенного,
Выручка от реализации
Выручка от реализации
Проведём анализ факторов, оказавших
влияние на прибыль от
Информация о работе Анализ образования и использования прибыли. Прибыльность предприятия