Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

1. Введение 3


2. Основные определения занятости и безработицы 4


3. За счёт кого и чего падает занятость ? 6


4. Формы безработицы и их специфика 7


5. Определение полной занятости 9


6. Экономические последствия безработицы: оценка потерь 11


7. Источники сведений о занятости 20


8. Государственная служба занятости населения и её функции,

государственная политика эффективной занятости 23


9. Заключение 35


10. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовой_Занятость и безработица.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

Источник: Госкомстат России. 

    Подобная  динамика и разрыв в уровнях безработицы отмечаются и при сравнении относительно близко расположенных регионов. Так, при том, что безработица в Московской области снизилась с 5,5% в 2001 г. до 3,6% в 2003 г., в соседней Смоленской области уровень безработицы за тот же период повысился с 9,9 до 12,9%. Безработица в С.-Петербурге за аналогичный период снизилась с 3,9 до 3,6%, а в Ленинградской области она продолжала увеличиваться (с 6,9 до 7%) несмотря на довольно высокие темпы экономического роста.

    Таким образом, можно говорить об обострении дефицита трудовых ресурсов в некоторых основных промышленных регионах страны (в первую очередь в Москве и С.-Петербурге). В то же время почти в каждом третьем регионе страны уровень безработицы превышает 10% от численности экономически активного населения.

    Сложившаяся ситуация свидетельствует о наличии  серьезных ограничений мобильности  трудовых ресурсов в России, что  оказывает сильное негативное воздействие на рынок труда. В этой связи в перечне актуальных мер экономической политики особое внимание должно уделяться обеспечению географической мобильности трудовых ресурсов, то есть повышению эффективности использования рабочей силы. Перемещение работников из трудоизбыточных в активно развивающиеся регионы, испытывающие дефицит рабочей силы, будет способствовать снижению напряженности на рынках труда в депрессивных областях, а также выравниванию уровней заработной платы и реальных доходов населения в различных регионах страны.

    Позитивным  результатом существования безработицы на уровне страны (при условии, что уровень безработицы не превышает её естественного уровня в разы) является то, что безработные заполняют вакантные или создаваемые новые рабочие места на предприятиях различных отраслей экономики и, следовательно, являются резервом рабочей силы для успешного экономического роста. Особое место занимает и конкуренция на рынке труда, которая может при определенных условиях выступить «двигателем» развития человеческого потенциала, роста производительности труда и т.д.

    Тем не менее, следует иметь в виду, что эти положительные аспекты  имеют свои границы и могут  быть позитивными лишь в сравнении  с отрицательными последствиями безработицы. Поэтому политика государства, направленная на снижение уровня безработицы и создание качественных рабочих мест, может и должна способствовать сокращению экономических потерь, которые сегодня несут и сами безработные, и государство и общество в целом, а значит, росту экономического потенциала страны и снижению социальной напряженности. 

                Источники сведений о занятости.

    Важнейшим источником информации стали в 1990-е  годы выборочные обследования населения по проблемам занятости. Первое обследование было проведено в октябре 1992 года. Начиная с 1999 года обследования проводятся 4 раза в год. Единицами обследования считаются домохозяйства и проживающие в них лица в возрасте от 15 до 72 лет. С 2000 года обследование охватывает за квартал 64-65 тысяч человек, в расчете на год - 250-260 тысяч человек (0,24% населения данного возраста). В анкету входят блоки вопросов общих сведений о респондентах (пол, возраст и т.д.), о наличии оплачиваемой работы или доходного занятия, о характеристике основной работы (профессия, должность, продолжительность рабочей недели и т.д.), о второй (дополнительной) работе, о поисках работы, готовности приступить к работе, регистрации в качестве безработного, о прошлой экономической деятельности лиц, не занятых в обследуемую неделю, и другие.

    По  итогам последнего обследования, данные которого опубликованы, в ноябре 2000 года численность экономически активного населения составляла 69,7 млн. чел. Из них занятые составляли 62,7 млн. чел. и безработные -7,0 млн. чел. (10,0%) от экономически активного населения). За период с 1992 по 2000 г. С 3,9 млн. чел. в октябре 1992 г. этот показатель увеличился до 10,4 млн. чел. в феврале 1999 г., после чего к ноябрю 2000 г. снизился до 7,0 млн. чел.

    Наблюдаются большие различия уровней безработицы  в региональном разрезе. За февраль-ноябрь 2000 года (данные обследований по регионам публикуются в усредненном виде за 4 обследования) уровень безработицы по РФ составлял 10,8% от экономически активного населения. Наиболее высокий уровень безработицы отмечался в Республике Ингушетия (32,0%), Республике Северная Осетия-Алания (29,0%), Агинском Бурятском автономном округе (28,5%), Республике Дагестан (27,7%), Республике Тыва (23,4%), Карачаево-Черкесской Республике (21,5%), Республике Калмыкия (21,3%). Наиболее низкие уровни безработицы наблюдались в Эвенкийском автономном округе (3,2%>), г. Москве (3,8%), Таймырском автономном округе (5,7%), г. Санкт-Петербурге (6,3%), Белгородской области (6,3%).

    Существенным  элементом информационной базы анализа  рынка труда является текущая  статистика службы занятости, которая ведется с 1991 года. Регистрационный характер данного наблюдения предопределяет его точность и оперативность. В ежемесячных выводных таблицах этого статистического наблюдения показываются численность безработных, уровень безработицы, числа поставленных на учет и признанных безработными, снятых с учета лиц - в том числе по причинам: нашли работу, оформлены на досрочную пенсию, направлены на профессиональное обучение. Эти показатели  позволяют судить об интенсивности прохождения потока людей через службу занятости, а также об эффективности работы этой службы и использования ею средств фонда занятости населения. Рост регистрируемой безработицы продолжался до апреля 1996 г., когда численность таких безработных достигла 2771,1 тыс. чел. (уровень - 3,8% от экономически активного населения). После этого началось сокращение численности зарегистрированных безработных вплоть до нынешнего уровня, который в марте 2001 г. составил 1104 тыс. чел. (1,5%). Среди причин снижения регистрируемой безработицы в условиях макроэкономической были следующие: изменения в законодательстве о занятости, в правилах регистрации и снятия безработных с учета, ухудшение финансового состояния фонда занятости и в связи с этим нарастание трудностей с выплатой пособий по безработице, задержки и неплатежи, сокращение которых произошло только в 1999 г. В 1999-2000 годах в связи с оживлением экономики начало расширяться предложение рабочих мест на рынке труда, что также сыграло свою роль в сокращении регистрируемой безработицы. Однако отметим, что наиболее низкие значения численности регистрируемой безработицы наблюдались в сентябре-октябре2000 г. (968 тыс. чел.), после чего опять возобновился рост. Мониторинг социально-трудовой ситуации в 2001 году покажет, является ли данный рост сезонным явлением, отражает рост привлекательности услуг служб занятости среди безработных или относительное ухудшение хозяйственной конъюнктуры. Территориальная дифференциация уровня регистрируемой безработицы достаточно значительна. Наиболее высокий уровень регистрируемой безработицы на конец 2000 г. при среднем показателе по РФ 1,4% наблюдался в Республике Ингушетия (8,3%), Корякском автономном округе (7,5%), Агинском Бурятском автономном округе (5,3%), Республике Дагестан (4,7%>) и на ряде других территорий, в основном находящихся на Северном Кавказе, Европейском Севере и Дальнем Востоке. Наиболее низкие уровни регистрируемой безработицы отмечались в Оренбургской области (0,4%), Ростовской области (0,6%>), Краснодарском крае (0,6%), г. Санкт-Петербург (0,7%), Тюменской области (0,7%), г. Москве (0,7%).

    Среди полезных источников информации о занятости  и рынке труда -данные федерального государственного статистического наблюдения по труду. В феврале 2001 г. этот учет охватывал крупные и средние предприятия с численностью замещенных рабочих мест 43,2 млн. чел. (60,3% от официальной оценки численности занятых в экономике), включая 41,3 млн. работников списочного состава, 970 тыс. чел. внешних совместителей и 854,2 тыс. лиц работающих по договорам гражданско-правового характера. В итоговых публикациях данного наблюдения представлены данные о работе неполное рабочее время, отпусках по инициативе администрации, движении рабочей силы (включая прием и выбытие), наличии вакантных рабочих мест и отработанном времени (включая отработанное совместителями), предполагаемом движении рабочей силы на ближайший квартал (число дополнительных рабочих мест, предполагаемых к введению, число вакантных рабочих мест, намеченных к ликвидации, численность работников, намеченных к высвобождению).

    Несмотря  на отсутствие общегосударственной  экономической политики в интересах  занятости и недостаточную четкость ориентиров экономической политики вообще, благодаря выгодной для России конъюнктуре мирового рынка и  ряду других факторов, вызвавших хозяйственное оживление 1999-2000 годов, началось некоторое оздоровление рынка труда. Об этом свидетельствует перелом тенденций по широкому кругу показателей, стабильно ухудшавшихся в 1990-е годы. Согласно последним публикациям Госкомстата РФ, с января 1999 г. по март 2001 г. расчетная (оцениваемая ежемесячно по специальной статистической методике) численность занятых возросла с 63,2 млн. чел. до 64,8 млн. чел. (на 2,5%). При этом наивысший за последние годы расчетный показатель в августе 2000 г. составлял 65,2 млн. чел. Численность безработных по обследованиям снизилась с 10,1-10,4 млн. чел. в 1 квартале 1999 г. до 6,9 млн. чел. (оценка Госкомстата РФ) в 1 квартале 2001 г., оценка численности экономически активного населения в марте 2001 г. составила 71,7 млн. чел. По данным учета работников крупных и средних предприятий, численность замещенных рабочих мест в феврале 2001 г. составила 43,2 млн. чел. и была на 0,5%) выше, чем годом ранее. Рост этого показателя за год произошел в промышленности (на 2,3%), связи (на 1,0%), торговле и общественном питании (на 1,0%) и практически во всех отраслях социальной сферы. Особо отметим, что впервые за последние годы в науке и научном обслуживании произошел прирост на 1,9%.

    Сокращается видимая неполная занятость. Число занятых неполное рабочее время по инициативе администрации, достигавшее в декабре 1996 года 3,4 млн. чел. (7,2% среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий) снизилось до 0,56 млн. чел. (1,3%) к декабрю 2000 г. Численность работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, за тот же период сократилась с 2,4 млн. чел. (5,2% среднесписочной численности) до 0,5 млн. чел. (1,3%). Впервые за 1990-е годы в I и II кварталах 2000 года прием работников на крупные и средние предприятия превышал их выбытие. Во втором полугодии эта тенденция прервалась, но в целом за 1999-2000 годы превышение учтенного выбытия над приемом работников столь незначительно (на грани точности наблюдения), что можно не рассматривать его как противоречащее другим данным о начале роста численности занятых в большинстве отраслей экономики. Численность вакансий, зарегистрированных службами занятости, с января 1999 г. по август 2000 г. увеличилась с 329 тысяч до 937 тысяч (в 2,8 раза), затем понизилась к январю 2001 г. до 750 тысяч (что могло быть связано как с замедлением роста экономики, так и с сезонными факторами), затем вновь пошла в рост, достигнув в марте 2001 г. 794 тысяч.

Несмотря на достаточно большое количество позитивных тенденций, отмечаемых на рынке труда в 1999-2001 гг., в этой сфере еще много нерешенных проблем. Поэтому задача совершенствования политики рынка труда и занятости остается в высшей степени актуальной. 

  Государственная служба занятости населения и ее функции, государственная политика эффективной занятости.

    Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

    Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

    Функции службы занятости многообразны:

  1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам  трудоустройства;
  3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
  4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
  6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
  7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;
  8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, ycтановлении  им на весь период обучения стипендии;

9.Выдача в  установленном законом порядке  гражданам пособия по  безработице и приостановление выплаты этих пособий;

10.Подготовка  предложений и заключений об  использовании труда 
иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных

соглашений и  лицензий;

 11.Разработка республиканских и региональных программ занятости, 
включая  финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности

различных  групп  населения.

    Центры  занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:

-сбор и распространение  информации о спросе и предложении  на местном рынке труда;

-консультирование  работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

-профессиональная  ориентация всех групп населения;  выплата пособий по временной  незанятости;

-консультирование  предпринимателей по проблемам  занятости и использования рабочей  силы;

-оказание помощи в кадровом планировании предприятий; организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.

    Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились  по сравнению с функциями ранее  действовавшей системы трудоустройства населения.

    В настоящее время (2004-2005г.г.) реорганизация  ГСЗ продолжается.

    В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  от 09.03.2004 № 314 установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В сфере занятости образовано в 2004 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности  упраздненных Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ. В его рамках создана Федеральная служба по труду и занятости (далее Служба), которой переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг упраздненного Министерства труда и социального развития РФ.

    Этой  Службе переданы территориальные органы по вопросам занятости населения и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) .

Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости