Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

1. Введение 3


2. Основные определения занятости и безработицы 4


3. За счёт кого и чего падает занятость ? 6


4. Формы безработицы и их специфика 7


5. Определение полной занятости 9


6. Экономические последствия безработицы: оценка потерь 11


7. Источники сведений о занятости 20


8. Государственная служба занятости населения и её функции,

государственная политика эффективной занятости 23


9. Заключение 35


10. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовой_Занятость и безработица.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

    Одним из основных элементов формирования политики эффективной  занятости  является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных  пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

    В реализации первого направления  большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов  в экономике и развития новых форм собственности.

    Начавшемуся процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей,  населения, западных инвесторов и т.д.).

    Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и  предложения рабочей силы на рынке  труда, следует отметить, что демографические факторы, определяющие  формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание  уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.

    Существенное  влияние на ситуацию на федеральном  и региональном рынках труда оказывает  своевременное решение проблем  подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов.  Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

    В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности  федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному  учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей  предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки.

    Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного  движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся  на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством. Вопрос сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких рычагов и стимулов Россия должна воздействовать на создание единого политического и экономического пространства на территории бывшего СССР, позволяющего простому россиянину (а не беженцу или вынужденному переселенцу), проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать свое право жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации. Достичь этого можно только путем политических и экономических решений.

    Перемещение людей в экономическом пространстве должно происходить  прежде всего сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении.

    Рассматривая  характерные особенности региональных рынков труда, следует прежде всего  учитывать специфику территориального распределения  приростов численности  населения трудоспособного возраста. В частности,  преобладающая часть (примерно ¾) прироста численности населения трудоспособного возраста в 1998-2005 гг. будет приходиться на Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский и Западно-Сибирский экономические районы, и без того характеризующиеся излишками трудовых ресурсов и относительно низким уровнем занятости населения.

    Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости  для создания  новых рабочих  мест.

    За счет средств фонда рекомендуется осуществлять:

  • инвестирование и выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям  на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест;
  • инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку  безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;
  • финансирование и кредитование безработных граждан, изъявляющих  желание заниматься предпринимательской деятельностью.

    В настоящее время в законодательной  и хозяйственной практике слабо  учитываются территориальные особенности  формирования и использования трудовых ресурсов. В относительно трудонедостаточных районах России (включая Нечерноземную зону, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток) основное внимание должно быть уделено созданию необходимых экономических, организационных и правовых предпосылок для привлечения инвестиций (в том числе зарубежных) с целью реконструкции,  модернизации и технического перевооружения действующих производств, более эффективного использования основных производственных  фондов и рабочих мест, постоянного снижения доли малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве и сельском хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда.

    В то же время в трудоизбыточных  районах страны для обеспечения  занятости населения следует  открывать (в первую очередь в сельской местности, в малых и средних городах) небольшие предприятия и производства по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции,  изготовлению строительных материалов и товаров народного потребления  из местного сырья и отходов производства, а также предприятия и организации сферы обслуживания.

    Касаясь вопросов взаимодействия федеральных  и региональных органов исполнительной власти при формировании методов  регулирования  занятости населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные меры должны предусматривать  не только административное, но и косвенное экономическое влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда.

    Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное  перераспределение работников в целях снижения общих объемов высвобождения кадров), тем выше вероятность использования прямого административного воздействия.

    В то же время для решения долгосрочных стратегических задач, связанных, в  частности, с формированием оптимальной  региональной производственной специализации  на тех или иных территориях, требуется  глубоко продуманная политика привлечения  в эти сферы как местного, так и внешнего капитала, основанная на реализации комплекса в первую очередь финансовых и внешнеэкономических мероприятий.

    Одновременно  с учетом близости объекта управления при одинаковом  характере решаемых задач в области занятости  населения доля прямого административного регулирования на региональном и отраслевом уровнях будет существенно выше, чем на федеральном. Этому, в частности, способствуют и принимаемые директивные решения, связанные,  например, с предоставлением права региональным органам исполнительной  власти устанавливать предельно допустимый уровень безработицы,  сдерживать высвобождено работников с предприятий и организаций и т.д.

    Такие же сложные комплексные проблемы, как формирование единых общероссийских рынков капитала, товаров и труда, обеспечение их оптимального взаимодействия и функционирования, создание единой финансово-кредитной, налоговой, антимонопольной и внешнеэкономической  политики, решение методологических вопросов приватизации и акционирования, разрабатываются на федеральном уровне и уже потом адаптируются к специфическим отраслевым и региональным условиям.

    Анализ  финансово-кредитной политики показывает, что ее реализация будет оказывать  противоречивое влияние на занятость  населения. С одной стороны, прекращение  покрытия бюджетного дефицита за счет кредитов Центрального банка, последовательное сокращение нерациональных государственных расходов, прежде всего дотаций и льгот, в том числе аграрному сектору и угольной промышленности, может ускорить высвобождение работников из различных секторов экономики, что усилит социальную напряженность в отдельных регионах страны. С другой стороны, проведение налоговой реформы, связанное с облегчением налогового бремени для предприятий и организаций, во многом будет способствовать более интенсивному формированию их финансовых накоплений, которые могут быть использованы  для инвестиций в производство, его расширение и реконструкцию, создание новых рабочих мест.

    Особую  актуальность приобретают в настоящее  время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается  отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических  органов в области занятости населения наблюдается значительный  крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности,  выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

    Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Библиографический список.

 

Бреев   Б.,   Костенко   Т.,   Нанавян   А.   Экономические   последствия безработицы: оценка потерь //Общ-во и эконом. - 2002. - № 5.

Кашепов А. Политика на рынке труда //Общ-во и эконом. - 2001. - № 5.

Маслова И., Бараненкова  Т. Неформальная занятость в России //Вопр.эконом.-2003.-№9.

Монусова Г. Незанятость  в России: вынужденная или добровольная? //Вопр. эконом. - 2001. - № 9.

Одегов Ю., Руденко  Г. Внутренний рынок труда в системе  социально-трудовых отношений //Вопр. эконом. - 2004. - № 3.

Лобанова Е. Ю. Занятость населения и её регулированиею Часть 2. Служба занятости: возникновение,развитие,технология деятельности: учебное пособие для межвузовского использования студентами специальности 350500 «Социальная работа» всех форм обучения. – Красноярск: СибГТУ,2005. – 259 с.  
 

Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости