Теория производства и потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать теорию производства и теорию потребления.
Для выполнения поставленной цели в курсовой работе предусматривается решение следующих важнейших задач:
1 Рассмотреть теоретические основы производства и производственной функции.

Содержание

Введение
Глава 1 Теория производства
1.1 Производство и производственная функция
1.2 Производственная функция и технический прогресс
1.3 Издержки производства и их классификация
1.4 Связь производства и потребления продукции, определение оптимального их объема
1.5 Спрос. Кривая спроса
1.6 Предложение. Кривая предложения
1.7 Равновесие рыночное и отраслевое
Глава 2 Теория потребления
2.1 Потребительские предпочтения и полезность
2.2 Количественная и порядковая полезность
2.3 Кривая безразличия
Глава 3 Анализ производства продукции, затрат производства и реализации в зависимости от потребительской способности
3.1. Основные черты предприятия ОАО «Колобок»
3.2. Анализ спроса и потребительских предпочтений на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
3.3 Анализ факторов, влияющих на формирование спроса на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Теория производства и потребления.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

Аксиома о насыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему («больше всегда лучше») [10].

Под эту аксиому подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, ибо понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. Имеются случаи, когда антиблага для одних потребителей могут в то же самое время обладать положительной полезностью для других (дым от папиросы для курящего и некурящего, находящихся в одном помещении).

Эти три предпосылки необходимы для того, чтобы определить функцию полезности. Они не объясняют потребительских предпоч­тений, а только изображают их. Особенности предпочтений для каждого данного потребителя можно показать посредством кривых безразличия.

Функция полезности — это соотношение между объемами по­требляемых благ и уровнем полезности, достигаемом при этом потребителем (показывает предпочтения потребителя). Это свое­го рода целевая функция действий потребителя в потребительском (выборе, выражающая процесс упорядочивания выбираемых потре­бителем наборов благ до уровня удовлетворения потребностей [10].      

Полезность выражает меру удовлетворения, которую получает субъект от потребления блага или выполнения какого-либо действия. Это понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого. Полезность зависит от потребительских свойств благ и самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Сама полез­ность меняется с увеличением или уменьшением конкретного бла­га. В первом случае она убывает, во втором — увеличивается.

Полезность имеет свойство порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы, но не имеет свойства ко­личественной измеримости.

Различают общую (совокупную) и предельную полезность.

Общая (совокупная) полезность — это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.

Предельная полезность — это приращение степени удовлетворения (полезности) или использование дополнительной единицы бла­га за определенный период. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению (увеличению) общей полезности вследствие покупки дополнительной единицы данного блага.

Между общей и предельной полезностью существуют зависи­мости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увели­чивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыще­ния потребности в данном благе.

Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест тре­тью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же вели­ка, как предельная полезность от потребления третьей порции.

Темп рос­та общей полезности убывает, ибо величина предельной полезно­сти понижается.

Современная теория полезности восходит к утилитаризму- основному течению западной экономической мысли последних двух столетий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Количественная и порядковая полезность

Количественная (кардиналистская) полезность — субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель излучает от потребления благ, измеренное в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину по­лезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в услов­ных единицах — ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистической (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории стоимость (ценность) блага определяет­ся не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага за­висит от степени редкости блага и от степени насыщенности по­требности в нем.

Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности[10].

Эта теория нацеливала экономическую науку на изучение по­ведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независи­мых субъектов выступает определяющим фактором, воздейству­ющим на спрос.

Используя количественную теорию полезности, можно охарак­теризовать не только общую полезность, но и предельную полез­ность как дополнительное увеличение данного уровня благосос­тояния, получаемого при потреблении дополнительного количе­ства блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Большинство благ обладает свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некото­рого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага.

Закон убывающей полезности нередко называют первым за­коном Госсена, он заключает в себе два положении. Первое утверждает убывание полезности последующих единиц блага в од­ном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом. Второе положение утверждает убывание полезности каждой единицы блага по срав­нению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что но мере потребления новых порций одного и того же блага его общая полезность возрастает замедленно.

Второй закон Госсена формулирует условия оптимума потре­бителя. Из второго закона вытекает, что рост цены блага при не­изменности цен на все прочие блага и том же доходе вызывает снижение соотношения предельной полезности от его потребле­ния и цены, т, е. более низкий спрос.

Порядковая (ординалистская) полезность — субъективная по­лезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренное по порядковой шкале [5].

Порядковая теория полезности является альтернативой коли­чественной теории полезности.

Согласно этой теории предельную полезность измерить невоз­можно, потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а по­лезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий порядковой теории полез­ности предполагает упорядочение потребителем своих предпоч­тений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор на­бора благ по уровню удовлетворения. Графически система пред­почтений потребителя иллюстрируется посредством кривых без­различия.

 

 

 

2.3 Кривая безразличия

Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кри­вой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения.

      Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

1 Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.

2 Кривые безразличия для обычных благ всегда имеют отри­цательный наклон.

3 Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловлен­ную уменьшающимися предельными нормами замещения.

4     Кривые безразличия никогда не пересекаются.
Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более

предпочтительны, чем наборы благ, расположенные на менее удаленных от

координат, более предпочтительны, чем наборы благ, расположенные на менее удаленных от координат кривых.

Чтобы описать, предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия.

Основным рабочим понятием порядковой теории полезности считается предельная норма замещения (MRS).

Предельная норма замещения показывает, от скольких единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага.

Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного бла­га предполагает уменьшение потребления другого. Поскольку кри­вая безразличия выпукла вниз, к началу координат, то предельная норма смещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.

 

Глава 3 Анализ производства продукции, затрат производства и реализации в зависимости от потребительской способности

Спрос населения на потребительские товары формируется под влиянием экономических, социальных, демографических, природно-климатический и других факторов, изменяющихся в процессе развития общественного производства. И вместе с тем меняются направление и степень их влияния на спрос. Поэтому необходимы тщательное изучение спроса, анализ тенденций и закономерностей его развития, прогнозирование объемов и структуры спроса и розничного товарооборота.

Покупательский спрос подразделяется на реальный, удовлетворенный и неудовлетворенный. Реальный спрос определяется суммой денежных средств, направляемых населением на покупку товаров и оплату услуг при определенном уровне цен на них. Удовлетворенный (или реализованный) спрос составляет основную часть платежеспособной потребности. Он меньше реального спроса на величину неудовлетворенного спроса на товары и услуги.

Для правильной разработки заказов на производство товаров народного потребления покупательский спрос принято делить на макро - и микроспрос. Критерии отнесения спроса к той или иной группе различны.

По товарному признаку к макроспросу относят общий объем спроса, а также спрос на укрупненные товарные группы, к микроспросу - спрос на отдельные виды товаров, входящие в эти микрогруппы.

Экономический анализ – наиболее действенная форма контроля за выполнением предприятием необходимых нормативов, выполнения скрытых ресурсов, путей повышения экономической эффективности использования материальных, денежных и трудовых ресурсов и т. д.

Анализ означает расчленение, разложение сложного на отдельные составные элементы. Аналитическое расчленение целого, сложного не может быть самопроизвольным, оно проводится с учетом специфики анализируемого объекта, что позволяет выявить его главные стороны [14].

Перед экономическим анализом стоят следующие задачи: обоснование реальности плановых показателей на перспективу, контроль и всесторонняя оценка выполнения плановых заданий по объему, количеству, структуре и качеству выпускаемой продукции, оценка эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, контроль за их рациональным использованием, за соблюдением режима экономии, требований хозяйственного расчета, изыскание резервов повышения экономической эффективности и улучшения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Объектами экономического анализа являются хозяйственные процессы предприятия, формирующиеся под влиянием разнообразных объективных и субъективных причин (факторов) и получающие соответствующее отражение в системе экономической учетно-отчетной информации.

Наиболее ответственный момент в экономическом анализе – определение конкретных объектов исследования, которыми могут быть все стороны деятельности (производственная, сбытовая, заготовительная и др.) или только отдельные из них, что позволит дифференцировать экономический анализ как полный (сплошной) или как частичный (выборочный) [14].

Экономический анализ должен быть конкретным, целенаправленным, оперативным, действенным, систематическим, объективным и достоверным. Результаты любого, а тем более экономического анализа зависят от научности метода, положенного в основу его проведения.

Конкретное содержание анализа хозяйственной деятельности раскрывается при характеристике его составных элементов.

Экономический анализ осуществляют поэтапно. На первом этапе выясняют предварительные результаты работы предприятия по основным показателям (объем выпуска, объем продаж,  себестоимость и др.), то есть оценивают степень выполнения плана. На втором этапе анализ углубляется, детализируется, например, объем выпуска рассматривается по видам продукции, выявляются факторы (причины), степень и характер их влияния на выполнение плановых заданий.

 

 

3.1 Основные черты предприятия ОАО «Колобок»

Предприятие «Колобок» является открытым акционерным обществом. Это самостоятельный хозяйственный субъект. С правом юридического истца, действующий на принципах хозрасчета и самофинансирования, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует хлебобулочную продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Информация о работе Теория производства и потребления