Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 18:25, курсовая работа
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.
1. Введение 3
2. Основные определения занятости и безработицы 4
3. За счёт кого и чего падает занятость ? 6
4. Формы безработицы и их специфика 7
5. Определение полной занятости 9
6. Экономические последствия безработицы: оценка потерь 11
7. Источники сведений о занятости 20
8. Государственная служба занятости населения и её функции,
государственная политика эффективной занятости 23
9. Заключение 35
10. Библиографический список
Источник:
Госкомстат России.
Подобная динамика и разрыв в уровнях безработицы отмечаются и при сравнении относительно близко расположенных регионов. Так, при том, что безработица в Московской области снизилась с 5,5% в 2001 г. до 3,6% в 2003 г., в соседней Смоленской области уровень безработицы за тот же период повысился с 9,9 до 12,9%. Безработица в С.-Петербурге за аналогичный период снизилась с 3,9 до 3,6%, а в Ленинградской области она продолжала увеличиваться (с 6,9 до 7%) несмотря на довольно высокие темпы экономического роста.
Таким образом, можно говорить об обострении дефицита трудовых ресурсов в некоторых основных промышленных регионах страны (в первую очередь в Москве и С.-Петербурге). В то же время почти в каждом третьем регионе страны уровень безработицы превышает 10% от численности экономически активного населения.
Сложившаяся
ситуация свидетельствует о наличии
серьезных ограничений
Позитивным
результатом существования
Тем
не менее, следует иметь в виду,
что эти положительные аспекты
имеют свои границы и могут
быть позитивными лишь в сравнении
с отрицательными последствиями безработицы.
Поэтому политика государства, направленная
на снижение уровня безработицы и создание
качественных рабочих мест, может и должна
способствовать сокращению экономических
потерь, которые сегодня несут и сами безработные,
и государство и общество в целом, а значит,
росту экономического потенциала страны
и снижению социальной напряженности.
Источники сведений о занятости.
Важнейшим источником информации стали в 1990-е годы выборочные обследования населения по проблемам занятости. Первое обследование было проведено в октябре 1992 года. Начиная с 1999 года обследования проводятся 4 раза в год. Единицами обследования считаются домохозяйства и проживающие в них лица в возрасте от 15 до 72 лет. С 2000 года обследование охватывает за квартал 64-65 тысяч человек, в расчете на год - 250-260 тысяч человек (0,24% населения данного возраста). В анкету входят блоки вопросов общих сведений о респондентах (пол, возраст и т.д.), о наличии оплачиваемой работы или доходного занятия, о характеристике основной работы (профессия, должность, продолжительность рабочей недели и т.д.), о второй (дополнительной) работе, о поисках работы, готовности приступить к работе, регистрации в качестве безработного, о прошлой экономической деятельности лиц, не занятых в обследуемую неделю, и другие.
По итогам последнего обследования, данные которого опубликованы, в ноябре 2000 года численность экономически активного населения составляла 69,7 млн. чел. Из них занятые составляли 62,7 млн. чел. и безработные -7,0 млн. чел. (10,0%) от экономически активного населения). За период с 1992 по 2000 г. С 3,9 млн. чел. в октябре 1992 г. этот показатель увеличился до 10,4 млн. чел. в феврале 1999 г., после чего к ноябрю 2000 г. снизился до 7,0 млн. чел.
Наблюдаются большие различия уровней безработицы в региональном разрезе. За февраль-ноябрь 2000 года (данные обследований по регионам публикуются в усредненном виде за 4 обследования) уровень безработицы по РФ составлял 10,8% от экономически активного населения. Наиболее высокий уровень безработицы отмечался в Республике Ингушетия (32,0%), Республике Северная Осетия-Алания (29,0%), Агинском Бурятском автономном округе (28,5%), Республике Дагестан (27,7%), Республике Тыва (23,4%), Карачаево-Черкесской Республике (21,5%), Республике Калмыкия (21,3%). Наиболее низкие уровни безработицы наблюдались в Эвенкийском автономном округе (3,2%>), г. Москве (3,8%), Таймырском автономном округе (5,7%), г. Санкт-Петербурге (6,3%), Белгородской области (6,3%).
Существенным элементом информационной базы анализа рынка труда является текущая статистика службы занятости, которая ведется с 1991 года. Регистрационный характер данного наблюдения предопределяет его точность и оперативность. В ежемесячных выводных таблицах этого статистического наблюдения показываются численность безработных, уровень безработицы, числа поставленных на учет и признанных безработными, снятых с учета лиц - в том числе по причинам: нашли работу, оформлены на досрочную пенсию, направлены на профессиональное обучение. Эти показатели позволяют судить об интенсивности прохождения потока людей через службу занятости, а также об эффективности работы этой службы и использования ею средств фонда занятости населения. Рост регистрируемой безработицы продолжался до апреля 1996 г., когда численность таких безработных достигла 2771,1 тыс. чел. (уровень - 3,8% от экономически активного населения). После этого началось сокращение численности зарегистрированных безработных вплоть до нынешнего уровня, который в марте 2001 г. составил 1104 тыс. чел. (1,5%). Среди причин снижения регистрируемой безработицы в условиях макроэкономической были следующие: изменения в законодательстве о занятости, в правилах регистрации и снятия безработных с учета, ухудшение финансового состояния фонда занятости и в связи с этим нарастание трудностей с выплатой пособий по безработице, задержки и неплатежи, сокращение которых произошло только в 1999 г. В 1999-2000 годах в связи с оживлением экономики начало расширяться предложение рабочих мест на рынке труда, что также сыграло свою роль в сокращении регистрируемой безработицы. Однако отметим, что наиболее низкие значения численности регистрируемой безработицы наблюдались в сентябре-октябре2000 г. (968 тыс. чел.), после чего опять возобновился рост. Мониторинг социально-трудовой ситуации в 2001 году покажет, является ли данный рост сезонным явлением, отражает рост привлекательности услуг служб занятости среди безработных или относительное ухудшение хозяйственной конъюнктуры. Территориальная дифференциация уровня регистрируемой безработицы достаточно значительна. Наиболее высокий уровень регистрируемой безработицы на конец 2000 г. при среднем показателе по РФ 1,4% наблюдался в Республике Ингушетия (8,3%), Корякском автономном округе (7,5%), Агинском Бурятском автономном округе (5,3%), Республике Дагестан (4,7%>) и на ряде других территорий, в основном находящихся на Северном Кавказе, Европейском Севере и Дальнем Востоке. Наиболее низкие уровни регистрируемой безработицы отмечались в Оренбургской области (0,4%), Ростовской области (0,6%>), Краснодарском крае (0,6%), г. Санкт-Петербург (0,7%), Тюменской области (0,7%), г. Москве (0,7%).
Среди полезных источников информации о занятости и рынке труда -данные федерального государственного статистического наблюдения по труду. В феврале 2001 г. этот учет охватывал крупные и средние предприятия с численностью замещенных рабочих мест 43,2 млн. чел. (60,3% от официальной оценки численности занятых в экономике), включая 41,3 млн. работников списочного состава, 970 тыс. чел. внешних совместителей и 854,2 тыс. лиц работающих по договорам гражданско-правового характера. В итоговых публикациях данного наблюдения представлены данные о работе неполное рабочее время, отпусках по инициативе администрации, движении рабочей силы (включая прием и выбытие), наличии вакантных рабочих мест и отработанном времени (включая отработанное совместителями), предполагаемом движении рабочей силы на ближайший квартал (число дополнительных рабочих мест, предполагаемых к введению, число вакантных рабочих мест, намеченных к ликвидации, численность работников, намеченных к высвобождению).
Несмотря
на отсутствие общегосударственной
экономической политики в интересах
занятости и недостаточную
Сокращается видимая неполная занятость. Число занятых неполное рабочее время по инициативе администрации, достигавшее в декабре 1996 года 3,4 млн. чел. (7,2% среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий) снизилось до 0,56 млн. чел. (1,3%) к декабрю 2000 г. Численность работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, за тот же период сократилась с 2,4 млн. чел. (5,2% среднесписочной численности) до 0,5 млн. чел. (1,3%). Впервые за 1990-е годы в I и II кварталах 2000 года прием работников на крупные и средние предприятия превышал их выбытие. Во втором полугодии эта тенденция прервалась, но в целом за 1999-2000 годы превышение учтенного выбытия над приемом работников столь незначительно (на грани точности наблюдения), что можно не рассматривать его как противоречащее другим данным о начале роста численности занятых в большинстве отраслей экономики. Численность вакансий, зарегистрированных службами занятости, с января 1999 г. по август 2000 г. увеличилась с 329 тысяч до 937 тысяч (в 2,8 раза), затем понизилась к январю 2001 г. до 750 тысяч (что могло быть связано как с замедлением роста экономики, так и с сезонными факторами), затем вновь пошла в рост, достигнув в марте 2001 г. 794 тысяч.
Несмотря на достаточно
большое количество позитивных тенденций,
отмечаемых на рынке труда в 1999-2001 гг.,
в этой сфере еще много нерешенных проблем.
Поэтому задача совершенствования политики
рынка труда и занятости остается в высшей
степени актуальной.
Государственная служба занятости населения и ее функции, государственная политика эффективной занятости.
Для
реализации государственной политики
в области занятости населения
и обеспечения гражданам
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных
Функции службы занятости многообразны:
9.Выдача в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
10.Подготовка
предложений и заключений об
использовании труда
иностранных рабочих, привлекаемых в РФ
на основе межправительственных
соглашений и лицензий;
11.Разработка
республиканских и региональных программ
занятости,
включая финансовое обеспечение и
мероприятия по социальной защищенности
различных групп населения.
Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:
-сбор и распространение
информации о спросе и
-консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
-профессиональная
ориентация всех групп
-консультирование
предпринимателей по проблемам
занятости и использования
-оказание помощи в кадровом планировании предприятий; организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.
Таким
образом, функции Государственной
службы занятости значительно
В настоящее время (2004-2005г.г.) реорганизация ГСЗ продолжается.
В
соответствии с Указом Президента РФ
«О системе и структуре
Этой Службе переданы территориальные органы по вопросам занятости населения и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) .
Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости