Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Рынок -- косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок -- это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок -- основа рыночной экономики.

Содержание

Введение……….……………………………………………………………………….….3
Глава1. Спрос и предложение……………………………………………………...…….….5
Общая характеристика спроса……………………………………….….5
Закон падающего спроса………………………………………...……..…7
1.3. Эластичность спроса……………………………………………...…..…..11
1.4. Общая характеристика предложения………………………………..…15
1.5. Закон изменения предложения………………………………………….18
1.6. Эластичность предложения……………………………………………...21
Глава2 Рыночное равновесие……………………………………………………..…24
Заключение…………………………………………………………………………….27
Литература……………………

Работа содержит 1 файл

спрос и предложение.doc

— 842.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……….……………………………………………………………………….….3

Глава1. Спрос и предложение……………………………………………………...…….….5

    1. Общая характеристика спроса……………………………………….….5    
    2. Закон падающего спроса………………………………………...……..…7

           1.3. Эластичность  спроса……………………………………………...…..…..11

           1.4. Общая характеристика  предложения………………………………..…15

           1.5. Закон изменения  предложения………………………………………….18

           1.6. Эластичность  предложения……………………………………………...21

Глава2 Рыночное равновесие……………………………………………………..…24 

Заключение…………………………………………………………………………….27 

Литература…………………………………………………………………………….28

 

Введение 

       Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

       Рынок -- косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок -- это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок -- основа рыночной экономики.

       Рынок -- это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличаются личным контактом между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными -- на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

       С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.

       У экономики есть очень действенный инструмент для объяснения этих и многих других изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров.

       Понятие предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). Сначала мы рассмотрим кривую спроса, а затем кривую предложения. Используя эти основные понятия, можно увидеть, как определяются рыночные цены. Именно движение цен - механизм цен, уравновешивает или приводит к равновесию предложение и спрос.

Инструменты, способствующие установлению равновесия на рынке:

       Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

       Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

       Наконец, в третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

       Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

       Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

       Но для того, чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:

Спрос;

И предложение.

       Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение -- совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

 

    Глава 1. Спрос и  предложение

     Закон изменения спроса и предложения  — важнейший закон рыночной экономики. Сторонники трудовой теории стоимости считают, что этот закон определяет колебания цен вокруг стоимости. Экономисты, приверженцы теории предельной полезности, используют этот закон для объяснения ценообразования на товарных рынках и рынках услуг вне связи с проблемой стоимости.

     Закон изменения спроса и предложения состоит в том, что между ценой и предложением имеет место прямая связь а между ценой и спросом — обратная. Это означает, что при прочих равных условиях при повышении цены предложение товаров и услуг возрастает, спрос на них уменьшается; при понижении цены предложение уменьшается, в то время как спрос растет.

     Особенность рыночного  механизма состоит  в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Рассмотрим подробнее эту зависимость. 

   1.1. Общая характеристика  спроса

     Спросом в западной экономической  литературе называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и определенный промежуток времени.

     Спрос на рынке выступает со стороны потребителя, вернее, покупателя и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать представленную на рынке потребность в товарах. Но это не всякая потребность, а лишь подлежащая удовлетворению и обеспеченная денежным эквивалентом, т. е. платежеспособная потребность. Для экономиста действительным представителем спроса является лишь тот, кто может предложить эквивалент за то, что получает. В современных условиях в качестве такого эквивалента выступают деньги. Отсюда платежеспособный спрос не равен потребности. Последние могут быть больше.

     С эволюцией обмена и рынка  претерпевает изменение и категория спроса. Так, при обмене товара на товар спрос представлен не в денежной форме, а в виде товаров, подлежащих обмену и выступающих при обмене в качестве эквивалентов. С развитием товарного обмена и рынка, появлением денег и товарного обращения спрос выступает уже в денежной форме, т. е. проявляется как платежеспособная потребность. В отличие от последней платежеспособный спрос — это не только потребность, обеспеченная денежным эквивалентом, но обязательно "вынесенная на рынок". По Кейнсу, это эффективный спрос. Он очень конкретен (в отличие от платежеспособной потребности), так как ориентирован всегда на покупку определенного товара или услуги.

     Различают платежеспособный спрос  на факторы производства (это спрос производства) и на предметы потребления (спрос населения). Последний во многом зависит от размера денежных средств, находящихся на руках населения, в сберкассах, различных выплат и наследства, размеров рынка, цены, полезности и качества товаров,

субъективных  вкусов и предпочтений.

     Различают также действительный спрос (реально предъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный спрос (нереализованная часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей). Неудовлетворенный спрос приобретает самые различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопительный. Для правильного понимания рыночной ситуации, разработки эффективных мер по ликвидации неудовлетворенного спроса необходимо стремиться к более точной оценке всех форм такого спроса и по объему, и по структуре, и по отдельных товарам, регионам, социально-экономическим группам населения (семей), различающихся уровнем материальной обеспеченности,

     Американский экономист X. Лейбенстайн делит потребительский спрос на функциональный и нефункциональный. Функциональным спросом считается та часть спроса, которая обусловлена свойствами самого товара, а не функциональным — не связанная со свойствами товара. Большинство населения покупает одни и те же товары. Часть населения приобретает   товары,   чтобы  выделиться   из   окружения; демонстративное потребление товара с тем, чтобы произвести впечатление. Этот эффект называют эффектом Веблена.  Лейбенстайн выделяет также спекулятивный и нерационалъный спрос.

     Спекулятивный спрос связан с высокими инфляционными ожиданиями, нерациональный спрос — с нарушениями рационального поведения покупателей.

     Платежеспособный спрос населения  может быть больше или меньше потребления. Если отвлечься от личного имущества, которое в общем фонде потребления превышает 60%, то спрос больше потребления на величину неудовлетворенного спроса. С учетом же накопленного имущества потребление всегда больше спроса.

Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленные факторы как экономического, так и социального, а также технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате использования рекламы, изменений моды и вкусов, предпочтений, окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цены на взаимозаменяемые. товары, количества населения, ожидания будущих цен и многого другого.

     В связи с этим различают  экзогенный и эндогенный спрос.  Экзогенный спрос — спрос, изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне системы свободного рынка. Эндогенный, или внутрений, спрос — это спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в этом обществе. 

1.2. Закон падающего  спроса

     Количество вещей, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить графически.

     Предположим, что при цене 5 долл. за единицу товара всеми потребителями будет куплено на рынке 10 единиц товара, при цене 4 долл. за единицу товара — 11, при цене 3 долл. — 12, при 2 долл. — 15 единиц и при цене 1 долл. — 20 единиц.

Информация о работе Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены