Законы спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:12, контрольная работа

Описание работы

Экономика – это особый мир, со своими проблемами и законами. Жить вне экономики невозможно, т. к. она плотно переплетается с жизнью общества. Экономическая наука не всегда предсказывает ход развития событий, но она способна открыть их экономическую логику. Экономическая теория оперирует множеством абстрактных понятий и моделей, поэтому ее познание воспитывает культуру социально-абстрактного мышления.
Современная экономическая наука - это одно из величайших интеллектуальных и практически значимых достижений человечества.
Чтобы ориентироваться в современной экономической теории, нужно ориентироваться в основных ее понятиях. Вот, мы и попытаемся раскрыть суть некоторых из них. Это – спрос, предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Что они означают и какое значение они имеют для современного общества. Итак, мы попытаемся дать глубокое и обоснованное изложение этих экономических понятий.

Содержание

1.Введение 3
2. Закон спроса 4
3. Закон предложения 6
4. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество 9
5. Практические задания 13
6. Заключение 16
7. Библиографический список 17

Работа содержит 1 файл

контрольная по экономической теории.docx

— 40.48 Кб (Скачать)

      Таким образом, нам стала известна прямая зависимость спроса и предложения  от рыночной цены. Эта зависимость  проявляется в регулирующем воздействии  цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое  положение продавцов и покупателей. Имеется два варианта такого регулирования.

      Первый  вариант: рыночная цена возрастает, а  это ведет, с одной стороны, к  снижению спроса и, с другой стороны, к увеличению предложения. В результате экономический выигрыш оказывается  у производителей и продавцов (они  увеличивают выпуск и реализацию товаров, получая больше дохода).

      Второй  вариант: цена на товары снижается, что  способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с другой стороны, сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же сумму  денег они приобретают больше благ).

      Однако  нетрудно догадаться, что существует и обратная зависимость рыночной цены от спроса и предложения. Эта  закономерная связь такова. Во-первых, чем больше спрос, тем выше цена, и наоборот (при уменьшении спроса снижается цена). Во-вторых, чем больше предложение, тем ниже цена, и наоборот (с сокращением объема предложения  цена увеличивается).

      Еще в XIX в. в экономической теории возникла дискуссия: что определяет уровень рыночной цены - спрос или предложение? Как - при каком уровне цены - может быть достигнуто рыночное равновесие - равенство спроса и предложения? Здесь уместно вспомнить о двух прямо.

      Равновесная цена противоположных концепциях рыночной цены. Одна из них высказана английскими  классиками и К.Марксом и обосновывает приоритет предложения продавца (товаропроизводителя): цена - это денежное выражение стоимости товара, созданной  трудом. Другое учение, развитое австрийской  школой политической экономии, отстаивает приоритет спроса: потребности человека, полезность и ценность благ, а следовательно спрос покупателя, диктуют уровень рыночной цены.

      Как известно, выход из сложившегося противоречия нашел А.Маршалл. Прежде всего он сформулировал и выразил в  математической форме законы спроса и предложения. Затем он примирил противоположные учения о рыночной цене. В соответствии с реальной действительностью А.Маршалл считал, что рыночная цена отражает влияние  и предложения, и спроса. Как осуществляется двустороннее воздействие, видно на графике, где одновременно отражается кривая спроса (по цене) и кривая предложения (по цене). Точка пересечения этих линий характеризует уровень  равновесной цены.

      Теперь  мы рассмотрим указанные кривые на графике (рис.3).Точка Р на графике - равновесная цена, свидетельствующая,что цена продавцов (по которой им выгодно торговать), совпадает с ценой покупателей (которая устраивает последних). 
 
 
 
 
 
 
 

      Цена, руб.

2000 сп2

1500

1300

1000 Р с1 

800 п1

500 Кр

      2           4          6          9        15          25

                      Количество тонн в месяц

                 Рисунок 3 Установление равновесной цены 
 

      Если  спроецировать равновесную точку  на ось абсцисс, то мы обнаружим равновесное  количество (Кр), характеризующее количественное совпадение спроса и предложения.

      Теория  спроса и предложения, базирующаяся на концепции предельной полезности, не смогла раскрыть экономическую природу  равновесной цены. Ведь в данной точке воздействие спроса и предложения  на цену взаимопогашается, а поэтому  не понятно, чему соответствует данный уровень цены. А.Маршалл попытался  рассмотреть, например, предложение  как сумму цен факторов, затраченных  на производство товара. Однако получалось, что назначенная продавцом цена объясняется тоже ценой... А.Маршалл  счел нецелесообразным углубляться  в выяснение сути спроса и предложения. Он ограничился описанием воздействия  на цену рыночных сил.

        В свое время интересную попытку  глубоко раскрыть природу равновесной  цены с позиции трудовой теории  стоимости предпринял К.Маркс.  Он заметил, что предложение  и спрос регулируют только  временные колебания рыночных цен. По его словам, "в тот самый момент, когда эти противоположные силы становятся равными, они взаимно парализуют друг друга и перестают действовать в том или другом направлении. В тот момент, когда между предложением и спросом устанавливается равновесие и потому они перестают действовать, рыночная цена товара совпадает с его действительной стоимостью, с нормальной ценой, вокруг которой колеблются его рыночные цены".1

      Между тем несомненно, что равновесная  цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.

      1. Товаров представлено на рынке  не больше и не меньше, чем  нужно для потребления людей.  Все затраты на производство  благ окупаются их продажей  по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует  о наибольшей экономической эффективности  сложившейся рыночной ситуации. Нобелевский лауреат французский  экономист М. Аллэ вывел теоремы с такими фундаментальными положениями: "... всякая равновесная ситуация рыночной экономики является ситуацией максимальной эффективности, и, наоборот, всякая ситуация максимальной эффективности является равновесной ситуацией рыночной экономики".2

      2. В точке равновесия выражен  и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель  приобретает предельное (для его  дохода) количество полезностей.

      3. На рынке не обнаруживается  ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи  при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.

      Напротив, за пределами равновесной цены и  равновесного количества на рынке обнаруживаются две зоны, которые свидетельствуют  об определенном неблагополучии в отношении  экономического положения либо продавцов, либо покупателей.

      Одна  зона (на графике 6.4 она занимает пространство: С -Р -П,) - зона избытка товаров: здесь  предложение благ со стороны продавцов  превышает покупательский спрос. Такое  относительное товарное обилие может  быть результатом не только излишнего производства изделий, но и следствием непомерного вздувания цен, невысокого качества продуктов, дефицита (нехватки) денег у населения при неудовлетворенных потребностях или каких-либо других обстоятельств. Когда возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, то при определенных условиях может возникнуть кризис перепроизводства. Выходом из неблагоприятной ситуации может быть, в частности, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).

      Другая  зона (на графике: П1 - Р –С1) - зона дефицита товаров: здесь величина спроса превышает  количество предлагаемых товаров. Такая нехватка продуктов образуется по разным причинам:

      а) выпускается мало изделий высокого качества, пользующихся повышенным спросом;

      б) цены искусственно снижают (ниже стоимости  или равновесной цены), что ведет  к расширению покупательского спроса;

      в) денежные доходы населения возрастают быстрее, чем расширяется производство.

      Постоянный  дефицит товаров может при  определенных условиях перерасти в  кризис недопроизводства. Рынок реагирует  на товарный дефицит прямым или скрытым  ростом цен. Одновременно увеличивается  спекуляция - скупка недостающих вещей  по более низким ценам и их перепродажа  по более высоким ценам в целях  наживы. Выходом из критической ситуации может служить некоторое уменьшение роста денежных доходов населения, увеличение производства пользующихся спросом товаров или повышение  рыночных цен на эти продукты.

      4.Практические задания.

  

 1. Объем спроса на товар и цена на него имеют обратно пропорциональную зависимость. Можно ли на этом основании сделать вывод:                              

а) если цены на велосипеды снизятся, то их будет  куплено в текущем году больше, чем в предыдущем году;

б) если цены на велосипеды снизятся, а все  остальные факторы, влияющие на спрос, не изменятся, то велосипедов в текущем  году могут купить больше, чем в  прошлом году;

в) если цены на велосипеды снизятся, а доход  уменьшится, то велосипедов будет  куплено меньше;

г) если в текущем году цены на велосипеды снизятся, а доход увеличится, то велосипедов будет куплено меньше, чем в предыдущем году?

Ответ: б) если цены на велосипеды снизятся, а все остальные факторы, влияющие на спрос, не изменятся, то велосипедов в текущем году могут купить больше, чем в прошлом году.

     2. Какой из неценовых факторов приводит к сдвигу кривой предложения вправо?

а) рост цен на энергоресурсы;

б) увеличение издержек производства на единицу продукции;

в) снижение числа продавцов;                           

г) использование  более совершенных технологий;

д) потребительские  ожидания относительно будущих цен  и доходов.

Ответ: г) использование более совершенных технологий.

    3. Движение точки Б к точке В (график) может быть названо: 

а) ростом величины предложения;        

б) увеличением  объема спроса;               

в) возрастанием спроса;                        

г) нет  верного ответа.                            

 

Ответ: г) нет верного ответа.                            

   4. Пирожки заменяют булочки в потреблении, а масло дополняет. Что произойдет на соответствующих рынках, если цена булочек понизится?

а) цены пирожков и масла снизятся;

б) цена пирожков возрастет, а цена масла  понизится;

в) цена пирожков упадет, а масла повысится;

г) цены пирожков и масла вырастут.

Ответ: в) цена пирожков упадет, а масла повысится.

    5.   Увеличение предложения и спроса приведет:

а) к  увеличению равновесной цены и увеличению равновесного количества;

б) уменьшению равновесной цены и увеличению равновесного количества;

в) неопределенному  эффекту в отношении равновесной  цены и уменьшению равновесного количества;

г) неопределенному  эффекту в отношении равновесной  цены и увеличению равновесного количества.

Ответ: а) к  увеличению равновесной цены и увеличению равновесного количества. 
 

 

                                        Заключение

   Выполненная контрольная работа позволяет сделать следующие основные выводы.

     Спрос - это платежеспособная  потребность, то  есть сумма  денег, которую покупатели могут  и намерены заплатить за какие-то  нужные им изделия.

    На спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке и, конечно, цены на запрашиваемые товары.

Информация о работе Законы спроса и предложения