Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

1. Введение 3


2. Основные определения занятости и безработицы 4


3. За счёт кого и чего падает занятость ? 6


4. Формы безработицы и их специфика 7


5. Определение полной занятости 9


6. Экономические последствия безработицы: оценка потерь 11


7. Источники сведений о занятости 20


8. Государственная служба занятости населения и её функции,

государственная политика эффективной занятости 23


9. Заключение 35


10. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовой_Занятость и безработица.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

Рассчитано  по: Российский статистический ежегодник, М., Госкомстат, 2001, с. 133, 148. Россия в цифрах. М., Госкомстат, 2001, с. 107.

    Безусловно, большие потери несут те безработные, кто ранее работал в отраслях с более высоким уровнем заработной платы. Материальное положение остальных  еще хуже, поскольку ни о каких  денежных сбережениях у этих людей говорить не приходится.

Потенциальные потери в зарплате безработных по секторам экономики в 1999-2000 гг. (в ценах 1991г.)                                                         Таблица 6

  Среднемесячная  зарплата (потенциальные потери безработных) (руб.) Численность безработных по секторам экономики по последнему месту работы (тыс. чел.) Потери  в зарплате всех безработных в

месяц (тыс. руб.)

Потери  в зарплате в средний период безработицы (тыс. руб.)
  1999 2000 1999 2000 1999 2000 1999 2000
Индустри-                
альный 235 302 3150 2470 740,2 744,7 7180,4 7223,6
Аграрный 100 121 693 607 69,3 73,4 672,2 712,4
Услуги 230 290 3674 3028 845,0 878,1 8196,7 8517,8

Рассчитано  по: Российский статистический ежегодник, М., Госкомстат, 2001, 2000, Выборочное обследование населения по проблемам занятости (ноябрь 1999 г., вып.1) М., Госкомстат, 1999 - с. 224.; 2000 - с. 89-90.

    Однако  нельзя не учитывать и того, что  определенная часть безработных получает пособие по безработице. Собственно, это единственный официальный источник доходов безработных, если, конечно, он зарегистрирован как безработный. Размеры пособия определяются временем работы человека до того, как он стал безработным., Если в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, гражданин имел оплачиваемую работу на условиях полного рабочего дня (недели) не менее 26 катендарных недель и признан безработным, то в первые 3 месяца он будет получать 75%о от своего среднемесячного заработка. В последующие 4 месяца - 60%>, в дальнейшем - 45%. Пособие во всех случаях не может быть ниже минимальной оплаты труда и не выше уровня среднемесячной зарплаты, сложившейся в республиках Российской Федерации, областях, краях и других административных образованиях.1 Положение этих граждан оказывается не столь уж неблагоприятным. Значительно хуже оно у тех, кто не проработал 26 недель за последний год. Об уровне их жизни можно судить по данным таблицы 7.

Соотношение минимального пособия  по безработице с  некоторыми показателями уровня жизни населения.                                       Таблица 7.

Год Безработные, зарегистриро-ванные в службе занятости (%) Из них: получающие      минимальное пособие

(%)

Соотношение минимального пособия по безработице  в % к
 
 
 
прожиточному  минимуму, рассчитанному на 1 человека в трудоспособном возрасте
средней зарплате среднедушевым доходам
1993 100 - 26,9 10,4 13,5
1994 100 - 20,3 8,0 8,5
1995 100 49,2 16,1 9,0 8,2
1996 100 47,3 19,7 9,2 9,6
1997 100 47,0 20,3 8,8 9,0
1998 100 47,6 16,9 7,9 8,6
1999 100 48,1 8,3 5,3 3,5

Источник: «Предложения к стратегии содействия сокращения безработицы в России. Анализ и рекомендации». - Изд-е Бюро МОТ в Москве. - М., 2002,

с.158.

    Как показывают данные таблицы 7, размер пособия  по безработице явно недостаточен для  поддержания жизни безработного. Став безработным, получающим пособие, человек сразу переходит в группу малоимущих, в особенности если он не может найти работу довольно длительное время, что, как правило, и происходит.

    Наиболее  полную информацию о потерях безработных  в доходах предоставляет статистическое обследование домашних хозяйств. Так , в 1998 г. из получающих пособие по безработице к малоимущим относилось 60% населения, из них к крайне бедным, т.е. тех, чьи располагаемые ресурсы в два и более раз ниже прожиточного минимума - 21,4%, в 1999 и 2000 годах - 71% (31,8%) и 63,9% (24,3%), соответственно . Среди получателей пособия по безработице примерно в 1,5 раза больше людей, относимых к малоимущим, а крайне бедных - в два с лишним раза.

    Вместе  с тем необходимо отметить, что  вряд ли правомерно говорить о том, что все последствия безработицы в равной степени и всегда выступают исключительно как отрицательные и проявляются как потери. Безусловно, существует и позитивный аспект безработицы, который, как и многие негативные последствия, изучен недостаточно.

    Например, когда для человека безработица  может стать «трамплином» для получения новой профессии (специальности), как сегодня иногда происходит и в России, и за рубежом. Безработица может побудить человека повысить свою квалификацию, получить знания по второй, третьей профессии. Зачастую именно она заставляет человека получить высшее образование.

    Последствия безработицы могут иметь (и имеют) положительные результаты и для предприятий. В результате сокращения штатов (при модернизации производства, например) предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли. Избавившись от не очень радивого работника, оно сэкономит на зарплате, выплачиваемой ему на протяжении определенного периода времени, на налогах (в частности, подоходном) и т.д.

    Важны меры не столько по увеличению спроса на рабочую силу (то есть стимулирование совокупного спроса, улучшение инвестиционного климата, создание новых производств и рабочих мест через привлечение инвестиций и пр.), сколько по сглаживанию структурных диспропорций предложения рабочей силы на российском рынке труда. В их числе можно назвать меры по более активному перераспределению рабочей силы в пользу нуждающихся в ней регионов и отраслей путем повышения ее географической мобильности.

    В качестве иллюстрации указанного тезиса приведем динамику уровня безработицы в регионах с самым низким и самым высоким ее уровнями. Как видно из данных таблицы 8, практически во всех регионах с наименьшим уровнем безработицы в 2003 г. ситуация на рынке труда продолжает улучшаться (уровень безработицы снизился по сравнению с 2001 г.).

10 регионов с самым  низким уровнем  безработицы в  2003 г.     Т а б л и ц а  8

Ранг Регионы 2001 г. 2003 г. Изменение по сравнению с 2001 г. Ранг 2001 г.
1 Москва 2,1 1.4 -0,7 1
2 Эвенкийским АО 2,9 2,6 -0,3 2
3 Санкт-Петербург 3.9 3,6 -0.3 3
4 Московская  область 5,5 3,8 -1,7 5
5 Ярославская область 7,1 4.2 -2.9 16
6 Чукотский АО 7,4 4,7 -2,7 20
7 Тверская область 7,8 5.0 -2,8 24
8 Липецкая область 6,6 5,1 -1,5 13
9 Тульская область 5.2 5.2 0 4
10 Костромская область 6,0 5.7 -0,3 7

    В то же время в четырех из десяти регионов с самым высоким уровнем  безработицы ее уровень повысился (см. табл. 9).

10 регионов с самым  высоким уровнем  безработицы в  2003 г.    Т а б л и ц а  9

Ранг Регионы 2001 г. 2003 г. Изменение по сравнению с 2001 г. Ранг

2001 г.

79 Республика  Бурятия 18,5 13,5 -5,0 82
80

81

Карачаево-Черкесская Республика  Марий Эл 18,6 9,4 14,5 15,0 -4,1 5,6 83 36
82 Республика  Адыгея 14,1 15,3 1,2 75
83 Республика  Калмыкия 19,1 17,4 -1,7 84
84 Агинский Бурятский  АО 23,0 18,7 -4,3 85
85 Республика  Тына 23,9 19,4 -4,5 86
86 Республика  Дагестан 28,8 21,8 -7,0 87
87 Кабардино-Балкарская Республика 16,8 22,5 5,7 80
88 Республика  Ингушетия 34,9 45,2 10,3 88

Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости