Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:04, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать теорию производства и теорию потребления.
Для выполнения поставленной цели в курсовой работе предусматривается решение следующих важнейших задач:
1 Рассмотреть теоретические основы производства и производственной функции.
Введение
Глава 1 Теория производства
1.1 Производство и производственная функция
1.2 Производственная функция и технический прогресс
1.3 Издержки производства и их классификация
1.4 Связь производства и потребления продукции, определение оптимального их объема
1.5 Спрос. Кривая спроса
1.6 Предложение. Кривая предложения
1.7 Равновесие рыночное и отраслевое
Глава 2 Теория потребления
2.1 Потребительские предпочтения и полезность
2.2 Количественная и порядковая полезность
2.3 Кривая безразличия
Глава 3 Анализ производства продукции, затрат производства и реализации в зависимости от потребительской способности
3.1. Основные черты предприятия ОАО «Колобок»
3.2. Анализ спроса и потребительских предпочтений на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
3.3 Анализ факторов, влияющих на формирование спроса на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
Заключение
Список используемой литературы
Главными задачами предприятия являются удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов собственника имущества предприятия.
Предприятие реализует свою продукцию, товары, работы и услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно, а в случаях, предусмотренных законодательством, по регулируемым ценам.
Источником формирования финансовых ресурсов предприятия является прибыль, средства, получаемые за счет паевых и иных взносов учредителей, а также иные финансовые поступления на законных основаниях.
Производственная мощность данного предприятия – максимально возможный выпуск продукции в сутки при полном использовании производственного оборудования – составляет 8,1 тонн в сутки. На заводе выпускается хлеб десяти и булочные изделия до пятнадцати наименований. Предприятие в своем перечне продукции имеет не только хлебобулочные изделия, но и такую продукцию, как сухарь, кондитерские изделия в ассортименте.
Наряду с производством хлебобулочных изделий предприятие изготавливает и реализует торгующим организациям тару для укладки и хранения хлебобулочной продукции в виде бортовых деревянных лотков.
Для предприятия обязательны требования потребителя и их полное и своевременное удовлетворение. Для осуществления этих задач ОАО «Колобок» обеспечивает:
1 всестороннюю интенсификацию, ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда, ресурсосбережение, увеличение прибыли;
2 социальное развитие коллектива, создание благоприятных условий для высокопроизводительного труда, последовательное осуществление принципа распределения по труду, социальной справедливости;
3 самоуправление трудового коллектива, создающее личную заинтересованность каждого работника в хозяйском использовании собственности.
3.2 Анализ спроса и потребительских предпочтений на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
В период с 12.01.2007г. по 21.03.2007г. были проведены маркетинговые исследования по изучению потребительского спроса на рынке хлебобулочных изделий.
Службой маркетинга на территории города Екатеринбурга было опрошено 354 человека.
Ввиду отсутствия систематизированной информации о состоянии хлебобулочных изделий на территории города Екатеринбурга для изучения спроса был выбран поисковый тип исследования.
Проведенные нами мероприятия по изучению спроса преследовали следующие цели:
- выявление объемов и структуры спроса на рынке хлебобулочных изделий на территории города Екатеринбурга, с учетом территорий, групп потребителей, товарных групп;
- выявление сезонных колебаний спроса на хлебопродукты;
- выявление основных тенденций в объеме и структуре спроса;
- выявление потребительских предпочтений;
- прогноз изменения объемов и структуры спроса.
Для достижения целей исследования было признано целесообразным осуществить сбор первичной информации, включающей в себя сведения о:
- месте приобретения хлебопродуктов
- объеме и интенсивности потребления хлебопродуктов;
- сортовых предпочтениях;
- приверженности определенному производителю;
- самостоятельной выпечке хлеба;
- изменении потребления хлеба в последнее время;
- степень удовлетворенности спроса на хлебопродукты.
В качестве носителей необходимой информации были выбраны непосредственные потребители хлебобулочных изделий. Всего было опрошено 354 человека, в том числе 50% мужчин и 50% женщин. 20,3% респондентов были моложе трудоспособного возраста, 13,6% респондентов старше трудоспособного возраста, а 66,1% опрошенных находились в трудоспособном возрасте. Поэтому для репрезентативности полученных данных, в частности численности выборки населения города Екатеринбурга, воспользуемся формулой расчета численности выборки респондентов и проведения маркетинговых исследований потребительского спроса на рынке хлебобулочных изделий.
Формула расчета численности выборки:
где n - численность выборки;
t - коэффициент доверия (норматив - 2);
G - дисперсия изучаемого признака;
DN - предельная заданная ошибка выборки (норматив - 0,8);
N - генеральная совокупность (численность населения).
Для расчета возьмем численность всего населения города Екатеринбурга, итак, 614,7 тыс. человек - всего, а употребляющих хлеб и хлебобулочные изделия - примерно 590 тыс. человек; 3,2 - среднестатистическая численность семьи по России.
Произведем расчет:
G = 590000 : 3,2 = 184375 (семей в городе Екатеринбурге).
Численность выборки равна:
Численность выборки (n) составляет 319 человек. Таким образом, мы можем сделать вывод о репрезентативности полученных результатов, то есть, мнение респондентов является отражением мнения всего населения города Екатеринбурга.
В качестве метода исследования был выбран опрос. Опрос потребителей проводился на улицах города, а также в торговых залах магазинов, торгующих хлебобулочными изделиями (в этом случае потребители психологически наиболее подготовлены для ответов на поставленные вопросы).
В качестве инструмента исследования применялось непосредственное интервью потребителей, входящих в состав выборки, с использованием опросных листов, в которых анкетерами фиксировались ответы спрашиваемых. В ходе исследования спроса покупателям было задано 12 вопросов. Образец опросного листа приводится в приложении № 1.
Анкетное исследование позволило выявить следующую модель покупательского поведения. В среднем по городу 1 покупатель приобретает хлеб на 2,95 человек, при этом он осуществляет покупку 1,36 условной булки. По нашим расчетам, исходя из выявленной модели поведения, спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия составляет 863,6 тыс. условных булок в день. Причем, как свидетельствуют ответы руководителей хлеботоргующих предприятий города, этот спрос в целом удовлетворяется. Так, 75,7% руководителей считают, что спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия удовлетворяется полностью, 4,3% руководителей отметили, что спрос удовлетворяется по отдельным ассортиментным позициям, и лишь в каждом пятом магазине указали на несоответствие предложения реальному спросу покупателей.
Анализ ответов потребителей позволил также выявить наличие сезонных колебаний в объеме спроса, предъявляемого населением на хлеб. На это указали 80% опрошенных респондентов. Сезонные колебания спроса проявились в некотором увеличении объема потребления хлеба и хлебобулочных изделий в осенне-зимний период, причем наибольший пик потребления приходится на начало осени и, по некоторым оценкам, конец зимы. Одновременно объем потребления в летний период несколько сокращается, что связывалось с сезонными изменениями в структуре потребления (в пользу овощей и фруктов). В то же время, в течение летнего периода респондентами было отмечено наличие роста объемов покупок в предвыходные дни, это связывалось с маятниковой миграцией населения в пригороды, приходящиеся на пятницу - воскресенье.
Анализ ответов потребителей позволил выявить следующие тенденции в развитие потребления хлеба и хлебобулочных изделий за последние три года. Данный результат объясняется особенностями формирования структуры потребления в малообеспеченных семьях, возникшей с введением свободных цен на большинство потребительских (в том числе, продовольственных) товаров и услуг.
Либерализация цен, хотя и привела к появлению многих видов потребительских товаров, вместе с тем, обусловила значительные негативные явления в потребительской сфере. Вследствие роста цен и снижения реального платежеспособного спроса населения изменилась структура питания, прежде всего этой группы населения: сократилось потребление мясных, молочных и рыбных продуктов и увеличилось потребление хлебопродуктов, ставших относительно дешевыми по сравнению с другими продовольственными товарами.
Большее число опрошенных покупателей (45,8%) указали, что потребление хлеба и хлебопродуктов в их семьях за последние три года не изменилось. О снижении потребления хлеба за этот период заявили лишь 25,2% опрошенных покупателей, проживающих в городе Екатеринбурге, что можно связать, как с попытками оптимизировать потребление хлеба, так и с периодом его выпечки в домашних условиях.
В целом, сравнение данных о потреблении хлеба и хлебобулочных изделий, полученных в ходе анкетного опроса потребителей, с данными об изменении объема реализации хлеботоргующих предприятий, полученных в ходе опроса экспертов, позволяют сделать следующий общий вывод:
— за последние три года не произошло резкого сокращения общего объема спроса на хлеб и хлебобулочные изделия, а наметилась тенденция к его перераспределению по субъектам хлебного рынка в пользу хлебных ларьков и т.п.
Предположительно, выше обозначенные тенденции сохранят свое действие в краткосрочной перспективе и усилятся в долгосрочной в случае отсутствия регулирующего воздействия со стороны органов исполнительной власти города на процессы формирования спроса и потребления хлеба и хлебопродуктов.
По результатам анкетного опроса потребителей были выявлены следующие потребительские предпочтения:
согласно ответам потребителей, в среднем по городу среднестатистический покупатель приобретает 1,75 сорта хлеба и хлебобулочных изделий из имеющихся в наличии 9 сортов. При этом опрос выявил наличие разброса потребительских предпочтений по сортам в зависимости от территориального признака.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что количество предпочитаемых потребителями сортов хлеба и хлебобулочных изделий находятся в тесной прямой зависимости от качества сортов, реализуемых хлеботоргующими предприятиями соответствующего района города, и в значительной мере формируются под влиянием проводимой магазинами ассортиментной политики.
По данным спроса, наибольшей популярностью у потребителей пользовался хлеб различных белых сортов (52,6% респондентов). Второе по популярности место занимает хлеб различных ржаных сортов (43,4% респондентов). Хлеб серых сортов особой популярностью у потребителей не пользовался. Лишь 3,1% респондентов делали выбор в его пользу. И еще 0,9% опрошенных покупателей не высказали каких-либо особых предпочтений при выборе сорта хлеба. Согласно ответов респондентов, фактически приобретаемый ими в магазине сорт хлеба, как правило, соответствовал структуре их потребительских предпочтений. В числе факторов, определяющих структуру потребительских предпочтений в Екатеринбурге, респондентами были названы причины субъективно-психологического характера: привычки, вкусовые предпочтения, соображения медицинского характера (рекомендации врачей, количество калорий и витаминов). Причем ценовой фактор на структуру потребительских предпочтений по сортам (вопреки распространенному мнению), как правило, существенного влияния не оказывал.
В результате опроса было выявлено, что 2% опрошенных покупателей не приобретают кроме хлеба никаких хлебобулочных изделий. Анализ ответов респондентов, приобретающих хлебобулочные изделия, позволил выявить следующую структуру их потребительских предпочтений.
Таблица 1
Структура потребительских предпочтений населения города Екатеринбурга по хлебобулочным изделиям (кроме хлеба).
Вид хлебобулочных изделий | Доля потребителей, предпочитающих данный вид, % |
Батон (любой) | 46,0 |
Булочки, рожки и т.п. | 29,8 |
Печенье | 11,0 |
Пряники | 9,8 |
Кексы | 0,8 |
Сухари | 0,3 |
Баранки | 0,1 |
Пирожки | 2,2 |
Итого: | 100 |