Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

1. Введение 3


2. Основные определения занятости и безработицы 4


3. За счёт кого и чего падает занятость ? 6


4. Формы безработицы и их специфика 7


5. Определение полной занятости 9


6. Экономические последствия безработицы: оценка потерь 11


7. Источники сведений о занятости 20


8. Государственная служба занятости населения и её функции,

государственная политика эффективной занятости 23


9. Заключение 35


10. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовой_Занятость и безработица.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

                                                Федеральное агентство

                          Государственное образовательное  учреждение 

                                Высшее профессиональное образование

                                                       СИБ ГТУ

                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           КУРСОВАЯ  РАБОТА 

               ПО ДИСЦИПЛИНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 

                ПО ТЕМЕ:     ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА.

       ГОСУДАРСТВЕННАЯ   ПОЛИТИКА ЭФФЕКТИВНОЙ  ЗАНЯТОСТИ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       Выполнила:студентка 2 курса     

                                                                                       специальности   0605  С

                                                                                       шифр                        

                                                                                        

                                                                                       Проверила:  
 
 
 
 
 

                                              КРАСНОЯРСК-2007

 

                                       СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ:                                                   

1. Введение                                                                                              3 

2. Основные определения  занятости и безработицы                          4 

3. За счёт  кого и чего падает занятость  ?                                             6 

4. Формы безработицы  и их специфика                                               7 

5. Определение  полной занятости                                                        9 

6. Экономические последствия безработицы: оценка потерь           11 

7. Источники  сведений о занятости                                                     20 

8. Государственная  служба занятости населения и  её функции,

    государственная  политика эффективной занятости                     23 

9. Заключение                                                                                         35 

10. Библиографический  список                                                            40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                          

                                        Введение.

 

 

      Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

    Экономисты  изучают безработицу для определения  ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

    Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец-то общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле.

    В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое  понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

    Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов, главные из которых - изменение  форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка.  Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.  Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. 

         Основные определения занятости и безработицы.

    По  отношению к рынку труда индивидуум может находиться в одном из трех состояний. Он (она) считается занятым, если имеет работу; числится безработным, если не имеет работы, но активно ее ищет. В сумме занятые и безработные составляют экономически активное население. Если человек (в соответствующем возрасте) не имеет работы и ее не ищет, то он считается экономически неактивным и находится вне рынка труда. Занятыми считаются лица в возрасте 15-72 лет, которые в анкете обследования указывают, что они имеют работу или находятся в отпуске (оплачиваемом или неоплачиваемом), а также тс, кто имел случайную оплачиваемую работу в течение обследуемого периода. Все остальные не заняты в экономике. Те, кто, отвечая на вопросы анкеты, указал, что в течение обследуемого периода: а) не имел работы, приносящей доход; б) искал работу и в) готов приступить к работе в течение двух недель, являются безработными. Только сочетание названных трех условий «делает» человека безработным в экономико-статистическом смысле. Если же человек не занят, но при этом либо не ищет работу, либо не готов к ней приступить, он не считается безработным. Такому сочетанию ответов соответствует статус экономически неактивного (ой) и он (она) находится вне рынка труда. Неявно предполагается, что выбор экономической неактивности - добровольное решение.

    Необходимость одновременного и полного выполнения всех трех условий несколько «размывает» определение безработных. Например, наличие случайной или разовой работы объединяет человека с теми, кто занят постоянно. Другой пример: те, кто искал работу, но, потеряв надежду ее найти, прекратил поиски, посчитав себя обреченным на неудачу. Результатом становится вынужденная неактивность, а такие работники называются «отчаявшимися». Согласно определению МОТ, они однозначно классифицируются как неактивные, хотя такой отказ от «активности» не означает отказа от работы. Его причины могут быть разными. Иногда найти оплачиваемую работу просто невозможно. Чаще всего уровень вознаграждения оказывается ниже резервированной зарплаты соискателей, что побуждает их отказаться от активного поиска. Отсюда следует, что «отчаявшиеся» работники - совсем не обязательно те, кто находится в состоянии социального «отчаяния». Например, в странах ОЭСР большинство «отчаявшихся» - это замужние женщины.

    В специфических аналитических целях  нередко надо отходить от жестких  канонов принятых классификаций  и вводить иные - частные определения, позволяющие изучать то, что скрывают распространенные формальные классификации (естественно, они также вносят элемент условности). В нашем случае есть два основных направления переклассификации. Во-первых, объединение всех незанятых в единую группу не имеющих работы. Во-вторых, разделение всех неактивных на две подгруппы, различающиеся между собой только ответами на вопрос о желании работать. Те, кто говорит, что хочет работать (но сам при этом работу не ищет), обозначим как НА1. Они фактически представляют собой тех, кто в странах ОЭСР считается «отчаявшимся». Госкомстат РФ придерживается более узкого определения «отчаявшихся»: это те «лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав возможности ее получения, но которые могут и готовы работать». Но пока мы не знаем, «отчаялись» ли входящие в НА1 найти любую доступную работу либо ту, выгоды от которой перевешивали бы преимущества свободного времени. Те из неактивных, кто не изъявляет желания работать, обозначим НА2. Видоизмененная классификация трудоспособного населения представлена на рисунке 1.

          Рис 1.   Структура трудоспособного населения.

                                               Постоянное население

 

                       

                            Рабочая сила                             Экономически неактивные                        

                  (экономически активные)                         ( вне рынка труда)                  
 
 

             занятые                 безработные              желающие работать         не желающие работать   

                                 (по определению МОТ)                    (НА1)                              (НА2)                   
 

                                                                                               

                                                                                        незанятые 
 

                      За счет кого и чего падает занятость?

 

    Куда  уходят из сферы занятости? На рисунке 2 отражены основные изменения в структуре трудоспособного населения России за годы реформ. Стремительное падение ВВП сопровождалось значительным, хотя и существенно меньшим по масштабам (относительно динамики ВВП), падением занятости. В 1992 г. в экономике было занято около 80% всех граждан в возрасте 16-54/59 лет (соответственно женщин/мужчин). Уровень занятости монотонно снижался, пока не достиг нижней точки в начале 1999 г., но затем несколько повысился. В итоге к концу 2000 г. доля занятых в численности трудоспособного населения составляла около 70%, то есть была на 10 п.п. ниже уровня 1992 г. За годы реформ безработица возросла на 4,2 п.п., а уровень неактивности - на 5,8 п.п.

    Изменения в структуре населения в трудоспособном возрасте в 1992-2000 гг. (в %)

                
 
 
 
 
 
 
 

      1992   1993      1994      1995   1996    1997      1998   1999     2000

    Сокращение  занятости может сопровождаться тремя процессами: ростом безработицы, оттоком с рынка труда и/или  демографическими сдвигами в составе трудоспособного населения. Уход с рынка труда, уменьшающий его совокупное предложение, при прочих равных условиях смягчает рост безработицы. Ситуация с влиянием демографического фактора аналогична: увеличение предложения труда в результате роста трудоспособного населения может при прочих равных условиях обернуться более высокой безработицей и, наоборот, сокращение численности населения противодействует росту безработицы.

Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости