Механизм действия закона спроса и предложения

Автор: k*********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 23:50, реферат

Описание работы

Выведенные в XIX веке законы спроса и предложения были практически революционными в экономической теории. Но они сыграли свою роль не только в теоретическом плане, их роль весьма велика и в практическом применении.

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 3
1. Закон спроса. …………………………………………………………………………… 4
2. Закон предложения. …………………………………………………………………… 9
3. Равновесная цена. …………………………………………………………………… 12
4. Рыночный механизм спроса и предложения…………………………………..… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. …………………………………………………………………………... 16
Список использованной литературы. ………………………………………………... 17

Работа содержит 1 файл

Реферат спрос и предложение.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

    Содержание:

 

стр.

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 3

    1. Закон спроса. ……………………………………………………………………………  4

    2. Закон предложения. …………………………………………………………………… 9

    3. Равновесная цена. …………………………………………………………………… 12

    4. Рыночный механизм спроса и предложения…………………………………..… 13

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. …………………………………………………………………………... 16

    Список  использованной литературы. ………………………………………………... 17 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ.

 

    Выведенные  в XIX веке законы спроса и предложения были практически революционными в экономической теории. Но они сыграли свою роль не только в теоретическом плане, их роль весьма велика и в практическом применении.

          В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

    Все это требует глубоких экономических  знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

    Изучение  же спроса и предложения на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и предложения и способность моментально реагировать на малейшие их изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важно не только произвести какую-либо продукцию, а также и сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и предложение, а также  как они изменяются с течением времени.

          Целью настоящей работы является анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия, их содержание и проявление в условиях рыночной экономики.  
 
 

    1. Закон спроса. 

    Желания индивида в условиях рыночной экономики  трансформируются в понятие спроса. Естественно, что спрос нельзя отождествлять  с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-либо благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.

    Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

    Величина спроса   — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

    Потребность в некотором благе подразумевает  желание обладать товарами. Спрос  же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

    Виды  спроса:

  • Индивидуальный спрос
  • Рыночный спрос
  • Спрос на факторы производства (спрос производства)
  • Потребительский спрос 

    На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов): цены на запрашиваемый товар, доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров, использование рекламы, ожидания потребителей, доступность товаров, полезность вещи.

    Максимальная  цена, которую покупатели готовы заплатить  за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса (обозначают ).

    Различают экзогенный и эндогенный спрос.

    Экзогенный спрос — это такой спрос, изменения которого вызывается вмешательством правительства, либо внедрением каких-либо сил извне.

    Эндогенный спрос  (внутренний спрос) – образуется внутри общества благодаря тем факторам, которые существуют в данном обществе.

    Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса. В самом общем виде ее записывают следующим образом: Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, N, Ec, Х),

    где Qd – величина спроса на рассматриваемый товар;

         P – цена товара;

         I – доход потребителей;

         T – вкусы и предпочтения потребителей;

         Ps – цена взаимозаменяемых товаров;

         Pc – цена взаимодополняемых товаров;

         N – количество покупателей данного товара;

         Ec – ожидание потребителей;

         Х – другие факторы.

    Если  все факторы, определяющие величину спроса, считать неизменными для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены: Qd = f (P). Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса (рис. 1).

    Изменения, происходящие на рынке, связанные с количественным предложением товара, всегда зависят от цены, установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, характеризует возрастание спроса на него.

    При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между  спросом и величиной спроса, а  также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

    Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).

    Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).

    

    Рис. 1. Кривая спроса.  — Цена,  — Объем спроса,  — Кривая спроса

    Неценовые детерминанты спроса.

    Факторы, оказывающие воздействие на спрос  при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:

    1. Вкусы и предпочтения потребителей.

    Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).

    2. Доходы потребителей.

    Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.

    Однако  для относительно худших товаров, имеющих  сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя  заменить относительно худший товар  более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

    3. Число потребителей и структура населения.

    При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

    4. Цены на другие товары.

    Данный  фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.

    Различают условно три группы "других" товаров:

  • нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;
  • заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе;
  • дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар.

    Если  от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на товары дополняющие  и товары-заменители будет оказывать  существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.

    Рост  цены на товар-заменитель ведет к  сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может  служить ситуация 70-80-х гг. на рынке  нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).

    Напротив, рост цены на товар дополняющий ведет  к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его  возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу. Оба примера могут быть проиллюстрированы смещением кривой спроса вправо.

    5. Экономические ожидания потребителей.

    Ожидания  могут касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) — сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево.

    Исследование  неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса:

    если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

    Действие  закона спроса может быть объяснено  на основе действия двух взаимосвязанных  эффектов: эффекта дохода и эффекта  замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

    Закон спроса не действует в следующих  случаях:

  • Парадокс Гиффена – рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к отказу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт. Например, во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода.
  • Эффект Веблена (связан с престижным спросом, ориентированным на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам").
  • Эффект ожидаемой динамики цен (если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот).
  • Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

Информация о работе Механизм действия закона спроса и предложения