Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

1. Введение 3


2. Основные определения занятости и безработицы 4


3. За счёт кого и чего падает занятость ? 6


4. Формы безработицы и их специфика 7


5. Определение полной занятости 9


6. Экономические последствия безработицы: оценка потерь 11


7. Источники сведений о занятости 20


8. Государственная служба занятости населения и её функции,

государственная политика эффективной занятости 23


9. Заключение 35


10. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовой_Занятость и безработица.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

    Территориальные органы по вопросам занятости населения  также претерпевают реорганизацию. Так,  действовавший  на территории Красноярского края Департамент  федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому  краю преобразован в 2005г. в Управление федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю. В соответствии с Уставом государственного учреждения центра занятости населения он находится в ведении Службы, является юридическим лицом, получателем бюджетных средств.

    На  протяжении последних лет в субъектах  Российской Федерации  действовало  более 100 Федеральных целевых программ и подпрограмм  (в том числе  программы социально-экономического развития 31 региона), финансируемых  из федерального бюджета, и около 800 территориальных (в том числе районных и городских) целевых программ, оказывающих влияние на состояние рынка труда, предусматривающих меры по созданию и сохранению  рабочих мест, финансируемых из государственного и местных бюджетов. 

                Развитие социального партнерства.

    Органы  Государственной службы занятости  населения осуществляют работу  по  развитию  различных  форм  социального   партнерства, направленных    на    активное    взаимодействие    с    работодателями    и профсоюзами в вопросах поддержания занятости. При этом успешно взаимодействуют с территориальными агентствами Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, осуществляют посредническую роль в конфликтных ситуациях на предприятиях, проводящих высвобождение работников, добиваясь в случаях неправомерного массового высвобождения его приостановки или поэтапного проведения.

    Для регулирования социально-трудовых отношений, ведения переговоров  и подготовки проектов соглашений повсеместно  действуют региональные трехсторонние комиссии, трех- или двусторонние комиссии в городах и районах.

    Действенными  формами социального партнерства, направленными на предотвращение массовой безработицы на уровне территорий, являются трёхсторонние и отраслевые соглашения, а также коллективные договоры.   
 
 

    Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере  занятости. 

    Ежегодно  в результате совместной работы законодательных  и исполнительной органов власти субъектов Российской Федерации  и территориальных органов Государственной службы занятости принимаются более 900 нормативно-правовых актов (постановлений Законодательного Собрания, администрации, распоряжений глав администрации и т.п.). Принятие нормативно-правовых актов на территориальном уровне позволяет детально прорабатывать соответствующие направления деятельности по содействию занятости населения и полнее учитывать региональные особенности.

    Как показала практика, многие специфические  задачи отдельных территорий  и  регионов могут быть наиболее эффективно решены в рамках  местных нормативно-законодательных актов.

    Основными  направлениями развития нормативно-правовой  базы территорий являются:

-развитие общественных  работ и временной занятости;

-содействие  трудоустройству подростков и  молодежи;

-содействие  развитию занятости населения, проживающего в сельской местности;

-содействие    занятости    наименее    защищенных    категорий населения;

-содействие  занятости населения депрессивных  территорий;

-квотирование  рабочих мест для граждан, особо  нуждающихся  в социальной  защите;

- предотвращение  кризисных ситуаций на рынке  труда;

-развитие социального  партнерства.  

                  Посредничество в трудоустройстве. 

    В целях повышения эффективности  трудоустройства органы службы занятости  на протяжении 1992-2003 гг. совершенствовали свою деятельность по основным направлениям, отрабатывали и внедряли новые методы и формы работы  Если в 1992 г. количество обратившихся в службу занятости было 2,4 млн.чел., а количество трудоустроенных 0,7 млн.чел., то в 2003 г. соответственно 6 млн.чел. и 4 млн.чел.

    Все  чаще для  активизации  самостоятельного  поиска работы и предотвращения роста  безработицы в практику работы внедрялись методы интенсивного поиска вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения граждан в органы службы занятости .

    Совершенствовалась  технология приема граждан, составлялись планы самостоятельного поиска работы, перераспределялись функциональные обязанности  между специалистами по трудоустройству, выделялись специалисты по связям с  работодателями или по работе с вакансиями.

    Одной из современных форм работы службы занятости по организации трудоустройства граждан является использование мобильных центров занятости. Наиболее результативным является их применение в сельских и отдаленных от центров занятости районах.

    Эффективным направлением работы службы занятости  с населением и работодателями является организация ярмарок вакансий. Ярмарки вакансий дают возможность гражданам самостоятельно подобрать себе работу, в том числе и по вакансиям, которые работодатели не заявляют в органы службы занятости, встретиться с представителями организаций и непосредственно от них узнать режим труда, получить информацию о профессиональном обучении по новой специальности, а также консультацию юриста, психолога.

    Новым направлением в работе территориальных органов службы занятости является оказание услуг работодателям по подбору высококвалифицированных специалистов. В органах службы занятости формируются банки специалистов высокой квалификации (СВК). На конкурсной основе из такого банка вакансий подбираются специалисты с редкой профессией.

    Практикуется  также подбор специалистов на «горящие вакансии», по которым одним из основных требований работодателей является выполнение заявок в короткие сроки.

    Во  многих регионах органы службы занятости организуют работу «круглых столов», на которых рассматриваются конкретные аспекты взаимодействия работодателей и органов службы занятости, работодатели получают информацию о ситуации на рынке труда, об изменениях в законодательстве, о труде и занятости населения, порядке прохождения вакансий, поступающих в службу занятости, рассматриваются вопросы взаимодействия органов по вопросам занятости с кадровыми службами предприятий.

    Кроме того, органы службы занятости регулярно  проводят Дни работодателей. В эти дни каждый работодатель без предварительной договоренности может обратиться в службу занятости по любому интересующему его вопросу, в том числе и по индивидуальному подбору работников из числа специалистов высокой квалификации.

    В ряде регионов к сотрудничеству по формированию банка вакансий  привлекаются заинтересованные организации и ведомства. Во многих регионах для увеличения поступления «вакансий» и установления ответственности работодателей за непредставление «вакансий» принимаются соответствующие нормативные акты.

    В результате постоянной работы по привлечению  в банк данных свободных рабочих  мест (вакансий) удалось поддерживать его наполнение в количестве 320-360 тыс. (из расчета на конец года) вплоть до 1998 г. включительно. А в 1999 и 2000 гг. за счет внедрения эффективных форм взаимодействия с работодателями число вакансий (свободных рабочих  мест) резко увеличилось.

    С 2001 года реализация государственной  политики содействия занятости осуществляется в качественно новых условиях. В связи с введением в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и ликвидацией Государственного фонда занятости населения Российской Федерации финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    Переход на новые условия финансирования государственной политики содействия занятости потребовал принятия новых и совершенствования действующих нормативных правовых актов, а также изменение структуры территориальных органов службы занятости.

    В этой связи в 2001 году была проведена следующая работа по формированию нормативной правовой базы:

1.Минтруд России  подготовил проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О занятости 
населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

2.Принят федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»(в части расширения полномочий субъектов Российской Федерации по установлению квоты для трудоустройства инвалидов). При подготовке поправок к 
законопроекту учтены нормы и положения, которые ранее разработаны Мин 
трудом России;

  1. Дня обеспечения целевого использования бюджетных средств, предусмотренных федеральным законом от 29 декабря 2000г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» на реализацию Федеральной целевой программы содействия занятости населения, принят приказ Минтруда России от 16 февраля 2001г. № 21 «Об утверждении Положения о реализации мероприятии по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета»;
  2. Подготовлен приказ Минтруда России от 21 февраля 2001г. № 24, которым до территориальных органов доведены контрольные показатели численности участников мероприятий по содействию занятости населения и объемы их финансирования из федерального бюджета в 2001 году;
  3. В целях дальнейшего упорядочения реализации политики содействии занятости и обеспечения финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан Минтруд России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России и Минюстом России подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «О финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета»;

6.Для реализации  Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2001 годы, утвержденной по 
становлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998г. № 828 (с последующими изменениями), и повышения эффективности использования средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий данной Программы, были подготовлены и приняты приказы Минтруда России от 20 февраля 2001г. № 23 «О проведении конкурсов на, реализацию мероприятий содействия занятости населения» и от 11 апреля 2001г. № 63 «Об утверждении порядка размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг, направленных на реализацию мероприятий по содействию занятости населения в территориальных органах»;

7.В целях снижения  социальной напряженности и стабилизации 
ситуации на рынке труда в монопрофильных городах с высоким уровнем 
безработицы принято постановление Минтруда России от 22 января 2001г. №11 «Об утверждении Положения о мониторинге городов и других населенных пунктов с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы», которое рекомендует федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие территориальным органам Минтруда России по вопросам занятости населения в проведении мониторинга, а также использовать фонд данных мониторинга при разработке прогнозов развития отраслей экономики, социально-экономического развития регионов;

8.Подготовлены и направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические рекомендации по формированию территориальных специальных программ содействия развитию занятости в монопрофильных городах.

    В целях смягчения социальных последствий  процессов высвобождения работников в ходе реструктуризации отраслей промышленности (угольная, черная металлургия, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и др.) Минтруд России участвовал в подготовке предложений по разработке федеральных программ социально-экономического развития и отраслевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения.

    Минтруд России принял участие в разработке Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте в части вопросов социальной защищенности высвобождаемых работников (Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001г. № 384) и отраслевой целевой программы содействия занятости высвобождаемых работ -ников железнодорожного транспорта. Реализация мероприятий Программы обеспечит социальную защищенность 418 тыс. человек, которые планируется высвободить в ходе структурной реформы отрасли.

    Продолжалась  работа территориальных органов  Министерства по вопросам занятости населения в реализации программ местного развития шахтерских городов и поселков. В рамках данных программ органами службы предоставляются консультационные услуги высвобождаемым работникам шахт и разрезов, объявленных к ликвидации, организуется их профессиональное обучение.

    Органы  службы занятости принимали участие в подготовке, рассмотрении реализации Генерального, региональных трехсторонних и отраслевых тарифных соглашений. В 2001 году было рассмотрено около 30 отраслевых тарифных соглашений в части вопросов содействия занятости населения.

Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости