Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

1. Введение 3


2. Основные определения занятости и безработицы 4


3. За счёт кого и чего падает занятость ? 6


4. Формы безработицы и их специфика 7


5. Определение полной занятости 9


6. Экономические последствия безработицы: оценка потерь 11


7. Источники сведений о занятости 20


8. Государственная служба занятости населения и её функции,

государственная политика эффективной занятости 23


9. Заключение 35


10. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовой_Занятость и безработица.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

    По-прежнему среди заявленных вакансий преобладают  рабочие профессии, которые составляют почти 70 % в общей потребности в работниках.

    Число свободных рабочих мест постепенно приблизилось к численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. Однако существующее несоответствие между спросом и предложением не позволяет заполнить имеющиеся вакансии.

    Активизация работы органов службы занятости по реализации программы организации общественных работ позволила в 2001 году увеличить численность участвующих в этой программе. По оценочным данным, в течении года обеспечена занятость на указанных работах более 681 тыс. человек (110% к показателю 2000 года). Наиболее успешно организация общественных работ осуществлялась в Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Московской, Кировской, Свердловской, Омской областях и других территориях [45, с. 45].

    В целях создания условий по приобщению несовершеннолетних граждан к труду, получению профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности в 2001 году продолжалась работа по реализации программы содействия временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет. В приоритетном порядке для участия в данной программе направлялись несовершеннолетние из числа сирот, оставшихся без родителей, из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей, а также состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. В 2001 году, по оценочным данным, оказано содействие в трудоустройстве 1451,4 тыс. несовершеннолетних (116% к показателю 2000 года).

    Наиболее  активно реализация указанных мероприятий  проводилась в Ростовской, Кировской, Кемеровской, Иркутской областях, Республике Удмуртия, Краснодарском крае и других регионах.

    Оказывая  содействие занятости безработным  гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, органы службы занятости осуществляли комплекс мер, в результате которых трудоустроено 135 тыс. человек, что в 2,8 больше, чем в 2000 году.

    В 2001 году органами службы занятости  проводилась работа по содействию гражданам в организации предпринимательской деятельности. Около 129,0 тыс. человек получили информационно - методическую и финансовую помощь, что обеспечило занятость более 30,0 тыс. безработных граждан. Органами службы занятости реализовывались мероприятия по социальной адаптации безработных граждан (программы «Клуб ищущих работу» и «Новый старт»), направленные на приобретение навыков, сокращения сроков поиска подходящей работы безработными гражданами, смягчения последствий длительной безработицы. В 2001 году численность участников данных программ по оценке составила около 190,0 тыс. человек, из которых трудоустроено около 100,0 тыс. человек.

    В целях комплектования кадрами организаций  агропромышленного комплекса, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения провели определенную работу по направлен граждан и членов их семей для работы в сельскую местность. Граждане направлялись также для работы в организации культуры, здравоохранения, просвещения, торговли и быта, расположенные в сельской местности. Вся работа осуществилась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994г. №533 «О льготах для граждан, переселяющихся в сельскую местность».

    В 2001 году эта работа проводилась в 31 регионе Российской Федерации, что позволило переселить в сельскую местность около 1200 семей, в составе 4,5 тыс. человек.

    Всего в 2001 году специальными мероприятиями  по содействию занятости населения, финансируемыми из разных источников, было охвачено около 1 млн. человек, или 117,6% к уровню 2000 года

    Наиболее  успешно работа по содействию трудоустройству  граждан в 2001 
году осуществлялась в Республиках Карелия, Мордовия, Бурятия, Орловской, 
Томской, Саратовской, Читинской областях, Ставропольском крае и других регионах, в которых показатель трудоустройства составляет 140-180 % к уровню 2000 года.

    Ежемесячно 0,9 млн. гражданам производились  выплаты пособий по безработице, в том числе 48,2 % процента выплачивали пособие в минимальном размере. Минимальный размер пособия по безработице в соответствии с законодательством установлен в размере 20 % прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, максимальный размер пособия по безработице равен прожиточному минимуму.

    Средний размер выплат на одного безработного составил в 2001 году 600 рублей, против 442 рублей - в соответствующем периоде  прошлого года.

    За  счет средств федерального бюджета  на 2001 год было предусмотрено выделение 10,2 млрд. рублей на оказание материальной поддержки безработных граждан. Средства, выделяемые из федерального бюджета органам службы занятости населения, позволяли своевременно и в полном объеме производить выплату пособий по безработице, оказывать материальную помощь безработным гражданам и членам их семей, возмещать затраты Пенсионному фонду Российской Федерации за выплаченные пенсии, оформленные безработным гражданам досрочно.

    В связи с переводом органов  службы занятости на финансирование из федерального бюджета возникла необходимость принципиального реформирования органов службы занятости.

    Основная  работа по реформированию была проведена  в IV квартале 2000 -1 квартале 2001 года.

    Реорганизованы  территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения. Образованы органы государственного управления -департаменты федеральной государственной службы занятости населения по субъекту Российской Федерации во всех 89 субъектах Российской Федерации, в том числе на территориях, ранее не имевших территориальных органов занятости (г. Москва, Оренбургская область, республики Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Мордовия и др.) и государственные учреждения - центры занятости населения в городах и районах - всего 2240 .

    Департаменты, находящиеся в центрах федеральных  округов, получили ряд функций, связанных с координацией работы в округе в сфере содействия занятости населения и взаимодействием с аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.

    В 2002 году территориальные органы Минтруда России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, объединениями работодателей и профсоюзов осуществляли мероприятия по реализации основных задач государственной политики рынке труда.

    Основными источниками ресурсного обеспечения  мероприятий являлись средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, объем которых определялся Федеральным законом о федеральном бюджете и соответствующими законами, программами субъектов Российской Федерации на 2002 финансовый год.

    Объем финансовых затрат на реализацию активных мероприятий для безработных  и их социальной (материальной) поддержки  из федерального бюджета в 2002 году составил 13 млрд. рублей (11 млрд. рублей в 2001 году). Незначительная сумма средств (0,2 млрд. рублей) была выделена из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных самоуправлений. Дополнительно на финансирование отдельных мероприятий привлекались средства работодателей, общественных организаций и др. Порядок финансирования мероприятий осуществлялся в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

    Вместе  с тем выделенных средств оказалось  недостаточно для организации мероприятий по содействию занятости на уровне объемов 2001 года. В результате с января по декабрь 2002 года удалось:

  • обеспечить банк данных вакансиями в количестве 956 тысяч ежемесячно в среднем против 976 тысяч в 2001 году. По сравнению с соответствующим периодом 2001 года банк данных свободных рабочих мест (вакансий) пополнялся за счет временных рабочих мест сезонного характера и постоянных рабочих мест;
  • подобрать работу или помочь организовать собственное дело 1,3 млн. безработных (на 13,6% больше, чем в 2001 году). Органы службы занятости поставили на учет более 2,6 млн. человек, что в целом на 13,8% больше, чем в 2001. В целях повышения эффективности трудоустройства органами службы занятости продолжалось совершенствование основных направлений их деятельности;

-организовать  занятость на общественных работах  413,5 тыс. безработных (на 19,0% больше, чем в 2001 году). Общественные работы включают более 250 наименований и отражают весь спектр применяемых в практической деятельности органами службы занятости населения видов работ в территориально-отраслевом разрезе ;

-создать условия  для прохождения обучения 405 тыс.  безработных 
(на 7,3% меньше, чем в 2001 году). Во всех территориальных органах 
сформировался устойчивый перечень основных профессий, специальностей, пользующихся спросом на рынке труда.

- ежемесячно  производить выплаты пособий  по безработице 1,0 миллиону гражданам. В том числе половина безработных получала пособие в минимально размере. Минимальный размер пособия по безработице в соответствии с законодательством установлен в размере 20% прожиточного минимума, установленного субъекте Российской Федерации, а максимальный размера пособия по безработице равен прожиточному минимуму. Введение в большинство территорий Российской Федерации прожиточного минимума способствовало резкому повышению (в 2- 4 раза) минимального размера пособия по безработице, способствовало притоку в службу занятости лиц ранее не работавших и (или) после длительного перерыва в работе. В целом по Российской Федерации доля безработных, получающих пособие по безработице в минимальном размере, увеличилась с 48,2% на начало 2002 года до 52% на конец 2002 года .

    В 2003 году деятельность органов службы занятости осуществлялась на основании реализации Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года № 568-р), территориальных программ содействия занятости.

    Основной  целью этих документов являлось смягчение  социальной напряженности, повышение  конкурентоспособности рабочей  силы и создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рынке труда.

    В работе с населением органами службы занятости большое внимание уделялось первичному приему граждан и оказанию им консультационных услуг по различным вопросам. В течение года данные услуги получили 16,7 млн. человек (на 2,1% больше, чем в 2002 году), из них более 3,2 млн. граждан (на 0,4% меньше, чем в 2002 году) были зарегистрированы в центрах занятости в качестве лиц, ищущих работу, и 2.8 млн. граждан (на0,8% больше, чем в 2002 году) признаны безработными. Деятельность органов службы занятости по повышению эффективности трудоустройства населения во многом зависела от взаимодействия с работодателями. В результате оперативной работы по данному направлению среднегодовая потребность в рабочей силе, заявленная работодателями в органы службы, продолжительность существования вакансии в базе данных органов службы занятости практически не изменилась по сравнению с 2002 годом и составила 3,5 месяца. Спросом пользовались в основном рабочие специальности, на их долю приходится от 78% до 80% вакансий. Наибольшее число вакантных рабочих мест отмечалось в летние месяцы. Информацию о потребности в работниках ежемесячно сообщали около 130 тыс. организаций (работодателей). Коэффициент напряженности на одну вакансию составил к концу года 2,3. Существующее несоответствие между спросом и предложением не позволяло полностью заполнять количество имеющихся вакансий .

    Основными источниками ресурсного обеспечения  мероприятий активной политики занятости являлись средства федерального бюджета, объем которых определялся федеральным законом о федеральном бюджете на 2003 финансовый год (лимиты бюджетных обязательств на мероприятия по содействию трудоустройству составили 1313,3 млн. рублей, а на мероприятия по профессиональному обучению и профориентации -1135,0 млн. рублей). В ряде регионов выделялись средства из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законами и программами субъектов Российской Федерации. Дополнительно на финансирование отдельных мероприятий привлекались средства работодателей, общественных организаций и др. Порядок финансирования мероприятий осуществлялся в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Совместная   деятельность   всех заинтересованных   организаций   (органов занятости населения, органов исполнительной власти, профсоюзов, координационных комитетов содействия занятости, общественных организаций и др.) позволила:

- оказать профориентационные  услуги для 2236 тыс. безработных,  что на 2,4% больше, чем в 2002 году;

-подобрать подходящую  работу (доходное занятие) для  1360 тыс.

безработных, что на 6,6% больше, чем в 2002 году;

-организовать  участие в общественных работах  392,9 тыс. безработных, что на 5,0% меньше, чем в 2002 году;

-обучить  новым профессиям и специальностям 395,7 тыс.    безработных, что  на 2,7% меньше, чем в 2002 году . 
 

                                      Заключение. 

    Важным  принципом с позиций обеспечения  занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса  между экономическими и социальными  результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно  оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

    При выборе путей формирования рынка  труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих  развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики,  поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости