Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 17:17, контрольная работа
Существует множество критериев оценки эффективности деятельности предприятия, однако наиболее значимым и всеобъемлющим является – прибыль. Прибыль означает, что предприятие «не проедает» себя, а имеет возможность расширенного воспроизводства. Прибыль даёт предприятию реальную возможность конкурентной борьбы на существующих и новых рынках за счёт ценового фактора. Кроме того, прибыль позволяет решать множество социальных вопросов коллектива, так как именно за счёт прибыли идут выплаты по фонду потребления и содержатся объекты социальной сферы.
Анализ прибыли от реализации
продукции не будет полным
без анализа структуры выручки от реализации
продукции и прибыли от различных видов
деятельности. Данный анализ позволит
выявить наиболее привлекательные направления
для производства и реализации различный
видов изделий. Структура реализованной
продукции ОАО «Витебские ковры» достаточно
широка. В неё входит реализация ковровых
изделий на существующих технологиях,
ковровых изделий, произведенных с применением
новых и высоких технологий, реализация
продукции через сеть фирменных магазинов,
производство пряжи и грунтовой ткани
(так называемый внутренний оборот), реализация
ватина и байки, реализация продуктов
питания в столовой и так далее. Первичными
данными для анализа служит исходная информация
бухгалтерского журнала – ордера №11.
Результаты анализа выручки и прибыли,
полученной по данному направлению реализации,
в 2003 и 2004 годах представлены в таблице
3.
Таблица 3
Динамика структуры выручки от реализации продукции и прибыли за 2003 – 2004 годы.
Виды реализации | Выручка, млн.руб. | Прибыль, млн.руб. | Прибыльность по видам деятельности, % | |||
2003г. | 2004г. | 2003г. | 2004г. | 2003г. | 2004г. | |
Ковровые изделия | 14829 | 2843 | 2099 | 345 | 14,2 | 12,1 |
Высокотехнологичные ковровые изделия | 14763 | 43718 | 2232 | 6099 | 15,1 | 14,0 |
Фирменная торговля | 3300 | 4860 | 151 | 314 | 4,6 | 6,5 |
Внутренний оборот | 9160 | 12098 | 271 | -25 | 3,0 | -0,2 |
Ватин и байка | 1627 | 1299 | -56 | -17 | -3,4 | -1,3 |
Столовая | 221 | 295 | -17 | -22 | -7,7 | -7,5 |
Прочая реализация | 83 | 108 | 12 | 10 | 14,5 | 9,3 |
ИТОГО | 43983 | 65221 | 4692 | 6704 | 10,7 | 10,3 |
В результате анализа данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод, что выручка от реализации продукции в 2003 году составила 43983 миллиона рублей. Наибольший удельный вес в выручке от реализации продукции занимает реализация ковровых изделий (67,3%), затем – выручка по внутреннему обороту (20,8%), реализация по фирменной торговле (7,5%), реализация ватина и байки, производимой на фабрике нетканых материалов (3,7%). Прибыль от реализации продукции составила за 2003 год 4692 миллиона рублей и сложилась в результате прибыли от: реализации ковровых изделий, произведенных с и без применения новых и высоких технологий (2232 и 2099 миллионов рублей соответственно), по внутреннему обороту (271 миллион рублей), фирменной торговле (151 миллион рублей) и прочей реализации (12 миллионов рублей), уменьшенной на убыток, полученный по реализации ватина и байки (56 миллионов рублей) и продукции в столовой предприятия (17 миллионов рублей). Прибыльность выручки от реализации продукции сложилась в размере 10,7% в целом по предприятию. Наиболее рентабельными видами деятельности были в 2003 году: реализация ковровых изделий, произведенных с применением новых и высоких технологий (15,1%), прочая реализация (14,5%), реализация ковровых изделий, произведенных без применения новых и высоких технологий (14,2%).
В 2004 году выручка от реализации продукции составила 65221 миллион рублей, то есть увеличилась по сравнению с 2003 годом на 21238 миллионов рублей или 48,3%. Наибольший удельный вес в ней занимает выручка, полученная от реализации ковровых изделий, полученных с применением новых и высоких технологий (67%). На втором месте – выручка по внутреннему обороту, которая занимает 18,5% выручки от реализации продукции. Резко снизилась доля ковровых изделий, произведенных без применения новых и высоких технологий (до 4,4%). Данное объясняется тем, что ряд ковровых изделий вошли в перечень продукции, произведенной с применением новых и высоких технологий, с середины июля 2003 года, а до этого периода числились в составе ковровых изделий, без деления по высокотехнологичным видам продукции. В целом выручка по ковровым изделиям выросла по сравнению с 2003 годом на 16969 миллионов рублей или 57,3%. Рост выручки наблюдается практически по всем видам деятельности, за исключением реализации ватина и байки, выручка по которым уменьшилась на 328 миллионов рублей или 20,2%. В 2004 году ОАО «Витебские ковры» получило прибыль от реализации продукции в сумме 6704 миллиона рублей, что на 2012 миллионов рублей или 42,9% больше, чем в 2003 году. Рост произошёл за счёт увеличения прибыли по ковровым изделиям в целом на 2113 миллионов рублей, по фирменной торговле в сумме 163 миллиона рублей и за счёт снижения убыточности по ватину и байке на 39 миллионов рублей. Кроме того, произошло снижение прибыли по прочей реализации на 2 миллиона рублей или 16,7%, получен убыток по внутреннему обороту в сумме 25 миллионов рублей и увеличен убыток по столовой на 5 миллионов рублей или 29,4%. Рентабельность выручки от реализации продукции в целом по ОАО «Витебские ковры» в 2004 году снизилась на 0,4 процентных пункта по сравнению с 2003 годом и составила 10,3%. Наиболее рентабельными видами деятельности является реализация ковровых изделий и прочая реализация. Реализация продукции через фирменную торговлю является рентабельной, но рентабельность ниже, чем в среднем по предприятию. По остальным видам деятельности в 2004 году рентабельность отрицательная. Сравнивая рентабельность по видам деятельности в 2004 году и 2003 году можно сделать вывод, что рост рентабельности произошёл лишь по двум: по фирменной торговле (с 4,6% до 6,5%, то есть на 1,9 процентных пункта) и по ватину и байке (с -3,4% до -1,3%, то есть на 2,1%). По остальным видам деятельности прибыльность была снижена. На 2 процентных пункта снижена прибыльность по ковровым изделиям, на 1,2 процентных пункта – по ковровым изделиям, произведенных с применением новых и высоких технологий, на 3,2 процентных пункта – по внутреннему обороту, на 5,2 процентных пункта – по прочей реализации.
Проведём анализ выручки от
реализации продукции и
Таблица 4
Динамика структуры выручки от реализации продукции и прибыли по полугодиям с 2003 года по 2005 год.
|
В результате анализа данных, представленных в таблице 4, можно сделать вывод, что выручка от реализации продукции в 1 полугодии 2003 года составила 18239 миллионов рублей. Наибольший удельный вес в выручке от реализации продукции занимает реализация ковровых изделий (66,6%), затем – выручка по внутреннему обороту (23,7%), реализация по фирменной торговле (6,9%), реализация ватина и байки, производимой на фабрике нетканых материалов (2,0%). Прибыль от реализации продукции составила за 1 полугодие 2003 года 2140 миллионов рублей и сложилась в результате прибыли от: реализации ковровых изделий (1728 миллионов рублей), по внутреннему обороту (377 миллионов рублей), фирменной торговле (47 миллионов рублей) и прочей реализации (6 миллионов рублей), уменьшенной на убыток, полученный по реализации ватина и байки (9 миллионов рублей) и продукции в столовой предприятия (9 миллионов рублей). Прибыльность выручки от реализации продукции сложилась в размере 11,7% в целом по предприятию. Наиболее рентабельными видами деятельности были в 1 полугодии 2003 года: реализация ковровых изделий (14,2%), прочая реализация (10,3%).
В 1 полугодии 2004 года выручка
от реализации продукции
В 1 полугодии 2004 года ОАО «Витебские ковры» получило прибыль от реализации продукции в сумме 2976 миллионов рублей, что на 836 миллионов рублей или 39,1% больше, чем в 1 полугодии 2003 года. Рост произошёл за счёт увеличения прибыли по ковровым изделиям в целом на 1348 миллионов рублей, по фирменной торговле в сумме 70 миллиона рублей и за счёт снижения убыточности по столовой на 1 миллион рублей. Однако, произошло снижение прибыли по прочей реализации на 2 миллиона рублей или 33,3%, получен убыток по внутреннему обороту в сумме 172 миллиона рублей и увеличен убыток по ватину и байке на 32 миллиона рублей или 355,6%. Рентабельность выручки от реализации продукции в целом по ОАО «Витебские ковры» в 1 полугодии 2004 года снизилась на 0,8 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом 2003 года и составила 10,9%. Наиболее рентабельными видами деятельности является реализация ковровых изделий, произведенных с и без применения новых и высоких технологий, фирменная торговля и прочая реализация. По остальным видам деятельности в 1 полугодии 2004 года рентабельность отрицательная. Сравнивая рентабельность по видам деятельности в 1 полугодии 2004 года и 1 полугодии 2003 года можно сделать вывод, что рост рентабельности произошёл по ковровым изделиям в целом (с 14,2% до 16%, то есть на 1,8 процентных пункта), по фирменной торговле (с 3,7% до 6,4%, то есть на 2,7 процентных пункта) и по столовой (с -8,9% до -5,7%, то есть на 3,2 процентных пункта). По остальным видам деятельности прибыльность была снижена. На 11,9 процентных пункта прибыльность снижена по внутреннему обороту, на 6,5 процентных пункта – по ватину и байке, на 4,6 процентных пункта по прочей реализации.
В 1 полугодии 2005 года выручка от реализации продукции ОАО «Витебские ковры» составила 27797 миллионов рублей, что выше, чем в 1 полугодии 2004 года на 607 миллионов рублей или 2,2%. Прибыль от реализации продукции получена в размере 2228 миллионов рублей. Сравнивая прибыль от реализации продукции с аналогичными периодами за 2004 и 2003 годы можно сделать вывод, что по сравнению с 1 полугодием 2004 года прибыль снизилась на 748 миллионов рублей или 25,1%, но осталась выше уровня аналогичного периода 2003 года на 88 миллионов рублей или 4,1%. Снижение прибыли произошло за счёт уменьшения прибыли по ковровым изделиям на 918 миллионов рублей или 29,8%, которое перекрыло рост прибыли по внутреннему обороту в сумме 98 миллионов рублей или 57%, по ватину и байке в сумме 62 миллиона рублей или 151,2% и по фирменной торговле в сумме 15 миллионов рублей или 12,8%. Кроме того, хочется отметить, что в 1 полугодии 2005 года получена прибыль по ватину и байке, чего не было ни в 2003, ни в 2004 году, в сумме 21 миллион рублей. Анализ прибыльности выручки от реализации в 1 полугодии 2005 года показывает, что в среднем по ОАО «Витебские ковры» она составила 8%, то есть происходит её снижение в течение всего периода анализа. Так по сравнению с 1 полугодием 2003 года прибыльность снизилась на 3,7 процентных пункта, а по сравнению с аналогичным периодом 2004 года – на 2,9 процентных пункта. Данное снижение объясняется тем, что происходит падение прибыли по ковровым изделиям – ассортименту, занимающему наибольший удельный вес в реализации ОАО «Витебские ковры». Если в 1 полугодии 2003 года прибыльность данного ассортимента составляла 14,2%, то в 1 полугодии 2005 года она снизилась до 11,3%, то есть на 2,9 процентных пункта. При сравнении прибыльности по ковровым изделиям в 1 полугодии 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года видно, что прибыльность по ковровым изделиям старого ассортимента снизилась на 1,9 процентных пункта и составила 8,7%, а по ковровым изделиям, произведенным с применением новых и высоких технологий, снижение произошло на 4,9 процентных пункта и составило 11,5%. В 1 полугодии 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года произошло также снижение прибыльности по фирменной торговле на 1,1 процентных пункта, а убыточность столовой достигла 9,2%, что на 3,5 процентных пункта выше. Увеличение прибыльности по внутреннему обороту (1,9 процентных пункта), ватину и байке (13,9 процентных пункта) и прочей реализации (8,6 процентных пункта) не оказало значительного влияния на прибыльность объединения в целом, так как эти виды деятельности имеют незначительный удельный вес в общем объёме реализации. Таким образом, резервы увеличения прибыли от реализации продукции заключаются в увеличении прибыльности и объёма реализации ковровых изделий, производимых с применением новых и высоких технологий.
Информация о работе Анализ образования и использования прибыли. Прибыльность предприятия