Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 18:25, курсовая работа
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.
1. Введение 3
2. Основные определения занятости и безработицы 4
3. За счёт кого и чего падает занятость ? 6
4. Формы безработицы и их специфика 7
5. Определение полной занятости 9
6. Экономические последствия безработицы: оценка потерь 11
7. Источники сведений о занятости 20
8. Государственная служба занятости населения и её функции,
государственная политика эффективной занятости 23
9. Заключение 35
10. Библиографический список
Уровневый подход и оценка потерь от безработицы позволяет осуществить более конкретный и адресный анализ ее экономических последствий. В основу расчетов издержек безработицы нами положен так называемый закон А. Оукена. Он имеет как бы две стороны: одна показывает, каким должен быть экономический рост, чтобы решить проблему безработицы, другая выражает количественную зависимость изменения уровня безработицы и производства ВВП. А. Оукеном (в начале 60-х годов прошлого столетия) эмпирическим путем было установлено, что при увеличении фактического уровня безработицы на один процентный пункт по сравнению с ее естественным уровнем происходит отставание производства ВВП на 3%. Даже при увеличении численности рабочей силы и росте производительности труда от 2,5 до 3% ежегодного прироста ВНП необходимо для создания новых рабочих мест и удержания безработицы на прежнем уровне. Уменьшение же нормы прироста на 2% увеличивает долю безработных на 1 процентный пункт. Более поздние исследования показывают соотношение 1:2, хотя в ряде зарубежных источников используется коэффициент 1:2,5 или 1:3. .В любом случае неоспорим тот факт, что превышение нормы безработицы сверх ее естественного уровня ведет к отставанию роста реально объема производства, и этот метод определения экономических потерь безработицы представляется вполне обоснованным и принят в отечественной и мировой экономической науке.
При использовании закона А. Оукена для учета экономических издержек безработицы принципиально важным моментом является определение уровня естественной безработицы. В экономической литературе указывается ,что он может быть представлен как сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Естественная безработица определяется и как безработица, существующая при полной занятости населения, или как ее уровень при «нормальных темпах экономического рос и полном использовании всех пригодных для этого ресурсов».
Определение естественного уровня безработицы позволяет точнее оценить реальные потери от недопроизводства валового внутреннего продукта (ВВП).Здесь важно заметить ,что для этих целей может быть использована как формула А. Оукена,так и предлагаемый нами расчет издержек, основанный на данных о численности безработных (исключающей их естественную состовляющую) и среднегодовой выработке ВВП на одного занятого в экономике (таблица 2).
Данные таблицы 2 представляют нам две не совсем совпадающие величины потерь ВВП от безработицы. Это обусловлено тем, что мы располагаем недостаточно точными методами их определения и информацией, хотя правомерность методов расчета достаточно очевидна и расхождения полученных результатов в этих условиях можно считать не столь существенными.
|
Рассчитано по: Российский статистический ежегодник, М., Госкомстат, 2001, с. 133. 147, 279; Обследование по проблемам занятости населения., М., Госкомстат, 2001. ноябрь, с.42, 170,219. Национальные счета России.М, Госкомстат, 2001.
Потери ВВП от безработицы увеличивались до 2000 г. (за исключением 1993 г., когда при сокращении производства ВВП и уменьшении численности безработных, снижение среднегодовой выработки на одного работника еще не приняло таких масштабов, как в последующие годы). Наибольшие же потери (и объема производства валового внутреннего продукта, и его доли в общем объеме) имели место в 1999 г., когда несмотря на общий рост производства ВВП и занятости населения, резкий скачок фактического уровня безработицы (особенно в начале года) привел к существенному увеличению потерь, в том числе и в расчете на одного занятого. В 2000 г. рост производства ВВП и численности занятых определили рост выработки на одного занятого. Это при существенном снижении уровня безработицы привело и к уменьшению потерь от безработицы.1 В 2001г. потери ВВП несколько увеличились. Это некоторым образом подтверждает положение закона А. Оукена о том, что норма безработицы является результатом быстрого или медленного кумулятивного экономического роста и высокий уровень безработицы и ее последствия невозможно быстро ликвидировать.
Для
полноты анализа взаимосвязи
безработицы и потерь в производстве
ВВП необходим анализ их региональной
структуры.
Потери валового
регионального продукта
в 1999 г.
Таблица 3
|
Анализ данных таблицы 3 показывает, что наибольший объем потерь в производстве валового продукта несут три региона: Центральный, Приволжский и Сибирский, но необходимо отметить и то, что доля потерь в общем объеме производства валового регионального продукта здесь наименьшая. Обращает на себя внимание другой регион - Южный федеральный округ. Он отличается самым высоким уровнем фактической безработицы. Естественная безработица здесь также имеет наибольшие по стране размеры; невелики объемы производства валового регионального продукта, а выработка на одного занятого - наименьшая по стране. Расчеты, произведенные по формуле А. Оукена, «сохраняют» те же пропорции, показывая, безусловно, больший объем потерь ВРП.
Анализ данных о потерях ВРП на одного занятого, при определении которого практически элиминируются масштабы производства ВРП и численности занятых, показывают наибольшие потери в Дальневосточном и Уральском регионах, хотя следует отметить и то, что выработка на одного занятого в этих регионах также наибольшая по стране. Следующий уровень анализа предполагает оценку потерь ВВП в отраслевом разрезе.
Конечно, наибольший объем потерь характерен для индустриальной сферы. Сокращение же потерь здесь произошло практически за счет роста выработки на 1 занятого. Собственно, можно говорить о том, что основную «нагрузку» несет именно этот важнейший сектор деятельности. Наименьшие потери - в аграрном секторе, причем и по их доле в общем объеме производства ВВП. Если же рассматривать данные в расчете на одного занятого, то оказывается, что наиболее эффективна деятельность в сфере услуг. Более того, за рассматриваемый период они сократились на 15,4% (в индустриальном - на 17,2% и 6,5% в аграрном секторе).
Потери от безработицы скорее всего ощущают (ощутят) в первую очередь крупные и средние предприятия. На малых предприятиях небольшая численность занятых, большая их мобильность, широкая возможность пополнения кадров, пре- доставляемая рынком труда и т.п. практически снимают актуальность проблемы потерь от безработицы.
Потери ВВП по секторам
экономики
Таблица 4
Индустриальный | Аграрный | Услуги | ||||
Годы | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 |
ВВП в ценах 1990г. (млрд руб.) | 137,6 | 154,2 | 62,7 | 65,8 | 171,6 | 182,2 |
Числ. занятых (млн чел) | 19,4 | 19.5 | 8,7 | 8,6 | 35,9 | 36,0 |
Выработка на 1 занятого (тыс. руб.) | 7,1 | 7,9 | 7,2 | 7,7 | 4,8 | 5,1 |
Числен, безр., имеющих опыт работы (млн чел) | 1,4 | 1,1 | 0,3 | 0,3 | 1,7 | 1,3 |
Потери ВВП от безработицы (в млрд руб.) | 10,1 | 8,4 | 2,2 | 2,1 | 4,8 | 6,7 |
Потери
ВВП
от безработицы (%). |
7,3 . | 5,4 | 3,6 | 3,1 | 4,6 | 3,7 |
Потери ВВП на одного занятого (тыс. руб.) | 0,519 | 0,430 | 0,257 | 0,240 | 0,221 | 0,187 |
Рассчитано по: Национальные счета России. М., Госкомстат, 1999, с. 30, 41; 2001, с.30. Материалы обследований по проблемам занятости населения. М., Госкомстат, ноябрь 1999, с.224, ноябрь 2000,с. 89-90, 243.
Важнейшим аспектом проблемы является оценка потерь человека от безработицы. Его интересы, безусловно, являются приоритетными. Именно человек - главное действующее лицо на рынке труда и его потери во многом определяют издержки на других уровнях (и государства, и отдельных отраслей и регионов). Кроме того, эти потери «лежат» в основе социально-экономической напряженности на рынке труда и, следовательно, в стране.
В качестве потерь для отдельного человека выступает только его заработная плата здесь уместно рассматривать всех безработных, не исключая естественную безработицу, т.к. каждый из них, став безработным, практически сразу сталкивается с материальными затруднениями.
Потери работников в качестве потребителей из-за безработицы только за 1992-1997 гг. увеличились в 3,5 раза. К 2000 г. они несколько уменьшились, но все равно составляли весьма значительную сумму - почти 14 млрд руб. Положение усугубляется еще и тем, что длительность безработицы зачастую превышает один год (средняя продолжительность безработицы в 1999-2000 гг. составляла более 9 месяцев, в 2001 г. снизилась до 8,2 месяца, но тем не менее при этом у более трети безработных она составляет 12 и более месяцев). Все это говорит о том, что безработица приносит ущерб не только человеку, но и экономике, поскольку спрос на товары и услуги сокращается, а, значит, сокращаются и объемы их производства.
Потенциальные потери безработных представлены в таблице 5.
Динамика потенциальных потерь в заработной плате безработных
(в
ценах 1991 г.)
Годы | Потери одного
безработного в месяц (величина заработной платы) (руб.). |
Потери всех
безработных в месяц (млн руб.) |
Потери одного
безработного в течение среднего времени
поиска работы
(руб.) |
Потери всех безработных в течение среднего времени поиска работы (млн руб.) |
1992 | 369,0 | 1439,1 | 1512,9 | 5900,3 |
1994 | 341,0 | 1943,7 | 2250,6 | 12828,4 |
1995 | 246,0 | 1648,2 | 1894,2 | 12691,2 |
1996 | 278,0 | 1862,6 | 2279,6 | 15273,2 |
1997 | 291,0 | 2357,1 | 2560,8 | 20742,3 |
1998 | 253,0 | 2251,7 | 2302,3 | 20490,5 |
1999 | 197,0 | 1792,7 | 1910,9 | 17389,2 |
2000 | 242,0 | 1694,0 | 1984,4 | 13891,1 |
Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости