Теория производства и потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать теорию производства и теорию потребления.
Для выполнения поставленной цели в курсовой работе предусматривается решение следующих важнейших задач:
1 Рассмотреть теоретические основы производства и производственной функции.

Содержание

Введение
Глава 1 Теория производства
1.1 Производство и производственная функция
1.2 Производственная функция и технический прогресс
1.3 Издержки производства и их классификация
1.4 Связь производства и потребления продукции, определение оптимального их объема
1.5 Спрос. Кривая спроса
1.6 Предложение. Кривая предложения
1.7 Равновесие рыночное и отраслевое
Глава 2 Теория потребления
2.1 Потребительские предпочтения и полезность
2.2 Количественная и порядковая полезность
2.3 Кривая безразличия
Глава 3 Анализ производства продукции, затрат производства и реализации в зависимости от потребительской способности
3.1. Основные черты предприятия ОАО «Колобок»
3.2. Анализ спроса и потребительских предпочтений на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
3.3 Анализ факторов, влияющих на формирование спроса на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Теория производства и потребления.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

Бухгалтерские издержки отличаются от экономичес­ких издержек тем, что они не включают стоимость факто­ров производства, являющихся собственностью владельцев фирм. Бухгалтерские издержки меньше экономических на величину неявного заработка предпринимателя, его жены, неявной земельной ренты и неявного процента на собствен­ный капитал владельца фирмы. Иначе, бухгалтерские из­держки равны экономическим минус все неявные из­держки.

Варианты классификации издержек производства много­образны. Начнем с установления различий между явными и неявными издержками.

Явные издержки — это альтернативные издержки, принимающие форму денежных платежей собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов. Они определяются суммой расходов фирмы на оплату покупаемых ресурсов (сырья, материалов, топлива, рабочей силы и т. п.) [17].

Неявные (вмененные) издержки — это альтернатив­ные издержки использования ресурсов, которые принадле­жат фирме и принимают форму потерянного дохода от ис­пользования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Они определяются стоимостью ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы.

Различные концепции издержек производства обуслов­ливают и различные концепции прибыли. Выделяют бух­галтерскую, экономическую, нормальную прибыль.

Бухгалтерская прибыль — это разница между дохо­дом фирмы и явными издержками. Бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных издержек. Экономическая прибыль — это разница между бух­галтерской прибылью и величиной неявных (вмененных) издержек. Экономическая прибыль показывает, что на дан­ной фирме ресурсы применяются более эффективно. Поэто­му экономическая, а не бухгалтерская прибыль выступает критерием эффективного использования ею имеющихся ре­сурсов.

Нормальная прибыль возникает тогда, когда общая выручка фирмы равна общим издержкам, рассчитанным как издержки отвергнутых возможностей для всех применен­ных ресурсов. Нормальная прибыль равна неявным издерж­кам, вложенным в дело, но не направленным в производство. Итак, под нормальной прибылью понимается вознагражде­ние за выполнение предпринимательских функций. Нор­мальная прибыль является элементом внутренних издержек наряду с внутренней рентой и внутренней заработной пла­той. Она позволяет удерживать предпринимательские ре­сурсы в определенной сфере деятельности.

Классификация издержек производства может быть осу­ществлена с учетом мобильности факторов производства. Выделяются постоянные, переменные и общие из­держки.

Постоянные издержки — издержки, величина кото­рых в коротком периоде не изменяется в зависимости от изменения объема производства. Их иногда называют «на­кладными расходами» или «безвозвратными издержками». К постоянным издержкам относятся расходы на содержание производственных зданий, закупку оборудования, рентные платежи, процентные выплаты по долгам, жалованье управ­ленческого персонала и т. д. Все эти расходы должны фи­нансироваться даже тогда, когда фирма ничего не произ­водит [17].

Переменные издержки — издержки, величина кото­рых изменяется в зависимости от изменения объема произ­водства. Если продукция не производится, то они равны нулю. К переменным издержкам относятся расходы на по­купку сырьевых ресурсов, топливо, энергию, транспортные услуги, заработную плату рабочим и служащим и т. д. В су­пермаркетах оплата услуг работников-контролеров входит в переменные издержки, поскольку управляющие могут приспособить объем данных услуг к числу покупателей.

Общие издержки (ТС) — совокупные издержки фир­мы, равные сумме ее постоянных и переменных издержек, определяются по формуле:

ТС = FC + VC.

Общие издержки увеличиваются по мере увеличения объема производства.

Издержки на единицу производимых благ имеют форму средних постоянных издержек, средних переменных издержек и средних общих издержек.

Средние постоянные издержки (AFC) — это общие постоянные издержки на единицу продукции. Они опреде­ляются путем деления постоянных издержек (FC) на соот­ветствующее количество (объем) выпущенной продукции:

AFC = FC / Q.

Поскольку общие постоянные издержки не изменяются, то при делении их на увеличивающийся объем производства средние постоянные издержки будут падать по мере увели­чения количества выпускаемой продукции, ибо фиксированная сумма издержек распределяется на все большее и большее количество единиц продукции. И, наоборот, при сокращении объема производства средние постоянные из­держки будут расти.

Средние переменные издержки (AVC) — это общие переменные издержки на единицу продукции. Они опреде­ляются путем деления переменных издержек на соответ­ствующее количество выпущенной продукции:

                                                AVC - VC / Q.

Средние переменные издержки вначале падают, достигая своего минимума, затем начинают расти.

Средние (общие) издержки (АС) — это общие из­держки производства на единицу продукции. Они определя­ются двумя способами:

а)              путем деления суммы общих издержек на количество

произведенной продукции:

                                             АТС = ТС / Q;

б)              путем суммирования средних постоянных издержек и
средних переменных издержек:

           АТС = AFC + AVC.

Вначале средние (общие) издержки высокие, поскольку производится небольшой объем продукции, а постоянные издержки большие. По мере увеличения объема производства средние (общие) издержки снижаются, и достигают минимума, а затем начинают расти.

Предельные издержки (МС) — это издержки, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки равны изменению общих издержек, деленному на изменение объема произведенной продукции, т. е. они отражают изменение издержек в зависимости от количества выпускаемой продукции. Поскольку постоянные издержки не меняются, то постоянные предельные издержки всегда равны нулю, т. е. M.FC = 0. Поэтому предельные издержки — это всегда предельные перемен­ные издержки, т. е. MVC = МС. Из этого следует, что уве­личивающаяся отдача переменных факторов сокращает предельные издержки, а понижающаяся отдача — наобо­рот, их увеличивает.

Предельные издержки показывают, какова величина за­трат, которые фирма понесет при росте производства на пос­леднюю единицу продукции, или тех средств, которые она сэкономит в случае уменьшения производства на данную единицу. В том случае, когда дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции меньше средних издержек уже произведенных единиц, про­изводство данной следующей единицы понизит средние об­щие издержки. Если же издержки на следующую дополни­тельную единицу будут выше, чем средние издержки, ее производство повысит средние общие издержки.

 

1.4 Связь производства и потребления продукции, определение оптимального их объема

Производство и потребление — это неотъемлемая часть жизни и деятельности людей. Производство и потребление взаимосвязаны. Нельзя потреблять больше, чем произведено (не считая поставок по импорту). Поэтому можно сделать вы­вод, что производство является некоторым регулятором по­требления продукции, товаров, благ и услуг.

В экономической литературе рассматриваются три уровня потребления: личное и семейное, производственное и общественное.

Личное и семейное потребление — это потребление продуктов и предметов одежды, личного транспорта, бытовых услуг, духовных ценностей для удовлетворения личных и семейных по­требностей. Производственное потребление — потребление ос­новных и оборотных фондов, информации. Общественное по­требление состоит в использовании духовных и материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей народного хо­зяйства, общества и каждого человека как члена общества (образование, культура, искусство, спорт и др.) [1].

Различают конечное и промежуточное потребление. Ко­нечное потребление — это использование законченных производством орудий и предметов труда, а также продуктов по­требления. Промежуточное (текущее) потребление — потребление во время производства, когда изделие находится еще в обработке (незавершенное производство).

Примерами текущего потребления могут служить трата средств предприятием на текущие (по мере производства про­дукции) нужды. Рациональное потребление чаще всего регла­ментируется нормативами, нормами, которые носят рекомен­дательный характер. В то же время каждый человек может сам определять для себя рациональные нормы потребляемых про­дуктов.

Между производителем и потребителем продукции возни­кают сложные взаимоотношения. Производитель, например, может создать дефицит продукции и поставить потребителя в зависимость («бери что предлагают»), в свою очередь, потреби­тель может пойти к другому производителю, если первый уста­новит высокие цены или снизит качество продукции.

В условиях рыночной экономики, неустойчивости общей конъюнктуры рынка стратегия управления призвана способст­вовать стабилизации производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия. Устойчивость дохода предприятия и его успех напрямую зависят от качества стратегических решений. Однако добиться устойчивого роста доходов без маркетинговых исследований невозможно.

Проблема привлечения покупателей и сбыта продукции ре­шается благодаря маркетингу.

Главными инструментами маркетинга являются учет, про­гнозирование спроса, анализ коньюктуры рынка, реклама.

Учет — система регистрации данных, используемая для от­ражения хозяйственной деятельности в целях получения масси­ва информации для эффективной организации процесса управ­ления. Существуют три основных вида учета: оперативный, бухгалтерский и статистический.

Прогнозирование спроса — форма научного предвидения, ре­зультат специального исследования перспектив. Прогнозирова­ние может быть пассивным (описание, сложение, мони­торинг) и активным. Активное прогнозирование вклю­чает программу практических действий для достижения опре­деленных, заранее поставленных целей. Прогнозирование помогает вырабатывать рекомендации, например, для разработки продукции, исследовании рынка, установления цен, разверты­вания службы сервиса, повышения эффективности управления. По времени упреждения будущих событий прогнозирование под­разделяют на краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное и сверхдолгосрочное (рассчитанное на длительную перспективу).

Анализ конъюнктуры рынка — анализ сложившихся в опреде­ленный период и в конкретном месте — регионе — социально-экономических, торгово-организационных и других условий реализации продукции.

Успех фирмы утверждается высоким качеством продукции и услуг, постоянным их совершенствованием и обновлением, ус­тановлением научно-обоснованных цен, работой с заказчика­ми, поставщиками и потребителями продукции.

Реклама — это комплекс средств и приемов, направленных для достижения конечной цели — реализации товаров и услуг и создания спроса на них. Она предполагает установление кон­такта между продавцом и потенциальным покупателем предла­гаемой продукции в целях побуждения последнего приобрести эту продукцию. Реклама продукции имеет четкую цель, для реализации которой подбираются соответствующие способы воздействия на клиента. К целям рекламы относятся создание, и расширение рынка сбыта продукции, создание имиджа пред­приятия, повышение уровня собственной организации произ­водства (внутрифирменная реклама) [1].

Дли того, чтобы реклама имела успех, она должна быть правдивой, соответствовать действительности и выделять толь­ко тс качества и достоинства, которыми обладает рекламируе­мый товар.

В завершение главы можно сделать ряд выводов:

1        Промышленное производство материализует научные разработки, занимается воспроизводством материальных и духовных благ. Его задача — наиболее полное удовлетворе­ние потребностей человека и общества в целом высококаче­ственными орудиями, предметами труда и предметами по­требления.

2      Эффективная работа производства обеспечивается высо­ким техническим уровнем производства, организацией про­изводства и труда, подбором, расстановкой, воспитанием и повышением квалификации кадров, высокой производст­венной, трудовой и исполнительской дисциплиной работ­ников.

3      Весьма важен выбор партнеров и компаньонов по делу. Недооценка их личностных, потенциальных и коллективи­стских качеств в предпринимательстве может привести к краху дела, фирмы, потере авторитета или проблемам с уго­ловным кодексом.

4      Большое значение в эффективной работе производства имеют информационные ресурсы. Своевременное использо­вание данных научной, технической, экономической ин­формации и прогнозирования помогает разрабатывать тех­нологические   конструкции  изделий,   изготавливаемых   в производстве, сертифицировать их и организовывать сбыт на отечественном и международном рынках.

5      Особая роль в повышении эффективности производства отводится новейшим технологиям, позволяющим снижать трудоемкость обработки продукции, себестоимость изделий, повышать производительность труда и качество выпускае­мой продукции.

6      Производство является некоторым регулятором потреб­ления продукции. Нельзя потреблять товаров, благ и услуг больше, чем произведено. Производство и потребление — необъемлемая часть жизни и деятельности людей.

7      Маркетинг выступает в виде процесса согласования воз­можностей производства и потребления.

8      Реклама устанавливает контакты между производством и производителем продукции и потенциальным потребителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Спрос. Кривая спроса

Спрос — отношение между ценой блага и ею количеством, ко­торое покупатели хотят и в состоянии купить.

Информация о работе Теория производства и потребления